Современный человек, разъезжающий на крутом мерсе и говорящий по мобильнику, в сущности, ничем не отличается от своего пещерного предка. Тысячелетия цивилизации прошли мимо, практически не задев глубин души. И за примерами далеко ходить не надо — взять хотя бы проблему чистоты городов. Как только за нее не боролись, какими методами ее не насаждали. Но
натура-то сильнее. И стоит ослабить жесткий
административно-полицейский контроль, как сразу найдутся желающие намусорить, где попало. А все почему? Сила привычки, передавшаяся через гены. Произошел человек от обезьяны, а та к порядку всегда относилась беззаботно. Сидела себе на дереве, бананы ела, а кожуру вниз на травку кидала. Вот если бы от кошки произошел, мир был бы куда чище.
Да и многие стороны человеческой жизни несут на себе след древнего обезьяньего присутствия. Особенно хорошо это видно в любовных отношениях.
Иерархия, власть самца и первый парень на деревне
В семействе обезьян демократии не бывает. Там все беспрекословно решает вожак. А остальные слушаются. Или изгоняются вон. Но самое главное — все самки безусловно принадлежат ему, главе стаи. А остальные «мужчины» могут только облизываться. Или с боем завоевывать свои права.
Печально, но мнение обезьяньих дам вообще никого не заботит. Или живи с кем надо, или убирайся в джунгли и погибай там голодной смертью. Так, естественно, складывались отношения и у наших заросших шерстью прародителей.
Память о тех тяжелых временах сохранилась у мужчин очень хорошо. До сих пор свято верят, что «настоящий мужчина» (читай — вожак) должен иметь много женщин. Желательно безропотных и покорных. Отсюда идет и странноватое правило средневековья, гласящее, что король может выбрать любую из своих подданных, и никто не в праве ему воспротивиться. Протест можно выразить потом, покончив с собой.
Барин, приглашая крепостную стелить ему постель, по сути дела утверждает свое, освященное тысячелетиями пещерной жизни право на тела и души подчиненных. И то же самое делает начальник, домогаясь хорошенькой (или не очень) секретарши. Тут не внешность главное, а — вкус власти. И желательно, чтобы только секретаршей дело не ограничилось. Еще бы менеджера, бухгалтера, : уборщицу. Очень это приятно — ощущать, что все работающие в твоем офисе женщины целиком и полностью принадлежат тебе. Ну пусть даже
реально-то это далеко не так, все равно чертовски греет душу, что никуда они не денутся, если ты захочешь! Иначе какой с тебя начальник!
Ну а тот, кому в начальство выбиться не удалось, и вовсе может утвердить себя в мире
одним-единственным способом: победой над женскими сердцами. Если соблазнил кого — значит, молодец и герой, настоящий мужик!
— Дорогая я тебя люблю, но вот ничего не мог с собой поделать, как бес попутал, — вот примерно так звучит расхожая клятва уличенного в супружеской измене. А дальше идут заверения в любви и ссылки на науку — мужчина, мол, от природы существо полигамное.
Только ни бес, ни природа тут ни при чем, и хранить верность
одной-единственной ему мешает только тщеславное желание выглядеть в мужской среде настоящим мачо. Сифилис, СПИД, скандалы с женой, мордобой соперников — ничто не в силах остановить борца за это заветное звание.
Секс в своем самом примитивном варианте — количестве становится мерилом собственной личности и : успешности. Ничего не поделаешь — тяжкое наследие предков. Уж
им-то точно было не до морали.
Чисто мужская компания
— Этот разговор не для женских ушей! Ну что они понимают! Разве их можно воспринимать всерьез! — усмехаются мужчины и шумной толпой удаляются пить пиво и обсуждать футбольный матч.
Мужской шовинизм, желание держатся стаей и противопоставлять себя прекрасной половине человечества тоже идет из глубины веков. Но уже не совсем от обезьян, а примерно со времен неолита.
У всех примитивных племен мужское и женское сообщества разделены. Мужчины живут в специально отведенном для них мужском доме, куда женщинам хода нет. Вместе ходят на охоту, рыбачат, пьют спиртное и танцуют ритуальные танцы.
А женщины существуют совершенно отдельно в хижинах вместе с детьми. Возятся с едой, готовят одежду, заботятся о больных и раненых, воспитывают детей. Но сыновей — лишь до особого возраста, обычно
где-то до
пяти-семи лет, после чего мальчишек отдают на воспитание мужчинам. С этого времени им и внушают, что относится как к равным к матерям, сестрам и женам, по меньшей мере, глупо.
И в первобытном обществе на это есть свои причины. Женщины в племени в основном были пришлыми. И очень часто из враждебных родов. Встретишься с ближайшим родичем супруги на узкой тропинке, и понесет он твою голову вешать трофеем на стену. Все потому, что, несмотря на свадьбу, ты как был для него чужаком, так и остался. Ведь примитивные народы признают лишь прямое родство по крови. А ни сама жена, ни ее родственники кровниками точно не являются. По идее, и супруга может ненароком заколоть спящего мужа или добавить ему в пищу ядовитых грибов. Особенно если появилась она у этого доброго воина как военная добыча, вместе со скотом и ценной утварью. Да даже если и взяли ее в дом не грубым захватом, а честно сговорившись со старейшинами рода, все равно коварный план может в любой момент созреть в ее голове. Вдруг да поможет она врагам из соседней деревни, которые, между прочим, ей братьями и кузенами приходятся, захватить ни в чем не повинного мужа вместе с его родней! Сыграет роль пятой колонны. И в старину, говорят, такие вещи часто случались, пока мудрецы и старейшины не выработали правил безопасности — селить женщин отдельно, а мужчин отдельно. И все контакты между ними сводить к минимуму.
Времена прошли, а проблема осталась. До сих пор женщина для многих мужчин — символ архетипического зла. Коварная, загадочная, непонятная. А главное — чужая. Не своего
роду-племени. Потому-то и не стоит уважающему себя мужчине делиться с ней сокровенным и спрашивать советов. Все равно ничего путного не скажет, или вовсе на вред придумает. Главное — это настоящая мужская дружба. Друг, соратник по охоте и по набегам —
он-то никогда не предаст, потому что свой. А женщина, она и есть женщина.
Змея-искусительница, демон в юбке. Ева, одним словом.
Бал стереотипов
— Увы, в душе каждого из нас живет голая обезьяна со своими страхами, чаяниями и привычками, — говорит психолог Вадим Петренко. — Мы к ней привыкли и не замечаем ее присутствия, хотя этот тысячелетний опыт выживания рвется из дебрей подсознания в нашу жизнь. Ведь сама структура человеческого общества, жестко иерархическая, по сути копирует устои обезьяньей стаи.
Но сейчас мир изменился. И правила, существовавшие веками, уже не проходят.
Очень многим, не только женщинам, но и мужчинам, хочется видеть в партнере человека, который понимает и принимает тебя таким, как ты есть.
Но душевной близости мешает клубок доставшихся по наследству стереотипов.
Самый большой враг любых отношений — это слово «должен». Список требований, чего именно должен нам близкий человек, заслоняет от нас его самого.
Муж должен зарабатывать много денег, содержать жену и детей. А еще никогда не плакать и не жаловаться, уметь драться, стрелять и ремонтировать кран, стоически терпеть боль, выносить мусор и не разбрасывать вещи где попало. Жена должна молчать, когда говорит муж, вкусно готовить и любить детей, падать в обморок при виде крови, быть болтливой, кокетливой и слабой. Все точь в точь как в первобытном обществе, при примитивном разделении труда и функций.
А как насчет мужа, пекущего пироги, и жены, распутывающей в своем детективном агентстве сложнейшие логические задачи? В нормы поведения явно не вписывается. И мы сразу начинаем мерить человека стереотипом, и делать глубокомысленный вывод —
что-то тут не так.
Хотя все эти правила и ограничения обедняют ни
чью-нибудь еще жизнь, а нашу собственную.
Поэтому-то и следует подумать о причинах, заставляющих нас видеть в женщинах пустоголовых, легкомысленных дур, а в мужчинах — гулён и бабников. Ведь это всего лишь накипь, оставшаяся от прошлого. Осознав мотивы, заставляющие нас думать и поступать подобным образом, мы сможем
наконец-то разглядеть того (или ту), кто уже несколько лет рядом, или с кем только собираемся в брак.