Истоки невроза - afield.org.ua Посмотрим на психологию раннего детства в свете тех выводов, что восприятия одних и тех же действий ребёнком и его родителями не являются тождественными 


[Сила слабых] [ФеминоУкраина] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [В круге света] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [Это Луганск...]
[Afield — на главную] [Архив] [Психология для жизни]


Александр Нефёдов

ИСТОКИ НЕВРОЗА

Отношения матери и детей раннего возраста
как один из истоков формирования невроза


Истоки невроза      Часто ли мы задумываемся над вопросом относительности восприятия внутренней и внешней реальностей? Пословица: «Что русскому хорошо, то немцу — смерть» не просто крылатое выражение, брошенное ради красивого словца, а закон природы. Можно при этом упомянуть фильм Ахиро Куросавы «Расемон», как художественное выражение данного принципа. Действующие лица этого фильма дают каждый свою интерпретацию одного и того же происшествия, причём никто из них не является лжецом в нравственном смысле: просто каждый видит «свою» реальность, не соотносящуюся с реальностями других. Нечто такое же можно найти и в шопенгауэровской философии: «Мир есть мои воля и представления».

     Посмотрим на психологию раннего детства в свете тех выводов, что восприятия одних и тех же действий ребёнком и его родителями не являются тождественными (что и есть на самом деле). На основании этого мы можем сделать вывод: то, что является благом для ребёнка с точки зрения родителей, для самого ребёнка может иметь травматические последствия, отражающиеся на ходе его дальнейшей жизни. Чем, скажем, является обыкновенный процесс кормления грудью? Какие роли, помимо привычных, видимых нам, играют два его персонажа: ребёнок и мать? Мне вспоминается высказывание одной женщины на приёме у сексолога. Она говорила о том, что кормление ребёнка доставляет ей большее эротическое удовольствие, чем ласки мужа, направленные на соответствующую область. Таким образом, получается, что женщина, в данном примере, побуждаемая скорей желанием сексуального удовольствия, нежели необходимостью, может принуждать ребёнка к кормлению, тем самым, по сути дела, осуществляя над ним насилие. Возможно, взрослый и здравомыслящий человек, не видящий в этом эротического компонента, не увидит в этом действии никакого насилия и даже посмеётся над этой мыслью. Вероятно, он будет прав. Но — с точки зрения взрослого. Для ребёнка это будет именно насилие, а для матери — эротически окрашенный акт.
     Этот конфликт, запечатлённый в бессознательном ребёнка, может всплыть (как правило, это происходит в пубертатный период) в виде попыток освободиться от матери путём отказа от предлагаемой ею пищи. Проглоченная адом бессознательного, обида возвращается как бунт, но не бессмысленный, а наделённый глубоким значением. Однако не разрешает травматическую ситуацию, а продлевает её, и если проблема не будет решена, то в дальнейшем это может служить поводом к осложнению отношений с матерью при любой её попытке осуществить своё верховенство, или, вернее сказать, при действиях матери, кажущимися уже взрослому человеку таковыми попытками. Естественно, мать будет только находиться в недоумении, не понимая причины этих обострений, и вполне обосновано считая себя исполнительницей материнского долга, проявления которого должны были бы приниматься с благодарностью, но они всегда отвергаются, даже если принять их было бы вполне обоснованным и «вменяемым» решением.
     Чем больше мать, возможно, даже под влиянием инцестуозных желаний, будет настаивать на проявлении нежности и заботы, тем больше ребёнок будет отдаляться от неё, и его привязанность может обернуться неприятием, и даже ненавистью к матери. Ребёнок будет стремиться перевернуть ситуацию младенчества с ног на голову и взять верх над матерью, сделаться её «перстом указующим», хотя в нормальной ситуации, не имеющей под собой глубокого конфликта, он должен был бы стремиться к независимости. Но он просто меняет полярность, оставаясь при этом зависимым, и не исключено, что ещё более зависимым, чем ранее, так как тяжёлая гиря неразрешённого конфликта тянет его всё глубже в его невроз. Становясь в позицию под матерью, он опять же выбирает руководством к действию невротизм.
     Власть — это разновидность зависимости. По-настоящему самодостаточный, независимый внутренне человек психологически не нуждается во власти, ибо она форма ущербности. (Но власть, как социальная и политическая необходимость, вернее, восприятие её как необходимости, лишена патогенности.) Отношение взрослых детей с родителями должны быть гармонически равными, так как дисбаланс в ту или иную сторону в любом случае ведёт к конфликту. Другое дело, когда этот конфликт не осознаётся, и такой расклад, когда пуповина по прошествии многих лет после рождения ещё не перерезана, устраивает обе стороны. Казалось бы, царит полная гармония: все довольны и удовлетворены, но это стена, за которой не видно запущенного сада: он-то существует, растёт, но какой ценой! Индивид расплачивается за такого рода гармонию невозможностью расширить жизненные горизонты. Он живёт в некоей, пусть и прозрачной, но всё-таки оболочке, стесняющей его порывы: он недочеловек, личность, не достигшая психологической зрелости.
     Так, казалось бы, бесконфликтно может протечь его жизнь, но если вдруг он вздумает поставить себе цель, лежащую за границей его кокона, он окажется бессильным, что может привести к подавленному состоянию, которое есть ничто иное, как сопротивление кокона бабочке. Выражение «Рождённый ползать — летать не может» относится как раз к таким людям, но кто сказал, что они не могут летать?

Истоки невроза      Приведём ещё один пример конфликтной ситуации между матерью и ребёнком. Все мы знаем, насколько сильно мать привязывается к детям и как они, в не меньшей мере, отвечают ей тем же. В первые годы жизни ребёнка такая привязанность — естественная необходимость, но бывает так, что постоянные заботы допекают мать, и она мечтает от них освободиться, ожидая только удобного случая, и, наконец, совершает это. Причём происходит это достаточно резко, без какой-либо подготовки ребёнка к подобному переходу. Иллюстрацией подобного разрыва может быть перевод в отдельную комнату, изгнание из материнской постели, отдавание ребёнка на воспитание няне или бабушке с дедушкой и т. п.
     Как может воспринять это ребёнок? Эдиповски влюблённый в свою мать мальчик переживает это как величайшее огорчение, разлуку. Его первая любовь вынуждена умирать в муках, и он, как существо, чьи побуждения резко ограничены родительской волей, вынужден впервые остро ощутить своё бесправие. Ещё недавно бывший прихотливым тираном, свергается с трона и отправляется в изгнание. Ни дать, ни взять, Король Лир в поисках тепла у отверженной им Корделии, с той лишь разницей, что отвергнут он.
     Чем же он компенсирует ситуацию изгнания впоследствии? Лир попросту отрёкся от своих неблагодарных дочерей, что, впрочем, и следовало ожидать от него, при его детской обидчивости, никак не вяжущейся с мудростью старика и заставляющей его совершать, в общем-то, глупые поступки, которые лишь подтверждают его интеллектуальную слепоту и инфантильность. Шут, который оказывается мудрей короля, одна из самых интересных шекспировских фигур. Обратите внимание на то, что в трагедии он выполняет роль интеллектуальной функции Лира, которая в начале действия совершенно атрофирована под действием неконтролируемых сознанием аффектов. Как только Лир теряет разум, он обретает мудрость. В его бессмысленном бреде проскальзывают настолько меткие выражения, сильные в своей правде, что хочется сказать: он не безумен, а мудр. Шут при этом необъяснимо исчезает из действия. Да он больше и не нужен. Его функция переходит к Лиру. Просто великолепный ход Шекспира! Вот оно, смешение мудрости и шутовства, безумия и развитого интеллекта. В свете этого признание Ницше в «Ecce Homo»: «Я и есть шут», — не звучит нарочито странно.
     Но вернёмся к нашему маленькому Лиру. У нас нет оснований предполагать, что он не повторит пути своего литературного собрата, так как в ответ на отказ он сам должен сам отвергнуть, чтобы вернуть своим поруганным чувством мнимое равновесие. Как много мы можем найти примеров во взрослой жизни мужчин, каждый раз подводящих любовную ситуацию к отказу соблазнённой им женщины, и как часто за этим при анализе можно обнаружить бессознательную месть матери. Такой мужчина неосознанно, а иногда осознанно предпочитает женщин определённого типа, а именно материнского. Они могут напоминать ему мать внешне, в чертах характера, своими увлечениями или профессией, — аналогий можно найти множество. Непременная цель его отношений с такими женщинами — разрыв. Иногда может иметь место своего рода табу на сексуальные отношения с ними, которое снижает их общение до платонического уровня, что уже является признаком дисгармонии. И тут мы опять говорим, что протест против матери превращается в протест против себя, подпитывая невроз: ранний конфликт, оставшийся без развязки, делает человека своим заложником.

     В обоих разобранных случаях мы видим, что невроз — разрешение конфликта, но при этом всегда тупиковое. Мы видим, что, казалось бы, не такие уж страшные ситуации, как насильственное кормление, отлучение ребёнка от матери, для ребёнка становятся травмирующими и потом ведущими в его поведении. Если человек глубоко ранен, его линия жизни выстраивается вокруг раны. Это может быть рубцевание или, наоборот, бередение и боль от этого. Если угодно, рана становится осью, проткнувшей человеческую душу, осью, вокруг которой она непрестанно вращается, ожидая или исцеления, или нового витка.

Автор Александр Нефёдов, член Восточноукраинской ассоциации психоанализа, журналист.
Контактный телефон: 8-066-946-71-70.
Александр Хайминов, психоаналитическое консультирование и психоанализ в Луганске
Контактный телефон: 8-(0642)-41-08-44; 8-097-207-30-79.

Опубликовано на сайте Afield.org.ua 18.07.2006.


Другие статьи по теме: 

Jul 22 2006
Имя: Katie   Город, страна: Holland
Отзыв:
Gospodi, nu i bred! Tak mnogo ""umnih" slov, cho na pamyat prihodit chehovskoe "oni hochut svoyu obrazovannost pokazat o govoryat o neponatnom".
Priroda perejivaniy pri kormlenii grudyu nastolko slojna, a avtor svel vse k primitivnomu eroticheskomu vlecheniu. Da, ya toje chuvstvovala neobiknovennoe naslajdenie pri kormlenii grudyu, no eto bilo nechto nastolko daleko i vishe erosa! Ne uverena, chto mujchina voobshe smojet eto ponyat.
To, chto stremlenie k vlasti- priznak usherbnosti, toje ochen, ochen sporno. Kak raz silniy, celniy, uverenniy v sebe samez ( nu inogda samka) i budet k ney stremitsya i chuvstvovat sebya vprave obladat eyu.I smojet ee uderjat.


Aug 17 2006
Имя: Светлана Дзюба   Город, страна: Украина
Отзыв:
Katie, непонятно - не читайте. Бредом обозвать легко, понять сложнее.
Насчёт кормления автор сказал сам:
"Возможно, взрослый и здравомыслящий человек, не видящий в этом эротического компонента, не увидит в этом действии никакого насилия и даже посмеётся над этой мыслью. Вероятно, он будет прав".
Каждый выражает своё мнение, основанное на своём опыте и переживаниях. Но при этом не обязательно другие мнения считать бредом.
Возможно, самцы (или самки) и будут стремиться к власти без всяких моральных колебаний. А люди - здесь уже сложнее...

НАПИШИТЕ ОТЗЫВ:
Имя:* E-mail: URL: Город, страна:
Отзыв:*





[Afield — на главную] [Архив] [Психология для жизни]
[Сила слабых] [ФеминоУкраина] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Публикации] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [В круге света] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [Это Луганск...]





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Луганский рейтинг WWWomen.ru WWWomen online!




Украинская баннерная сеть