Глоссарийпо работам М.Е. БурноАгорафобия (греч. agoraphobia страх площадей) навязчивый страх, что случится нечто ужасное (инсульт, инфаркт, вообще неизвестно что) и никто в эту же минуту не поможет, возникающий у человека лишь там, где ему, действительно, трудно (или некому) помочь в ту же минуту (вдалеке от больницы, аптеки, врача, человека, который отнесет к врачу, Аутистичность (самособойность; autos сам, греч.) определенная природная самостоятельность, независимость «Я» от внешних воздействий, событий. В своей патологической выраженности (шизоид, или шизоидный психопат) этот склад делает человека болезненно странным, внешне несколько похожим нестандартными суждениями и непредсказуемыми поступками на душевнобольного (шизофреника). Вегетативные (от позднелат. vegetativus произрастающий, растительный) расстройства это расстройства вегетативных (растительных) органов, роднящих нас с растениями. То есть занятых обменом веществ (ростом, процветанием) и размножением, но не передвижением тела в пространстве (например, за добычей или от врага), присущем уже только животным. Вегетативные органы это желудок, кишечник, сердце, сосуды, протоки желез, железистые мешочки Деперсонализация (франц. depersonnalisation: де + латин. persona личность) переживание своей эмоциональной измененности. Депрессия (от лат. depressio понижение, углубление; по-старому «меланхолия»), в сегодняшнем понимании, есть чаще не просто тоска, а целый «букет» родственных по своему происхождению расстройств, в целом тягостных, мучительных. Конечно, чаще всего встречающееся самое тяжелое депрессивное расстройство это тоскливость: серое, черное настроение с чувством надуманной непоправимости каких-то, преувеличенных тоской, житейских трудностей, с чувством безвыходности, неизбывности душевной боли. Тоскливость может сопровождаться дурными медленными мыслями и телесной малоподвижностью. Но может она соединяться, например, и с тоскливо-тревожной беготней по комнатам, и со смехом вперемешку с рыданиями. Дефензивность (от лат. defensio защищать) термин, охватывающий всех «слабых людей». Дефензивный человек не авторитарный, не агрессивный, не склонный командовать, а наоборот, защищающийся, «поджимающий хвост» в той обстановке, где агрессивный «оскаливается». Такой человек непрактичен в широком смысле, нерасторопен, душевно инертен, тормозим, рассеян, неуверен в себе, тревожно-мнителен, малодушен, стеснителен, астеничен, слабоволен, несообразителен, незащищен, робок, раним, склонен к сомнениям и самообвинению, обостренному чувству вины. Дефензивный печально-тревожен, углублен в себя. Самое существо его душевных переживаний врожденная борьба чувства неполноценности с ранимым самолюбием. Застенчивость (от старорусского «застьнитися»: «заслониться чем-либо, скрыться за чем-либо», по-английски shyness) свойство характера, сказывающееся в том, что застенчивый всячески старается скрыться, спрятаться от людей (и за какой-то стеной, и в себе самом) поскольку его легко обидеть, ранить душевно, и он очень этого боится. Ипохондрия более или менее сложное, тягостное переживание по поводу какого-то своего конкретного заболевания (в том числе душевного), или просто смутное чувство в себе какого-то заболевания, которых на самом деле нет. Клаустрофобия (греч. claustrophobia страх замкнутости-запертости) навязчивый страх не выбраться при первом желании из какого-то закрытого, стесняющего места на простор, возникает лишь в замкнутом пространстве, из которого, действительно, невозможно сию минуту выбраться (самолет в небе, поезд метро в туннеле, застрявший между этажами лифт). Навязчивости это, согласно классическому определению германского психиатра Карла Вестфаля (1877), разнообразные душевные трудности (тягостные мысли, переживания, желания, действия, страхи), которые навязываются человеку в душу против его воли и при более или менее ясном понимании этим человеком их ненужности, безосновательности. Обсессивно-компульсивные расстройства (обсессия от лат. obsessio обложение, осада, блокада; компульсия от лат. compulsio принуждение), в психиатрии немецкого языка ананказмы (греч. anancasmus вынуждать, заставлять, Ананке древнегреческая богиня судьбы-неизбежности): навязчивые желания-влечения с чувством принуждения к выполнению: с чувством, происходящим как бы не извне (будто кто-то принуждает), а изнутри самого страдающего навязчивостью. Психастения (душевная слабость, с греч.) обусловленная природной, изначальной тревожностью-дефензивностью, вкупе с чувственной жухлостью-блеклостью и засильем реалистической аналитической работы мысли, тревожно-тягостная неуверенность в своих достаточно реалистически-земных чувствах, особенно при обстоятельстах, когда эти чувства принято, следует как-то естественно обнаруживать (в беседе с малознакомым человеком, в обстановке радостного или горестного события Сангвиник характер, в котором, как полагали в древности, из всех других жидкостей организма преобладает кровь (по-латыни sanguis). Им свойственна синтонность, то есть естественная реалистичность (греч. syntonia созвучность, согласованность). Отсюда другое название сангвиников синтонные люди (синтонный характер). В патологии им соответствуют циклоидные психопаты (циклоиды). Сверхценности это «убеждения, окрашенные очень интенсивным аффектом, понятным из личности больного и его судьбы, и вследствие этой интенсивной окрашенности аффектом и благодаря тому, что личность больного идентифицируется с идеей, ложное принимается за действительное» (Карл Ясперс). Фобии (от греч phobos страх) навязчивые страхи конкретного содержания, как бы набрасывающиеся, наплывающие на человека, пассивно навязывающиеся, охватывающие его лишь в определенной («фобической») обстановке и обычно сопровождающиеся бурными вегетативными дисфункциями (сердцебиение, затруднение дыхания, обильный пот |