[На главную] [Архив] [Наши публикации]

Золотой шар в руках дикаря


Рос когда-то рядом с одним королевским замком лес. И вот с некоторых пор в нем стали происходить странные вещи; один за другим в него отправились несколько охотников и больше не вернулись. Никто не знал, что за нечисть завелась в лесу, и люди перестали ходить в него. Однажды в замке появился незнакомый охотник, бывший, видимо, одновременно искателем приключений, и спросил, чем бы он мог помочь местным жителям. Ему рассказали про страшный лес, и он немедленно отправился туда, взяв с собой лишь свою собаку. В глубине леса он набрел на пруд. И когда он подошел к берегу, из пруда вдруг появились две страшные руки, схватили собаку и утащили ее под воду. Охотник бросился назад, собрал нескольких мужчин, которые черпаками вычерпали старый пруд. На его дне они обнаружили огромного человека, заросшего с головы до ног рыжими волосами, делавшими его похожим на кусок ржавого металла. Дикаря привезли в замок и посадили в железную клетку.

Однажды восьмилетний сын короля играл возле этой клетки своей любимой игрушкой – красивым золотым шаром. Шар закатился в клетку, и дикарь тут же схватил его. Мальчик попросил дикаря вернуть шар, но тот потребовал открыть клетку. Когда такое требование прозвучало в третий раз, мальчик сказал дикарю: «Я мог бы открыть клетку, но я не знаю, где ключ». – «Он под подушкой у твоей матери», – подсказал дикарь. Выбрав момент, когда родителей не было в замке, мальчик взял ключ и открыл клетку. Дикарь отдал ему шар и побежал в сторону леса. «Постой, не убегай, – закричал вслед ему мальчик. – А что делать мне? Родители будут очень недовольны, когда вернутся и не обнаружат тебя в клетке».

Дикарь остановился и сказал: «Я могу взять тебя с собой, но ты больше никогда не увидишь своих родителей».

И мальчик согласился. Дикарь посадил его себе на плечи, и они исчезли в лесной чаще.

Эту старую сказку сочинили в 1820 году братья Гримм. А в 80-х годах XX века известный в нью-эйджевской среде Запада писатель Роберт Блай использовал ее сюжет в рассказе «Железный Джон», вошедшем в его ставший бестселлером сборник «Сказочки для мужчин». Позднее он дал интервью по поводу этой сказки, которое было включено в сборник статей, составленный журналистом Кейтом Томпсоном. В сборник, получивший название «Быть мужчиной», вошли написанные в разные годы и разными людьми статьи и художественные произведения, в которых с разных позиций исследуется феномен мужчины. В интервью Роберта Блая, данном, кстати, составителю сборника, старая сказка о заросшем рыжей шерстью дикаре интерпретируется достаточно необычно.

Если образцом мужчины 50-х считался несущий на своих плечах ответственность за свою семью работяга (работающий в шахте ли, на ферме или управляющий банком – не суть важно), дисциплинированный, агрессивный, грубоватый, любящий футбол и ценящий в женщине в первую очередь ее тело, то в 60-е...

Психологический и духовный кризис, в котором оказались многие американские мужчины в результате Вьетнамской войны, а также усиление женского движения привели к тому, что в США появился новый тип мужчины. Мужчины начали обращать внимание не только на тело женщины, но и на душу. Они даже разглядели (или культивировали?) в глубине своей души элементы женской психологии. Этакую частичку женственности. Они стали более задумчивыми, более мягкими. Эти «мягкие мужчины», как их называет Роберт Блай, очень славные создания. И их становится все больше и больше. Они общительны, открыты, с ними легко иметь дело. Они обладают массой достоинств, делающих общество более устойчивым и менее склонным к агрессивности. Но одно плохо – по наблюдению Роберта Блая, большинство из этих мужчин несчастны. Расставшись со считавшимися непременными атрибутами мужского характера – грубостью и агрессивностью, они потеряли и что-то еще. Нечто, лежащее между грубостью и мягкостью, между агрессивностью и женственностью. Сказочка о рыжем дикаре как раз и призвана подвинуть читавшего ее к тому, чтобы найти для себя это НЕЧТО.

Итак, не без помощи женщин мужчин научили видеть в себе частичку женщины. Но когда мужчина заглядывает внутрь своей психики, не зная, что он хочет там найти, он может проникнуть глубже, чем это дано природой женщине. То есть проникнуть в «глубокий пруд» – редко посещаемую область сознания, где «лежит рыжий дикарь». Он «лежит» там у каждого современного мужчины, но вот контакт с ним еще не возникал. Простое осознание наличия внутри себя этого «рыжего дикаря» делает мужчину более живым, более уверенным в себе. А контакт с «дикарем» требует уже достаточного мужества. Но зачем нужен этот контакт?

Для того, чтобы вернуть Золотой Шар, под которым понимается целостность и индивидуальность нашей натуры, которую мы имеем в детстве, но теряем примерно в восьмилетнем возрасте. Определенность потери подтверждал Фрейд, восклицавший: «Сколь разителен контраст между блестящим умом ребенка и тлеющей ментальностью взрослого». У кого же просить этот утерянный Золотой Шар – целостность и индивидуальность? Увлечение феминистскими идеями подвинуло мужчин к мысли, что Шар надо искать у женщин или в проявлениях женственности (мягкости, склонности к сопереживанию, чувствительности) в психологии мужчин. Но, не найдя его ни там, ни там, мужчины обратили внимание на «дикаря» в себе. Маленькое пояснение. Под дикарем здесь следует понимать не вандализм, грубость, агрессивность или сексуальную распущенность, а то глубинное, заложенное в психике мужчины Бог знает как давно, что отличает его от женщины.

В своем интервью Кейту Томпсону Роберт Блай просит обратить внимание на то, что в сказке «железный Джон» шар находится не у восточного гуру или молодого человека вроде Христа. За Золотым Шаром нужно обращаться к пугающему дикарю. Гуру может помочь вам перепрыгнуть через напряженность, возникшую, предположим, в ваших отношениях с матерью, но прыжками нельзя проникнуть в душу. Получить Шар можно только в обмен на свободу «дикаря». Это означает, что у своей психики нельзя ничего выпросить. Но с ней можно заключить договор. Например, вы не можете уговорить ленивую часть вашего «я» перестать лениться. Но можете предложить ей сделку: «Позволь мне поработать час, а затем ты будешь час бездельничать». Почему взять ключ от клетки можно только тайком от матери, в общем, понятно. Ключ от клетки – это еще и символ освобождения из-под влияния коллектива, освобождение от зависимости от общественного одобрения, от опеки матери или отца. Освобождение от поля влияния родителей. Окончательного. Именно поэтому в сказке мальчик соглашается расстаться со своими родителями навсегда.

Сказка не призывает к непослушанию. А именно к осознанию своего собственного пути. К осознанию своей уникальности, которая ощущалась лишь в детстве.

У Рэя Брэдбери есть рассказ, в котором мужчина регулярно, раз в год, приезжает в свой родной город, где прошло его детство, чтобы встретиться с самим собой – подростком. Зачем нужны ему такие встречи, в рассказе достаточно четко не определяется. Но если вы представите себе свою встречу со своим детством, вы, наверное, поймете без всяких объяснений. К сожалению, такая встреча – удел лишь фантастики. Но докопаться до сказочного рыжеволосого дикаря, в лапах которого находится Золотой Шар вашей неповторимости, может каждый. Нужно просто быть готовым по черпачку вычерпать до дна старый пруд, на дне которого сидит «дикарь».


По материалам интервью Роберта Блая подготовил И. Андреев.

«Путь к себе», № 6/1992

[На главную] [Архив] [Наши публикации]