Бурно Марк Евгеньевич московский психотерапевт, профессор кафедры психотерапии
и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования.
Очерк «О характерах людей» рассказывает самое существенное о каждом
человеческом характере, о болезненных характерологических расстройствах, о том,
как сделаться терпимее к близким «трудным» людям, изучив, по возможности,
особенности их мироощущения и поведения.
В разделе «О некоторых душевных расстройствах» дается азбука душевных расстройств, душевных трудностей, с которыми психотерапевт постоянно встречается в своей практике. Здесь не говорится о галлюцинациях, расстройствах сознания, слабоумии и тому подобной патологии, ибо это заведомо дело психиатра. Но навязчивости, страхи, болезненные сомнения, тревожную мнительность, мешающую жить застенчивость, ипохондрические, депрессивные расстройства, конечно же, нужно изучить-прочувствовать, чтобы, по возможности, психотерапевтически-глубже помочь себе и другим людям, страдающим от всего этого, или же посоветовать кому-то из них обратиться к психиатру.
Очерк «Сила слабых» о людях застенчивых, нерешительных, тревожных, совестливых, инертных. Нередко называют их слабыми людьми. Физиологической основой такого душевного склада является павловский слабый тип высшей нервной деятельности, соответствующий гиппократовскому меланхолическому темпераменту.
Содержит примеры психотерапевтической прозы.
Работа «Психопатии» написана в психиатрически-психотерапевтической молодости автора. Здесь еще нет сегодняшней четкости в понимании, видении характеров, психопатических расстройств. Зато есть немало свежего дыхания, живых примеров из художественной литературы, искусства. Всем этим «Психопатии», думается, могут дополнять очерк последних лет «О характерах людей».
В разделе «О терапии творческим самовыражением» рассказывается о том, как могут помочь себе люди с разнообразными душевными трудностями.
Письма пациентам
«Из многих действительных писем к своим пациентам я составил эти обобщенные письма — таким образом и для того, чтобы помочь людям с душевными трудностями, быть может, усмотреть в этих письмах переживания, подобные своим, узнать, что здесь может серьезно помочь, обратиться к психотерапевту или же самому попробовать помочь себе, хотя бы элементарно, в том духе, как тут рассказано.»
Вы уже никогда не сможете пить понемногу
Ваши переживания естественны...
Вам необходимо возненавидеть свои истерические расстройства
У Вас навязчивые страхи
Надо работать, служить радостно людям
Неврастения вернулась
Дрессировать себя!
Может быть, попробовать собирать марки
В каждом кусочке Вашей жизни сверкает эгоцентризм
Я останусь жить, пока живет Человечество
Когда человек что-то делает, переживает по-своему, он больше чувствует себя собой
Вы недостаточно ясно пока понимаете ценность своего душевного склада
«Здесь нужны короли и поэты»
Есть и грани созвучия
Красная кастрюля
Психотерапия с помощью фотографии
Кот-меланхолик
Деревенский апрель
Рассказ, который лечит (интервью с М. Е. Бурно)
Интервью М. Е. Бурно Аталии Беленькой
Об общественной ценности дефензивных людей
«Душа России» и душевное здоровье
Психотерапия в «стране бедняков»
Ася Куроедова. Психотерапевтический рассказ
Целебные крохи воспоминаний
Интервью об отличниках, приспособленности и неприспособленности к жизни
Координаты Центров Терапии творческим самовыражением по регионам
О терапии творческим самовыражением официально
Глоссарий по работам М.Е. Бурно
Светлана Стрижова. Культура счастья для интроверта (новое)
Рената Ларичева. В ловушке собственного детства
Рената Ларичева. Колыбельная для судьбы
Отклики на статью «В ловушке собственного детства»
Александрина. О счастье быть самим собой
Вячеслав Алексеев. Мы другие, не такие...
Несколько вопросов автору по этой статье
Т.Е. Гоголевич. Флористика и аутический характерологический радикал
Г.Н. Иванова, И.Н. Иванова. Шизоид в обыденной жизни и на работе
Рената Ларичева. Винни-Пух как суперлидер нашего времени
Интервью Ренаты Ларичевой. «Молюсь прекрасному и высшему Предназначенью своему...»
Е.А. Добролюбова. К терапии пассивным творческим самовыражением
Владимир Иванов (Болгария). Оставайся верным самому себе!
Винцас Данейка. Советы меланхолику
Мишель Серр. Всему остальному не верьте
Психотерапия творческого поражения
Сергей Макин. Неужели несовершенство ближе?
Валерий Гурвич. Желание прекрасной вещи
А. Родионов. Отзыв и Притча о совершенстве
Где страх, там слабому спасение... Беседа с психотерапевтом Н. Е. Симоненко
Екатерина Карпова. Почему мы не рисуем?
Александрина. Горемычная муза. Стихи
Диана Исламова. Девушка, которая любила кактусы. История одной белой вороны
Алена Гриценко. О силе и слабости
Татьяна Гоголевич. Приём на дому
Татьяна Гоголевич. Как я лечила животных
Неприступность
Сильная женщина
Приёмы, повышающие самооценку и самоуважение
Религия и медицина
Тому, кто «на депрессии женат»
Своя стезя
Философия жизни глазами психастеника и аутиста
Евгений Топильский. О тех, кто придерживает двери
Аталия Беленькая. Рисунок собственной души
Евгения Бильченко. Размышления о Смехе, смехе и плаче
Людмила Соловьёва. Вентспилсское счастье «Консуэло»
Григорий Ненароков. Институт сангвиников
Григорий Ненароков. На работе (характерологический очерк)
«Терапия творчеством» в жизни Германа Гессе
Ирина Морозовская: «Каждому человеку нужна внутренняя теплица»
Ирина Морозовская: «Для меня смысл важнее комфорта»
С. М. Павлова. Самосознание в профессии
Марина и Сергей Дяченко. Рассказ «Заклинание»
Борис Заходер. Отшельник и Роза
Сила слабых. Статья и интервью М.Е. Бурно журналу «Эко»
... Если поместить такого человека в «оранжерейные« условия, он не будет страдать?
Все равно будет страдать. Он генетически устроен так. Страдание живет внутри него, и именно из массы дефензивных выходят великие творцы, поскольку легче «страдать» творчеством... Кого ни возьмем все это, по сути, страдающие люди: Дюрих, Данте, Шекспир. Если бы они не погружались в творчество, то неизвестно, что бы с ними было...
Вячеслав Алексеев. Мир на качелях (www.youwillbeok.com)
...Остались те, кто никуда не торопится. Основной мир их жизни тот, из детства. Не понимайте меня буквально, они живут, конечно, не по-детски, хотя им постоянно говорят «Что ты ведешь себя, как ребенок?». Невооруженным глазом видно они не от мира сего. Замечено, что истинные целители, предсказатели, не такие, как все. Им не нужны власть, богатства, известность, уважение. Они к ним равнодушны. Их мир также самодостаточен, как и этот, наш.
А теперь главное. Оба мира не могут существовать вместе...
Владимир Леви. Одно из определений Бога (http://www.levi.ru/tema/lovepark/opredelenboga.php)
...Хорошо ли понята эта данность что любят не сильных? И красивых не любят, а только ценят. За сильных держатся, их уважают, боятся, ими гордятся. Красивыми восхищаются, опьяняются. Достойнейшим поклоняются. А вот любят слабых...
Алексей Азевич. Математика «северного Леонардо».
Об Альбрехте Дюрере и «Меланхолии I ». http://www.ug.ru/96.03/21.html
Предметы точного измерения, атрибуты точных наук обьединены с принадлежностями и символами магии видно, ни те, ни другие не избавили от меланхолической тоски существо, одержимое ею...
Лишь изгои да женщины умеют остро наблюдать, потому что их все ранит, а душевные страдания обостряют наблюдательность.
Бальзак
Почти все благочестивые эпитафии переводятся одинаково: «Взращен в пробирке, там же и жил». Лишь иногда мелькнет иная надпись, которую можно было бы расшифровать: «Взращен в пробирке, но сумел из нее выскочить». Большинству это так и не удается, хотя «пробка у пробирки» почти всегда отсутствует.
Эрик Берн
Принцип ненасилия потерпел поражение. Еще более сокрушительное поражение потерпел разве что принцип насилия.
Джоан Баэз (р.1941) американская певица
Меланхолики бывают добры и раздражительны: они обладают тонким чувством добра и зла.
П.Буаст
Мелахолия слишком часто сопровождает гения, ибо, являясь средоточием всего, он больше других подвержен разочарованиям и страданиям.
К.Вебер
Увы! Даже в самом храме наслаждения главный престол принадлежит таинственной Меланхолии.
Дж. Китс
Как бы ни был человек неудовлетворен собой, как бы он себя ни мучил размышлениями о собственны неудачах и как бы строго он себя ни судил, сам факт, что он поступает так, уже доказывает, что он не такое жалкое создание, каким представляется себе.
В.Франкл
...И если нет в тебе этого - умри, но стань!
Гете
Юнна Мориц.
В защиту чудака
Блещет талантами юноша К.!
Он обхохочет в кино чудака,
Он, хохоча, укрепляет в себе
Чудный характер, способный к борьбе,
И презирает сильнее всего,
Если герой не от мира сего:
«Нам не подходит такой примитив!
Дайте комедию и детектив!
Дайте героя, чтоб дух захватило,
Чтобы мотало его и крутило,
Он чтобы тоже крутил и мотал,
И на пути к достиженью сметал!
Хватит терзать задушевным и тонким
Это полезно отпетым подонкам,
А молодцам просвещенным полезно,
Если герой пробивной и железный!
Я бы всегда на такую киношку
Шел в рукопашную, ставил подножку
Всем чудакам до шестнадцати лет
И отнимал бы у рохлей билет!
Ох, чудаки, неудачники, рохли.
Лучше б не мучились, в детстве подохли!
Дайте киношку с героем на «ять»,
Чтоб научил за себя постоять!
Я презираю сильнее всего,
Если герой не от мира сего».
Мой восхитительный юноша К.!
Знаешь ли хоть одного чудака,
Хоть одного не от мира сего?
Нет, ты не знаешь из нас никого!
А, между прочим, на прошлой неделе
Славно тебя объегорил Емеля,
Въехал на печке туда, где пока
Что-то не слышно о юноше К.
С правой ли, с левой ли вдаришь руки
Бойся, товарищ, сильны чудаки!
С нами Кутузов, он страшный чудак
Кое-кому наподдал еще как!
Скоро покажут в кино чудака,
Тот из Калуги толкал в облака
Флот межпланетный, где тоже пока
Что-то не слышно о юноше К.
Ох и живучие мы, чудаки!
Лезем на звезды, в кино и в стихи!
И обладаем талантом счастливым
Склонностью к тонким душевным порывам!
В этой связи на планете пока
Что-то не слышно о юноше К.
Милая крошка! Лишь мелкая сошка
Может в наш век не любить чудака!
|
Some information on Therapy by means of creative self-expression (M.E. Burno) in English
|
Конференция
О чувстве собственной изменённости (по «Скучной истории» А. П. Чехова)
О смягчении депрессивных состояний, как это видится по прочтении повести А. П. Чехова «Степь»
Ваш ключ
Как помогает лес
Прогулка
предыдущие
|
Посвящается М.Е. Бурно
Да, я верю! Мы всенепременно придём,
Добежим, долетим, добредём, доползём,
Хоть мытьём, хоть катаньем, хоть третьим путём,
Где-то, как-то, когда-то — но мы доживём
До Земли,
Обустроенной для человека...
Позапрошлого благословенного века.
Для того, кто застенчив, и робок, и хрупок,
Не способен на «жёсткий» практичный поступок.
Да, я знаю! И в знании том, как и прежде,
Ничего нет — одна лишь всё та же
Надежда.
Светлана Дзюба
|
Бесплатная телефонная психологическая помощь. Если Вам одиноко или не с кем поделиться о своём наболевшем, если от отчаяния опускаются руки или хочется плакать, — звоните.
Телефон доверия 8(495) 989 65 83.
Понедельник-пятница с 12.00 до 18.00. Подробнее
|
Альбрехт Дюрер (1471-1528). Меланхолия I (1514)
|
Историк искусства Ц.Г. Нессельштраус в капитальном труде «Альбрехт Дюрер»
излагает античное и средневековое учение о четырех темпераментах,
высвечивая внимательно меланхолический темперамент и размышляя о нем, о
различных взглядах на меланхолию, новом представлении о меланхоликах в эпоху
Возрождения, отраженном так сильно в гравюре великого художника немецкого
Возрождения Альбрехта Дюрера «Меланхолия I» (1514).
Средневековая медицина самым худшим и опасным темпераментом
считала меланхолический. «Людям этой категории, пишет Ц.Г. Нессельштраус,
присущи неуклюжее сложение, худоба, смуглый цвет кожи,
темные волосы и глаза, они угрюмы, печальны, инертны, ленивы, им
свойственны скупость, жадность, коварство, они злобны и трусливы,
избегают общества и ищут уединения». Эти «неприятные и несчастные
люди», рожденные под знаком самой несчастливой из всех планет, более
других подвержены душевной болезни. «Единственное, что в какой-то
мере может служить им утешением и иногда искупает или смягчает их
недостатки, проявляющаяся у некоторых из них склонность к наукам и
размышлениям, которым они предаются в своем одиночестве».
Меланхолический темперамент в готическом искусстве «ассоциировался обычно с
ленью одним из качеств, приписываемых этой категории людей. Спящий возле
плуга фермер, уснувший подле распятия бюргер, задремавшая у прялки женщина,
а иногда и целое семейство спящих или бездельничающих лентяев в таких и
аналогичных образах предстает Меланхолия в ряде гравюр додюреровской поры».
Дюрер, как отмечает Ц.Г Нессельштраус, в своей работе над прославленной
«Меланхолией» уже опирался на сложившееся во второй половине XV века
в среде итальянских гуманистов новое толкование меланхолического темперамента,
исходящее из положения Аристотеля о том, что особая возбудимость меланхоликов,
будучи патологической, вызывает психические болезни, а будучи нормальной или
незначительно болезненной, «стимулирует развитие разума и остроту чувств».
«Подверженные то депрессии, то чрезмерной экспансивности, меланхолики как бы
балансируют все время между двумя пропастями, но зато путь их пролегает выше
уровня посредственности; своей одаренностью меланхолики превосходят всех
прочих смертных. По словам Аристотеля, все выдающиеся люди, отличившиеся в
философии, в государственных делах, в поэзии или изобразительном искусстве,
меланхолики, некоторые даже до такой степени, что страдают от нездоровья,
вызванного черной желчью. Основываясь на подобных же взглядах, Платон развил
свою теорию божественного безумия, которое он считал высшей, доступной
лишь избранным, формой прозрения».
Ц.Г. Нессельштраус замечает далее, что «взгляды Аристотеля и Платона
были известны средневековым схоластам», но в ту пору, «когда вера ставилась
выше разума и одаренности человека не придавали большого значения они не
могли повлиять на неблагоприятную оценку меланхолического темперамента.
Лишь в эпоху Возрождения развитие интереса к личности, разуму и
дарованиям человека создало почву для воскрешения теории Аристотеля и
Платона. Теперь меланхолический темперамент, ранее вызывавший лишь
страх и презрение, был окружен ореолом гениальности. То, что считалось
несчастьем, стало хотя и опасным, но завидным даром. Не отрицая
недостатков меланхолического темперамента, итальянские гуманисты вместе с
тем утверждали, что именно его обладатели создали высшие ценности,
порожденные человеческим разумом». Теперь уже многие стали подражать
меланхоликам.
Продумаем и прочувствуем, как Ц.Г. Несселышраус анализирует «Меланхолию»
Дюрера, в замысле которой лежат эти новые, гуманистические представления:
«...перед нами морской берег, безграничная даль воды и сумеречное
небо, прорезанное радугой и зловещими лучами кометы. На переднем
плане, в окружении разбросанных в беспорядке столярных и строительных
инструментов, сидит, подперев рукой голову, погруженная в глубокую
задумчивость крылатая женщина. В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу
привязаны связка ключей и кошель. Неподалеку на земле лежит
деревянный шар, дальше виднеется большой каменный многогранник,
из-за которого выглядывает плавильный тигель. Позади женщины взобравшийся на
жернов угрюмый мальчуган с трудом выводит что-то на дощечке. Рядом свернулась
в клубок тощая собака. Справа в глубине возвышается каменное здание, может
быть, недостроенное, так как к нему прислонена деревянная лестница. На стенах
здания висят песочные часы, весы и колокол и начертан магический квадрат.
В небе, в лучах кометы, распростерла крылья огромная летучая мышь. На крыльях
мыши надпись: Меланхолия I. Сразу же чувствуя, что крылатую женщину
угнетают сомнения и неудовлетворенность, зритель, однако, становится в
тупик перед множеством рассеянных здесь намеков. Почему Меланхолия
изображена крылатой, что означает ее бездеятельность, что за мальчик
изображен позади, в чем значение магического квадрата, для чего разбросаны
вокруг инструменты, в чем смысл цифры I?»
Из прежних гравюр разных мастеров, изображавших Меланхолию
насмешливо-неприязненно, Дюрер «сохраняет лишь традиционный жест, обычно
сопутствующий мрачному раздумью, подпирающую голову руку.
Сохраняет он также и праздность как черту, присущую меланхолии,
однако праздность крылатой женщины в гравюре Дюрера вызвана совсем не
ленью. Не сон, но сомнения парализовали ее деятельность. Вместо
лентяя или нерадивой хозяйки в гравюре Дюрера перед нами высшее
существо, обладающее богатым интеллектом, окруженное инструментами
творческого труда, но впавшее в мучительное раздумье». Магический
квадрат (квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и
вертикальных рядах одинакова), усиливающий, как считалось, воздействие
на человека планеты Юпитер, вероятно, есть талисман, охраняющий от
дурного влияния Сатурна. Сатурн считался покровителем сельскохозяйственных
работ и «геометрии науки, выросшей, как явствует из ее названия, из
землемерных работ. Поэтому Дюрер счел возможным снабдить Меланхолию атрибутами,
которыми обычно наделяли в то время персонификации геометрии. В сущности, он
представил свою Меланхолию в виде Геометрии».
Меланхолия «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли
гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед
внезапной преградой». Изображенная Дюрером в этой гравюре «неутолимая жажда
знаний была созвучна его эпохе, когда великие, преобразовавшие мир открытия и
изобретения породили твердую уверенность в безграничных возможностях
человеческого разума (...) За внешней пассивностью крылатой женщины угадывается
смелый полет человеческой мысли, готовой вступить в дерзкое соперничество с
самим Богом».
Меланхолия Дюрера близка его собственному духовному миру жаждой знаний,
сомнениями, неудовлетворенностью, разочарованиями, но и сильным желанием «по
мере возможности приблизиться к истине и красоте». «В Меланхолии он
(Дюрер. М.Б.) воплотил лишь те хорошо знакомые ему самому сомнения, которые
всегда стоят на пути творческого гения. Каждый успех открывает перед ним новые
горизонты и вместе с тем заставляет все снова и снова убеждаться в неизмеримости
неизведанного. Но если это и порождает в нем неудовлетворенность, то она же
толкает его на новые дерзания».
Сам Дюрер свидетельствует, что «привязанные к поясу Меланхолии
ключи являются символом власти, а кошель богатства (это обычный
атрибут меланхоликов, означающий также и скупость). Летучая мышь
связана с Меланхолией потому, что ее стихия вечерний сумрак и ей
сопутствуют одиночество и уныние, собака же потому, что из всех животных она
одарена наиболее высоким интеллектом и вместе с тем более других подвержена
заболеванию бешенством, в чем усматривали родство со склонностью меланхоликов
к психическим заболеваниям. Сидящий на жернове что-то усердно рисующий
мальчуган, может быть, олицетворяет практическую деятельность, лишенную знания
и мысли».
Но наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является
цифра «I», начертанная на крыльях летучей мыши рядом с надписью «Меланхолия».
Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении
известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского
«Об оккультной философии». В этой книге развивается мысль о существовании трех
ступеней человеческого гения. На первой из них находятся люди, обладающие
богатым воображением и живущие в мире пространственных представлений художники
и ремесленники; на второй ступени стоят те, у кого преобладает рассудок,
ученые и государственные мужи; наконец, высшую, третью ступень занимают те, у
кого преобладает интуиция, позволяющая им возвыситься до постижения божественных
истин, из их среды выходят теологи и пророки. Поскольку, в соответствии с такой
классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна
быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, возможно, что цифра
«I» является обозначением этой ступени.
Все это до известных подробностей важно знать человеку с дефензивностью, дабы
смягчить, развеять тягостное переживание своей неполноценности или хотя бы
ощутить серьезную неуверенность в отношении мыслей о своей никчемности.
М.Е.Бурно
|
|