М. Е. Бурно в своём рабочем кабинете на Автозаводской. Март 2000 г. |
Марк Евгеньевич Бурно —
Психотерапевтические произведения Марка Евгеньевича, прежде всего, — для дефензивных людей и о дефензивных людях. Дефензивность — понятие, по своему содержанию противоположное понятию «агрессивность». Это — переживание своей неполноценности, проявляющееся в робости, застенчивости, нерешительности, неуверенности в себе. Это люди, мучающиеся тревожными сомнениями по поводу своего здоровья и своей вины перед другими людьми, а то и человечеством.
— Марк Евгеньевич, сегодня хотелось бы поговорить с Вами, как с автором психотерапевтических художественных произведений. Насколько мне известно, свою психотерапевтическую прозу Вы начали печатать много лет назад. А с чего всё начиналось? Как Вы пришли к тому, что стали создавать свои психотерапевтические рассказы?
— Думаю, что у меня есть врождённая предрасположенность к психотерапии, то есть к тому, чтобы помогать человеку средствами своей души. Рассказы писал, как многие
— Вы употребили сейчас термин «психотерапевтическая проза». А в чём основное отличие психотерапевтических рассказов, повестей, пьес от художественной прозы? Чехов, Достоевский, Гоголь и другие писатели тоже писали на темы, связанные с душевными переживаниями человека. Но тем не менее, их произведения не причисляют к психотерапевтическим в узком смысле. В чём разница?
— Разница в том, что
— Для кого в первую очередь предназначены Ваши психотерапевтические литературные произведения?
— Думаю, они, в первую очередь, для тех, кто, больше или меньше, страдает тягостным переживанием своей неполноценности: людям
— Проблема сомнений, душевных переживаний, пожалуй, всегда будет характерна для души русского человека. Но есть ли разница между дефензивным человеком советского времени и сегодняшним современным
— Российский
— Марк Евгеньевич, в своих научных книгах Вы подчёркиваете, что все великие творцы в той или иной мере болезненно страдали душевно, за счёт чего и создавали свои произведения. А среди пациентов, которым Вы помогаете, попадались люди, похожие своим творчеством на русских классиков?
— По духу, конечно. Среди наших пациентов очень много людей,
Люди, о которых я говорю, практически всегда остаются самими собой. Культуру могут творить именно такие люди. Великое творчество — это лечение от глубокого страдания. При том, что, конечно же, не всякий страдающий — великий человек.
— В своих
— Сила слабости состоит в том, что именно люди, которых принято называть «слабыми», то есть не воинами, не практиками жизни, есть люди, способные видеть то, что не замечают другие, способны чувствовать это своей часто обострённой нравственностью. Такими были, например, дефензивные Дарвин, Чехов, психиатр Корсаков, физиолог Павлов, писатель Андрей Платонов. А сколько подобных им по характеру учителей, врачей... Что они — слабые? Это сила слабости. Разве это просто слабость застенчивого человека, когда не собьёшь его с его нравственного чутья и поступка?
— Марк Евгеньевич, хотелось бы услышать от Вас
— Пожелал бы людям с более или менее тягостными переживаниями в душе глубже погружаться в себя, в своё творчество. Потому что творчество страдающего человека, будь то рисунки, стихи, рассказы, всё что угодно творческое, непременно обладает высокой ценностью своего содержания, особенно — ценностью нравственного переживания. Ведь в истории художественной культуры
Не стесняйтесь творить — для людей и чтобы своей душе помочь.
* * * *
Художественно-психотерапевтические произведения Марка Евгеньевича изучают и играют в особой группе творческого самовыражения — в Реалистическом психотерапевтическом театре, которым руководит кандидат медицинских наук, ассистент кафедры Инга Юрьевна Калмыкова. Они вместе с Марком Евгеньевичем работают на кафедре психотерапии Российской медицинской академии последипломного образования (Москва). Однажды на репетиции мы читали один из психотерапевтических рассказов, который называется «Дранники». Этот рассказ Марка Евгеньевича, написанный почти полвека назад, помогает мне глубже понимать свой характер, отдалённо похожий на характер героини; помогает понимать другие характеры, встречающиеся мне в жизни и раскрывающиеся в образах героев рассказа «Дранники». Это понимание меня автором и сочувствие ко мне и другим обладает для меня особой целебной силой, помогает находить гармонию с самою собой и окружающим миром.
Елена Ермакова.
Газета «Нить Ариадны», март 2012 г. №5(72). Ежемесячная газета Клуба психиатров (Москва)
Психотерапевтическая проза М. Е. Бурно
Опубликовано на сайте Поле надежды (Afield.org.ua) 26 февраля 2013 г.
Nov 22 2014
Имя: Д Город, страна: Москва
Отзыв:
Здравствуйте, Марк Евгеньевич! У меня к Вам обращение не по теме. Дело в том, что я с помощью характерологии поняла, как создавали Адама и Еву.
Мой э-майл: poliphonist@rambler.ru