Флористика и аутический характерологический радикал - afield.org.ua


[На главную] [Сила слабых]
return_links(2); ?>

Т.Е. Гоголевич (г. Тольятти)

Флористика и аутический характерологический радикал

(Из краткосрочной терапии творческим самовыражением пациентов с шизоидной и психастенической психопатиями)

Клинико-психотерапевтический прием краткосрочной терапии творческим самовыражением пациентов с шизоидной и психастенической психопатиями – особый краткосрочный варииант терапии творческим самовыражением (М.Бурно,1989-1996), разработанный специально для замкнуто-углубленных и тревожно-сомневающихся пациентов. Данный краткосрочный курс включает в себя индивидуальные беседы, 16 групповых занятий и домашние задания, которые обучают шизоидов и психастеников самопознанию, познанию других характеров и поиску оптимального для себя жизненного пути в общении, )быденной жизни и различных творческих областях. Наряду с беседами о характерах пациентам демонстрируются конкретные творческие методики (М. Бурно, Терапия творческим самовыражением, М.: Медицина, 1989.), а также увлечения и хобби, которые предлагают сами пациенты.

Флористика – одна из творческих методик, предложенная самими пациентами в дополнение к терапии творческим общением с природой.

Под флористикой понимают выполнение композиций из высушенных цветов, листьев, стеблей, семян, коры, древесины, корней растений и подобных природных материалов. Изначально флористика соединяет в себе элементы традиционного профессионального искусства (живопись, графика, натюрморт, пейзаж, портрет, скульптура и т.д.) и самодеятельного творчества, но краткосрочная терапия творческим самовыражением, разумеется, предлагает флористику не как профессиональное искусство, а как один из способов самопознания и самовыражения тех пациентов, которым данный способ покажется приемлемым. Данный метод был предложен пациентами аутистического склада и используется в группе, состоящей одновременно из шизоидов и психастеников, причем наиболее охотно в нашей практике его используют шизоиды. Сами пациенты говорят, что для них флористика прежде всего не искусство, а способ общения с природой и самопознания.

Во флористике важен не только сюжет картины, скульптуры или композиции, но и поиск материала. Пациенты отмечают, что материал часто и определяет будущий сюжет, и поиск материала – ответственный и увлекательный момент, когда в тишине леса, сада или парка, наедине с природой, рождается понимание сути находки. Так, крупнопористая, мягкая, розовато-кремовая, полосатая на тангенциальном разрезе, иногда – янтарная, иногда – с ярко-красным оттенком древесина сосны подскажет иной сюжет, чем плотная, однородная, от светло-золотистого до шоколадного цвета древесина можжевельника или случайно найденный мореный (т.е., пролежавший в воде) дуб, фактура которого будет выглядеть как натуральное черное дерево. Местом поиска может быть лес, торфяники, побережье моря, озера, реки (особенно старые русла рек, по которым сплавляли древесину), места промышленной обработки древесины, заброшенные сваи, конструкции (особенно дубовые) затонувших судов, парки, сады. Отправляясь на поиск материала, пациенты нередко берут с собой ножовку, топорик, походную лопатку, складной нож, палочку для очиски находок от земли и гнили, рюкзак для заготовок; сам поиск часто представляет собой интересное путешествие. Но, разумеется, для того, чтобы найти нужное, не обязательно уходить далеко; в парке или собственном саду встретятся причудливо источенные жуком-короедом куски коры, тополиный пух, семена, цветы и т.д., а во время обрезки и пересадки – замысловато переплетенные корни малины, смородины, шиповника, тополиные срезы с гаммой коричневых, золотистых, бежевых и белых оттенков и многое другое. Иногда пациенты целенаправленно ищут материал для уже продуманного сюжета (портрета конкретного человека, картины или скульптуры корабля, церкви, гор и т.д.), но нередко и в этом случае найденный материал вносит коррективы в первоначальный сюжет.

Пациенты аутистического склада отмечают, что занятие флористикой для них (наряду с беседами о характерах) является своего рода «тренировкой ума и души». Изначальная «самособойность», аутистичность мышления и чувствования, большая или меньшая оторванность от земной практики у большинства шизоидов обуславливают (в большей или меньшей степени) аутистическое непонимание людей. (Нередко шизоиду необходимо объяснять то, что, например, очевидно для синтонного человека). Для многих шизоидов понимание других людей возможно через идею, логическое объяснение, определенную схему. По словам самих шизоидов, флористика для них и представляет «логическое объяснение», «тренирует способность видеть и понимать». Подобно тому, как во флористике найденный материал определяет сюжет будущей композиции или вносит изменения в имеющийся сюжет, определенные черты характера «определяют сюжет жизни» или «вносят в него коррективы». Понимание такого рода особенно важно для тех шизоидов, которые имеют стойкие идеализированные представления о других людях и взаимоотношениях с ними и способны любить близкого человека без знания и понимания особенностей его характера (т.е. любить воображаемый образ).

Увлекшиеся флористикой шизоиды также отмечают, что она, кроме прочего, «тренирует желание понимать материал», будь то природный материал или материал сюжета. Особый прогресс в улучшении взаимоотношений с другими людьми наблюдается у шизоидов, которые занимаются портретом. (По словам одного из таких пациентов, «есть лица, которые нужно выкладывать из лепестков, есть лица, для которых требуется древесина»).

В качестве второстепенных терапевтических свойств флористики пациенты отмечают успокаивающее действие теплых, естественных оттенков природных материалов. Кроме того, у части шизоидов физические усилия, затрачиваемые во время походов за материалом, смягчают чувство душевного напряжения.


[На главную] [Сила слабых]





return_links(); ?>