В повести А. П. Чехова «Скучная история» заслуженный
Он прожил счастливую жизнь. Был семинаристом, потом студентом университета, лекарем, стал видным учёным, занимался любимой работой. Женился по страстной любви, имел детей, друзья были замечательные — словом, прожитая жизнь представляется ему, как он сам говорит, красивой, талантливо сделанной композицией. Но на страницах повести мы встречаем Николая Степановича в трудный для него период, когда он серьёзно заболел. Он не сообщает нам названия болезни, но говорит, что проживёт не более полугода, что находит у себя сахар и белок, быстро худеет и слабеет. Эти и некоторые другие признаки заставляют думать о грозном соматическом недуге. Между тем, он почти не говорит о физических страданиях, его страдания носят почти исключительно нравственный характер. Он приходит к заключению, что только теперь заметил, что во всех его желаниях, устремлениях, движениях нет
Но здесь, мне думается, Николай Степанович явно несправедлив к себе. Ведь он предан науке, отдал ей всю жизнь и ясно видит её высокое предназначение, так что общая идея, конечно же, есть. А ему кажется, что нет. Это коварное «кажется» и есть болезненное чувство, ощущение собственной изменённости. И оно порой так мучительно, что Николаю Степановичу хочется громко прокричать, что он обречён, что последние дни его жизни отравлены новыми мыслями, каких он не знал раньше. И так прокричать, чтобы окружающие в ужасе бросились бы вон. Казалось бы, хуже и быть не может, но хуже бывает.
Вот он внезапно просыпается среди ночи и тотчас вскакивает: ему кажется, что он сейчас умрёт. Он бежит к столу, прямо из графина пьёт воду, спешит к открытому окну, но это не помогает. Острый страх смерти безотчётный, животный — ведь нет никаких объективных признаков ее приближения; ему, врачу, это ясно, но от этого не легче. И когда позже страх смерти не то что смягчается, но
Николай Степанович имел прежде простой образ жизни. Известность и высокий чин на него в этом смысле не повлияли. Другое дело — семья, которая сочла необходимым переменить образ жизни в соответствий с высоким положением. И беда не в том, что Николай Степанович лишился вкусных щей и леща с кашей — ему теперь подают
Но какова причина его возникновения? Сам Николай Степанович всё объясняет возникшей во время болезни бессонницей и слабостью, Катя же, напротив, считает, что болезнь здесь ни при чём, что у него просто открылись глаза на действительную жизнь. Если то и другое и верно, то, на мой взгляд, лишь в малой части; это может быть поводом, а причина видится в ином. Вспоминаются слова Андрея Платонова, которые я однажды слышал, но, к сожалению, не мог потом отыскать. Он говорил примерно так, что личность — это вершина двух творческих граней — научной и художественной. Научная грань личности Николая Степановича безупречна, чего нельзя сказать о художественной. Катя прямо говорит, что он не очень понимает искусство, у него к искусству нет ни чутья, ни слуха, а выработать их не было времени. Это, пожалуй, верно, так что я ограничусь лишь одним примером. Николай Степанович называет «Горе от ума» скучной пьесой. Не вступая в полемику, замечу только, что это, кажется, единственная в мире пьеса, которая целиком почти пошла в разговорную речь. Как можно это не чувствовать, не слышать, просто не знать, наконец? Во всяком случае, опыт (мой в том числе) показывает, что вольное или невольное пренебрежение художественным творчеством нередко приводит к тому, что живая эмоция ослабевает, угасает, давая место чувству собственной изменёности. И мы видим, во что это превратило жизнь нашего героя. «Я побеждён», — говорит он в конце повести, а такие слова в устах большого учёного означают катастрофу, которой, как это теперь видится, можно было бы избежать. Сама повесть тому порукой, поскольку это, как мы знаем из подзаголовка, записки самого Николая Степановича, а в них столько человеческого чувства, тепла, высокой истины и света (а, значит, и художественного творчества), скажем, в рассказе о швейцаре Николае или об отрочестве Кати, что это определенно теснит чувство собственной изменённости и при некоторых условиях может устранить его.
В одном из своих писем Чехов говорит, что иной раз чутьё художника стоит мозгов учёного. Именно чутьё художника, как кажется, позволило Чехову более ста лет назад отчётливо изобразить сложное и коварное пограничное явление, каковым является болезненное чувство собственной эмоциональной изменённости, и показать некоторые возможности противодействия ему. На месте этих довольно скромных во времена Чехова возможностей мы видим теперь довольно совершенную и стройную Терапию творческим самовыражением.
1996
Иллюстрация А. В. Ванециана