16/11/1869
Открытие Суэцкого канала 13 ноября
Международный день слепых 14 ноября
Всемирный день борьбы против диабета 16 ноября
День работников сельского хозяйства 16 ноября
День работников радио, телевидения и связи 17 ноября
Международный день студентов 18 ноября
День работников сельского хозяйства 20 ноября
День индустриализации Африки
11 ноября Анастасия, Анна, Мария 12 ноября Артем, Зиновий, Марк, Анастасия 13 ноября Никодим, Спиридон 14 ноября Демьян, Кузьма, Ульяна 16 ноября Георгий, Иосиф 17 ноября Никандр, Еремей, Меркурий 18 ноября Галактион, Григорий 19 ноября Александра, Герман, Клавдия, Матрена 20 ноября Валерий, Кирилл, Лазарь, Федот
Голос серебряный скажет,
Голос, подвластный судьбе:
«Странная, спи и не жажди
Правды, не нужной тебе...» Наталья Заярная
Дорогие читатели! Предлагаю вам рассказать о ваших собственных рецептах счастья, о счастливых моментах в вашей жизни. В следующем номере ваши рассказы будут в отдельной рубрике журнала.
Здравствуйте, дорогие читатели и читательницы!
Номер полностью посвящён теме более древней, чем род человеческий, — взаимоотношениям начальников и подчинённых. Этим номером я отдаю недостающее должное тем руководителям, для которых на первом месте стоят люди и человеческие отношения — наравне с производственными задачами или даже выше. А также самому такому принципу руководства — демократическому, неавторитарному. Альтернативному — ибо он сейчас не в моде. И пусть это будет больше похоже на пение дифирамбов — эти люди и этот принцип того заслуживают.
Часто о том, что подчинённые — тоже люди, помнят только они сами. Начальство видит в них только хороших или плохих работников. Мы постоянно слышим: «Нет необходимости вознаграждать людей за то, что входит в их функциональные обязанности», или «Почему я должен умиляться тому, что он делает работу, за которую получает зарплату?» Но не бывает хороших или плохих работников, как не бывает хороших или плохих людей. Часто работник плох из-за того, что просто находится не на своём месте.
Поскольку производительность — это результат того, что и как делают люди, именно на них и должно быть направлено внимание менеджера. Разные люди выходят на работу и остаются на своих местах по разным причинам. Кому-то нравятся те, с кем он работает, и он ни за что не променяет свой коллектив на продвижение по службе просто ради денег. Кому-то дай свободу и гибкий график — и он принесёт гораздо больше пользы, и ему следует всерьёз задуматься, соглашаться ли на повышение, если это приведёт к ужесточению режима. А кто-то готов уйти куда глаза глядят, если работа его недостаточно организована, неопределённа... Эффективно — поддерживать в сотрудниках хорошие (и разные!) черты, поощрять их успехи и помогать в преодолении неудач.
Убедительный пример неавторитарного менеджмента — японская модель, делающая акцент на чувстве команды как семьи и личном поощрении сотрудников. Акио Морита, основатель фирмы «Сони», пишет, что никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным, это могут сделать только люди. Самая важная задача японского менеджера — установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание того, что у рабочих и менеджеров одна судьба.
«Наша идея заключается в том, что в основе всего, что мы пытаемся делать, стоят люди. Я призываю всех наших управляющих знакомиться со всеми своими подчинёнными, а не сидеть весь день в кабинете. Компания ничего не достигнет, если взвалит всю умственную работу на руководство. Каждый должен вносить свой посильный вклад, и вклад работников нижнего звена не должен ограничиваться только физическим трудом. Мы настаиваем на том, чтобы все наши работники вкладывали свой ум.
Если где-то возникает брак, считается дурным тоном, если управляющий начинает выяснять, кто допустил ошибку. Главное, с моей точки зрения, не в том, чтобы найти виновного в ошибке, а скорее в том, чтобы выявить причину ошибки. Если человека, который совершил ошибку, опозорить и лишить его возможности сделать карьеру, он может потерять стимул на всю оставшуюся трудовую жизнь, а компания лишится всего, что он мог бы ей впоследствии дать.
Если администрация идёт на риск и берёт на себя ответственность, нанимая рабочих, то её долг состоит в том, чтобы обеспечить им работу. Нанятый рабочий не несёт ответственности за принятое решение, почему же во время спада он должен страдать из-за решения администрации взять его на работу?
Я не хочу, чтобы мои управляющие считали себя людьми высшего сорта, избранными богом, чтобы вести глупых людей к чудесам».
Товары или сервис, результат или процесс, голова или сердце, задача или люди? Ясно, что ни одно из этих понятий не лучше другого. Но здесь я сознательно делаю акцент на вторых частях перечисленных пар — слишком уж они у нас «в загоне». Подготавливая это номер, я поставила три вопроса: Какие существуют формы управления, и почему авторитарная форма в нашем постсоветском пространстве имеет почти абсолютное преимущество? Куда податься человеку, которому не нравится, чтобы им авторитарно управляли? Есть ли будущее в этом самом пространстве у неавторитарных форм? Ответов, тем более окончательных, в номере не содержится. Что ж, думаю, к этой теме будем ещё возвращаться. А что в номере содержится — так это надежда.
По мнению специалистов в теории управления, неавторитарные формы управления получат самое широкое распространение уже в скором будущем. Да, мы с трудом представляем себе начальство не в виде «сильной руки», а вот в американском обществе уже сложилась культура управления, которую называют командной, или демократической. В то же время культура эта, в основном, не выходит за рамки материального производства и потребления. Наше общество более инерционно — может быть, благодаря своему скрытому потенциалу и непотребительской ориентации? Поэтому новое в управлении приходит сюда гораздо позже. Но уж когда придёт — это будет общество, в котором приоритет высоких ценностей в жизни каждого будет сочетаться с гармоничной системой управления, ориентированной на Человека.
Мечтать о лучшем будущем мы умеем... Но на этот раз, думается, мечта не без оснований. Итак, я оптимистично смотрю в будущее отечественного менеджмента. В котором начальник никогда не скажет подчинённому: «Не нравится — до свиданья!», а помощь в решении межличностных проблем в руководимых им подразделениях не будет понимать как помощь в увольнении проблемного сотрудника. Когда ему будут близки и понятны слова: «Есть только один способ быть руководителем: это когда руководитель идет в добровольное рабство к руководимым, а не наоборот»(М. Швейцер)
Сейчас для людей на первый план выходят взаимовыгодные отношения и сотрудничество. Делиться информацией становится выгодно. Такие отношения, конечно же, предусматривают неавторитарные формы управления. Там, где во главу угла ставится один человек, можно добиться больших результатов, но всё-таки в ограниченной степени. Если работает команда — перспективы расширяются до бесконечности.
Стоит вспомнить наш коллектив, расколотый надвое. Причина раскола: нас не устраивал стиль руководства. Крик на планерках. Этот вечный рефрен: «Я всё знаю о своих сотрудниках!», от которого чувствуешь себя словно под колпаком. ЦУ на совещаниях: «Вы здесь не для того, чтобы думать. Мои приказы не обсуждаются». Новые идеи (если их родителем был не он или ближайшие из друзей) были обречены. Точнее, чем «мафия» — трудно их определить. Очень скоро идеи и рождаться-то перестали. Видимо, принцип «не дано, так и не лезьте» не слишком плодотворен. Рената Ларичева, Пётр Тюрин
В больших и средних компаниях есть практика оценки сотрудников. Через год со дня приема на работу его вызывают и дают ему листок самооценки. Ты сама оцениваешь себя и объясняешь, почему ты решила, что заслуживаешь такую оценку. Такой же листок дают твоему менеджеру, он оценивает тебя. Потом это все идет в отдел кадров. Если оценки различаются диаметрально, назначается комиссия, и она беседует с другими людьми, коллегами, выясняют объективность. Потом вызывают тебя и говорят свое решение (которое ты можешь оспаривать). На основании принятого решения тебе повышают зарплату или оставляют ее такой, как была, или дают испытательный срок на 3-6 месяцев и смотрят за тобой. Если убеждаются, что твои оценки были правильные, тебе повышают зарплату или повышают в должности. Если твои оценки и менеджера совпадают — то тебя просто вызывают и беседуют, указывая на то, что нужно исправить или, наоборот, всем нравится. После этого и тебя спрашивают о планах. Например, какую должность ты хочешь иметь в будущем? Лилия Марченко
В данной статье будет рассматриваться управление с точки зрения причинно-системного подхода в управленческой деятельности как одного из общих подходов науки основанной на универсальных закономерностях. Я.А. Гольфред
Интересы и задачи организации в непосредственной для сотрудников форме транслирует их прямой руководитель. За исключением тех ситуаций, когда представления руководителя и его подчиненных о целях и задачах организации совпадают полностью, и, безусловно, исполнители могут воспринимать свою ролевую позицию по отношению к руководителю как более или менее страдательную, то есть зависимую и подчиненную. В тех случаях, когда представления руководителя и подчиненного об актуальности и необходимости выдвинутых задач резко расходятся, а подчиненный не находит перспектив их согласования («Все равно ему ничего не докажешь! Он не поймет, не сможет понять и не захочет!»), тогда его восприятие своего ролевого положения стремится к восприятию себя как жертвы. Рената Ларичева, Пётр Тюрин
В следующем номере:
Религиозные аксессуары (крестики, медальоны, розарии), имеющиеся сегодня в арсенале каждого доброго катлика или католички,пришли к нам из глубины веков, из таинственного средневековья и жизнерадостного Ренесанса. В те годы в Европе безраздельно главнствовал католицизм. Религия не просто была частью мировоззрения средневекового человека, она целиком пронизывала его жизнь.Люди действительно верили в то, что Христос мог накормить пятью хлебами несколько тысяч верующих, в трудную минуту ждали помощи от ангелов-хранителей, а при тяжелой болезни молились святым и давали обеты совершить паломничество ко гробу господню. И никто не считал их взгляды наивными. Критицизм как норма жизни возник гораздо позднее. ..Поэтому так много усилий было потрачено на создание шедевров религиозной живописи, скульптуры, архитектуры, а также в ювелирном искусстве.
Итак, свершилось. Торжественно поставлен на полочку новый аромат: "мужественный, обольстительный, интеллектуальный, загадочный, опьяняющий, провокационный, волнующий, утонченный и сексуальный" — так говорилось в рекламе. Казалось бы, чего же боле? Перед решающим свиданием вы обильно брызгаете здесь, и здесь, и, конечно, здесь. И еще — совсем чуть-чуть, на всякий случай — вот прямо там. Щиплет, конечно, но должно же подействовать, черт побери!..