За то время, пока анкета «Бывшие отличники, их проблемы и судьбы» жила на сайте, было принято и обработано 80 экземпляров анкеты. На этой странице — результаты данного опроса. Сначала мои комментарии, затем мнение психолога
Николая Симоненко, и в конце — сводная таблица итогов, все ваши ответы. Спасибо всем, принявшим в нем участие.
Это абсолютно объективное, если его можно так назвать, социологическое исследование, никем не заказанное и ни под что не подогнанное.
Сначала набросаем портрет, так сказать, «сферического (или круглого) отличника в вакууме».
:-) То есть человека, обладающего чертами, которые чаще всего встречаются в ответах читателей. Итак, разрешите представить виртуальную особу женского пола, которая, проведя все школьные годы в одной и той же школе, хватала знания на лету, практически без усилий, ради своего чистого к ним интереса. Разве что иногда — чтобы почувствовать себя лучше других... В школе одинаково любила и учиться, и общаться с одноклассниками, с которыми у нее были вполне нормальные отношения, а с учителями — очень даже хорошие.
С мальчиками наша виртуалочка иногда испытывала сложности, но вовсе не
из-за своих пятерок, нет! Может быть,
из-за того, что ее считали слишком «правильной»?.. Так или иначе, как и все школьницы, она, конечно же, влюблялась, но вышло так, что ее первая любовь была несчастной. Это горько, но это бывает... Зато потом, переосмыслив опыт своего школьного
житья-бытья, она может с уверенностью сказать, что отличная учеба положительно повлияла на ее дальнейшую личную жизнь. А пока училась, о семье особо не мечтала. Наверное, жила настоящим моментом и своими переживаниями. А семья... Все в свое время будет, всему свой черед.
Окончена школа, пришла пора выбирать профессию. С родителями тут особо не посоветуешься — они уже потеряли свой авторитет, и так хочется быть совершенно не похожей на них! Она давно поняла, что те свои нереализованные чаяния перенесли на нее, и, чтобы спасти свою личность, выход один — независимость. Так что в тупик при выборе профессии не стала.
Так она и живет по сей день, строя жизнь по своим собственным законам. Социальный успех ей больше не нужен — видимо, надоело подгонять себя под социальные стандарты, наелась она этого в школе... Теперь она хочет уюта, покоя, тихой гавани и семейного счастья. И все же давняя привычка делать все на «5» обычно побеждает.
Женщина смотрит на жизнь с оптимизмом. У нее высокая самооценка, она считает, что жизнь вполне оправдала ее ожидания, она, хотя бы частично, реализовала свою мечту. Она не считает, что отличная успеваемость
как-то повлияла на ее адаптированность к жизни, зато уверена, что быть отличницей — хорошо!
А теперь серьезно.
Какие ответы преобладают с наибольшим перевесом?
Во-первых, окружающие считали 67 из 80 отличников
«правильными». Что значит «правильный» — надеюсь, интуитивно понятно? Соответствующий
правилам, нормам, стандартам, конвенциям. Но не думаю, что смысл этого слова может быть только негативным. Правильный — значит, уважающий правила и законы общества, в котором человек живет. Делающий то, что надо делать. Вот это качество, плюс умение знать и чувствовать, что именно надо обществу и другим людям, и может взять на вооружение бывший отличник, который хочет преуспеть в жизни.
Во-вторых, большинству ответивших (61 из 80) учеба давалась легко, практически без усилий. И,
в-третьих, 60 человек из 80
строят свою жизнь независимо от того, чему их учили и какой пример показывали родители. Такие люди чувствуют себя хозяевами своей жизни, если у них складывается все, как они хотят, и даже если не складывается, главное — быть значимыми в собственных глазах. Не нужно и говорить, что такое качество очень ценится среди успешных людей.
Какие еще есть интересные моменты? Даже многие из тех, кто берет пример с родителей, считают, что они пытались
реализовать себя через детей... И еще — прямой взаимосвязи между отношениями с учителями и одноклассниками нет. Были люди, которых учителя не любили за нестандартность мышления и взглядов, а ученики — за отличные оценки... И было много тех, кого любили все. Причем ответа «учителя считали, что мне будет трудно в жизни, и иногда меня жалели» не дал никто.
Существуют ли различные
типы отличников? Я бы выделила, по крайней мере, два. Одни любили примерно одинаково и учиться, и общаться (или только общаться), у них были хорошие отношения с одноклассниками, а сейчас у них высокая самооценка, они реализовали свою мечту и считают, что жизнь оправдала их ожидания или даже оказалась лучше, чем они думали. Второй тип — те, которых одноклассники не любили
из-за их роли отличника,
из-за нее же были проблемы и с противоположным полом, и с выбором профессии; сейчас у них самооценка, соответственно, низкая, а жизнь оказалась хуже, чем они предполагали.
В целом картина видится следующая. Большинство наших респондентов в детстве испытывали давление родителей, подгонку под некую «правильность», причем отличная учеба в школе — всего лишь составная часть этой «правильности», и не самая неприятная. После школы такой ученик бунтует, его главным приоритетом становится независимость, а вот о том, что, повинуясь родительскому сценарию, был отличником, вспоминает тепло. И берет из этого полезные плоды в дальнейшую жизнь.
Складывается впечатление, что эти люди много страдают. Впрочем, если бы в анкете был не только вопрос «Какая у вас главная психологическая проблема?», но и «Какие у вас успехи?», картина наверняка была бы иной. Проблемы же в основном лежат в области карьеры.
Большинство участвовавших в опросе — женщины. Для девочки быть отличницей — один из способов возвыситься и утвердить себя. Девочки более усидчивы, и ради этого они способны пожертвовать своим временем, удовольствиями
и т. д. Женщины стремятся к раскрытию своих умственных способностей, и одна из главных целей этого — быть в центре внимания, это способ привлечь внимание противоположного пола...
Но в школе, наоборот, отличниц не любят, это такие «заученные» девочки...
Не любят потому, что они превосходят мальчиков интеллектуально. После школы женщина становится «отличницей в жизни». Работу, которую она выполняет, она хочет знать как можно лучше. В семье стремится быть лидером.
А какой основной мотив у мальчиков-отличников?
Также — быть лучше других. Часто мальчики, которые слабее здоровьем и физической силой, стараются компенсировать это интеллектуальным превосходством. Если дети из обеспеченных семей учатся рядом с детьми из семей необеспеченных, вторые стараются развивать свои умственные способности, чтобы дети из обеспеченных семей обращались к ним за помощью. Здесь мы видим комплекс неполноценности и невротические направления его компенсации.
А другие мотивы встречаются?
Среди отличников есть и люди самодостаточные, им легко учиться и получать отличные оценки, и они не считают это
каким-то сверхдостижением. Наоборот, иногда прячут свои знания. Они спокойно идут по жизни, не создавая конфликтов, напряжений, легко. Это те, о ком можно сказать: у хороших родителей — хорошие дети.
Как бывшему отличнику реализовать себя в жизни не невротическим образом, а, наоборот, так, чтобы быть счастливым?
Чтобы быть счастливым, необходим личностный рост. Отличникам личностно расти и легче, и труднее. С одной стороны, они легко проникают в суть, стремятся знать все о том, чем занимаются, с другой — у них все проходит на уровне ума и не затрагивает эмоционально. Интеллект оторван от эмоций и от физического тела, они не хотят проходить через боль, страхи, проживать их, а это очень важно. Они хотят знать, но не хотят делать. Но для полноценного личностного роста необходимо развивать и интеллект, и эмоции, и тело.
* * * *
Использование данных этого исследования — обязательно со ссылкой на источник с указанием URL:
Afield — женский персональный интернет-проект Светланы Дзюбы.
http://afield.org.ua
* * * *
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТЫ
Вы:
Мужчина
|
4
|
Женщина
|
70
|
Не выбрано
|
6
|
Легко ли вам давалась учеба?
Легко, практически без усилий
|
61
|
Средне
|
13
|
Приходилось прикладывать много усилий, чтобы получать отличные оценки
|
6
|
Не выбрано
|
0
|
Что мотивировало вас учиться на отлично? Назовите основной мотив.
Интерес к знаниям
|
33
|
Давление родителей
|
7
|
Желание получить медаль по окончании школы
|
10
|
Желание побеждать в конкурсах, олимпиадах и проч.
|
2
|
Желание быть в чем-то лучше сверстников
|
25
|
Не выбрано
|
3
|
В школе вы больше любили учиться или общаться с другими учениками?
Учиться
|
26
|
Общаться
|
9
|
Примерно одинаково и учиться, и общаться
|
45
|
Не выбрано
|
0
|
Какие отношения были у вас с одноклассниками?
Меня любили и уважали, я был(а) неформальным лидером
|
16
|
Нормальные отношения
|
46
|
Меня не любили, потому что я был(а) отличником (отличницей)
|
18
|
Не выбрано
|
0
|
Какие отношения были с учителями?
Хорошие, учителя меня любили
|
47
|
Нормальные отношения
|
25
|
Учителя меня не любили за нестандартность мышления и взглядов
|
8
|
Учителя считали, что мне будет трудно в жизни, и иногда меня жалели
|
0
|
Не выбрано
|
0
|
Считали ли вас «правильным(-ой)»?
Да
|
67
|
Нет
|
11
|
Не выбрано
|
2
|
Часто ли вы переходили из школы в школу?
Учился(-лась) все годы в одной школе
|
43
|
1-2 раза
|
30
|
Больше двух раз
|
7
|
Не выбрано
|
0
|
Если переходили, что было причиной? Назовите главную или самую запомнившуюся причину. (ИЗ 37 ОТВЕТОВ)
Объективные обстоятельства (переезд родителей и т. п.)
|
35
|
Отношения с учителями
|
0
|
Отношения с одноклассниками
|
2
|
Не выбрано
|
0
|
Были ли у вас трудности при выборе профессии?
Не было
|
35
|
Были, так как все предметы нравились и давались одинаково хорошо
|
30
|
Были, по другой причине
|
15
|
Не выбрано
|
2
|
Испытывали ли вы сложности в отношениях с противоположным полом?
Нет
|
31
|
Да, потому что был(а) «зубрилой», а таких не любят
|
7
|
Да, по другим причинам
|
41
|
Не выбрано
|
1
|
Ваша первая школьная любовь была:
Счастливой
|
31
|
Несчастной
|
43
|
Не выбрано
|
6
|
Мечтали ли вы в школьные годы о собственной семье?
Да
|
24
|
Нет
|
14
|
Считал(а), что семья и так обязательно будет во взрослой жизни, но особо не мечтал(а)
|
42
|
Не выбрано
|
0
|
Повлияло ли то обстоятельство, что вы были отличником, на вашу личную жизнь в дальнейшем?
Повлияло положительно
|
34
|
Повлияло отрицательно
|
15
|
Не повлияло
|
28
|
Не выбрано
|
3
|
Хотелось ли вам стать похожими на своих родителей (или на одного из них)?
Да, родители для меня — образец во всем
|
13
|
Только в работе
|
17
|
Только в семейной жизни
|
8
|
Не хотелось быть похожим(-ей) ни в чем
|
39
|
Не выбрано
|
3
|
С каким утверждением вы бы могли согласиться сейчас?
Я в своей жизни беру пример с родителей и следую их советам
|
10
|
Я строю свою жизнь полностью непохожей на жизнь родителей
|
8
|
Я строю свою жизнь независимо от того, чему меня учили и какой пример показывали родители
|
60
|
Не выбрано
|
2
|
Можете ли вы сказать, что родители пытались через вас реализовать себя в жизни, не реализовавшись сами?
Да
|
31
|
Нет
|
28
|
Затрудняюсь ответить
|
20
|
Не выбрано
|
1
|
Какая у вас сейчас главная психологическая проблема?
смотрите ответы здесь
Как бы вы охарактеризовали свою жизненную стратегию?
Стремлюсь добиться успеха в обществе
|
17
|
Для меня главное — собственный независимый стиль жизни
|
21
|
Хочу уюта и покоя, тихой гавани и семейного счастья
|
40
|
Не выбрано
|
2
|
Пытаетесь ли вы быть «отличником» и в жизни?
Да, у меня вошло в привычку делать все отлично
|
35
|
Хотел(а) бы, но после школы я оказался(-лась) «двоечником» (двоечницей)
|
8
|
Теперь я стремлюсь избавляться от любого рода внешних оценок
|
33
|
Не выбрано
|
4
|
Роль школьного отличника, по-вашему, помогает или мешает адаптироваться в дальнейшей жизни?
Помогает
|
6
|
Мешает
|
10
|
Это далеко не главный фактор, влияющий на адаптацию в жизни
|
62
|
Не выбрано
|
2
|
Ваша самооценка:
Скорее высокая
|
43
|
Скорее низкая
|
31
|
Не выбрано
|
6
|
После окончания школы:
Жизнь оправдала мои ожидания
|
36
|
Жизнь оказалась лучше, чем я предполагал(а)
|
13
|
Жизнь оказалась хуже, чем я предполагал(а)
|
23
|
Не выбрано
|
8
|
Какая основная мечта у вас была в школьные годы?
смотрите ответы здесь
Удалось ли вам осуществить свою мечту?
Удалось
|
15
|
Не удалось
|
11
|
Удалось частично
|
26
|
Сейчас я как раз занимаюсь ее осуществлением
|
19
|
Не выбрано
|
9
|
В общем и целом, быть отличником, по-вашему:
Хорошо
|
42
|
Плохо
|
3
|
Не хорошо и не плохо
|
32
|
Не выбрано
|
3
|
смотрите ответы здесь
Если вы хотите что-нибудь добавить к вышесказанному,
пожалуйста, добавьте в форме отзывов на этой странице или здесь.