РОДИТЕЛИ И ДЕТИ: В ТЕНИ НЕУДАЧИ
Прежде чем стать опорой в жизни, наше «Я» проходит закономерные этапы развития. Так же, как ребенок становится взрослым не сразу, и наше «Я» формируется постепенно.
Основная установка на мир, ощущение его враждебным или дружественным, закладывается в самом раннем детстве. Когда младенец получает так необходимые ему тепло и ласку, у него возникает надежда, что он нужен в этом мире и люди его понимают. Уже через несколько недель после рождения ребенок начинает выделять свою мать среди других людей. Начиная с этого периода у него складывается образ матери, который остается важнейшим символом во всей последующей жизни. В этом символе отражается надежда ребенка на то, что и в дальнейшем его будут любить, или безнадежность в ожидании внимания и поддержки со стороны других.
Типы семейных сценариев
Родители иногда уподобляются большому ветвистому дереву, которое своей тенью закрывает находящимся поблизости саженцам яркий свет солнца. Растущие поблизости деревья будут цвести и давать вкусные плоды только в том случае, когда они не отбирают жизненные соки и свет друг у друга. Опытный садовник всегда дает укорениться молодым саженцам в том месте, где у них есть достаточно свободного пространства и ничья Тень не мешает им развиваться.
Дети — это не побеги на родительских ветвях и не плоды. Это ростки, временно нуждающиеся в защите, по крайней мере до тех пор, пока их собственные корни недостаточно надежны. В то же время ребенок не станет полностью самостоятельным, пока не избавится от семейного сценария.
Сценарий — это зависимость от детских впечатлений и родительских установок, которая принимает порой причудливые формы. Несмотря на многообразие проблем и характеров людей существуют определенцые типы сценариев.
В основе предлагаемой классификации лежит установка, характерная для каждого из нас: «Хочу быть хорошим!» — отражающая стремление ребенка выглядеть значимым и хорошим в глазах окружающих, в первую очередь, родителей. Если это ожидание не подтверждается, то возникает один из перечисленных ниже сценариев, ведущих к неудачам в его взрослой жизни.
«Я докажу вам, на что я способна»
Этот сценарий заставляет тратить силы на демонстрацию своих способностей, но за этим очень редко стоит глубинное удовлетворение собственных потребностей. При этом оказывается, что собой заниматься некогда, так как каждый раз нужно в спешке доказывать живущим в своем сознании образам родителей свою «хорошесть». Поиск доказательств не ограничивается только положительными поступками. Чаще всего потраченные усилия не приносят желаемого удовлетворения, что вынуждает изводить себя чрезмерными требованиями. Появляется навязчивое стремление работать все больше и больше. Такой человек похож на мяч, проколотый во многих местах. Любые попытки его надуть не приводят к успеху.
«Лучше я вообще ничего не буду делать, потому что вы все равно скажете, что я плохая»
Эту фразу часто произносят те, кто в детстве испытывал на себе чрезмерное давление родительского контроля. Жесткий контроль со стороны всегда подавляет волю, а значит, и веру в собственные возможности. Это приводит к тому, что желание добиваться
чего-либо постепенно исчезает.
«Я буду активно сопротивляться вашему авторитету»
Внешнее давление очень часто вызывает не меньшее внутреннее сопротивление, которое превращается со временем в привычку протестовать даже собственным интересам, особенно если их одобряет авторитетная персона.
«Если вы говорите, что я плохая, то я всеми силами постараюсь оправдать ваши ожидания»
Именно по этому сценарию строится жизнь мальчиков и девочек — «наоборот». Давно потеряв надежду на одобрение своих поступков, они добиваются внимания окружающих, показывая свою нехорошесть. В конце концов они становятся нигилистами, которых радует то, что у других вызывает отвращение.
«Я не понимаю критериев, по которым вы меня оцениваете»
Этот сценарий заставляет чувствовать себя в растерянности. Он является следствием сочетания в воспитании ребенка крайних мер — кнута и пряника. Причем в этом случае наказание кнутом или поощрение пряником не соответствуют реальным поступкам ребенка, а зависят, скорее, от настроения родителей.
«Я обязана быть самой хорошей, так как все этого от меня ожидают»
Такая установка сопровождается огромными затратами энергии на поиск доказательств своего превосходства. Слишком большое внимание при этом уделяется мнению окружающих, поскольку только они могут оценить степень успеха. Поэтому, стоит лишь соседской девчонке критически отозваться о вашем последнем достижений, как радостное ощущение победы мгновенно превращается в мучительное чувство неудовлетворенности.
У многих из нас с детства сформирован синдром, который
А. Вязьмишев назвал синдромом «ООН»: обуть, одеть, накормить. Вы убедились, какое сильное влияние может оказывать негативный сценарий на нашу жизнь?
Родители и дети
Русский педагог, врач, специалист по изучению детского характера
П. Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей, оказывающих влияние на поведение ребенка.
- Если родители не обращают внимания на детей, унижают их, игнорируют их потребности и интересы, не считаются с ними, не прикладывают ни малейших усилий к их воспитанию и обучению, то в таких семьях дети вырастают лицемерными или лживыми. У них часто наблюдаются проблемы, связанные с обучением и развитием.
- Когда родители постоянно восхищаются своими детьми, считая их образцом совершенства, дети вырастают эгоистичными и поверхностными. Эта позиция чрезмерного восхищения может сформировать у ребенка необоснованную самоуверенность при полном отсутствии самобытности.
- В тех семьях, где царят покой и счастье, где отношения между родителями гармоничны и строятся на основе искренней любви и уважения, дети, достигнув зрелости, отличаются добросердечием и глубиной мышления. Они постоянно стремятся к учению, к овладению новыми знаниями.
- Когда родители постоянно недовольны ребенком, критикуют и порицают его, считают во всем виноватым — ребенок в ответ начинает поступать «наоборот», проявлять непослушание. В глубине его сердца всегда живут гнев и обида —он растет раздражительным и эмоционально неустойчивым.
- Если родители чрезмерно балуют и оберегают ребенка, удовлетворяют каждую прихоть, обращаются как с младенцем, не считаясь с реальным возрастом, — тем самым они препятствуют развитию самостоятельности, ограничивают его умственную и физическую активность. В результате дети растут ленивыми, социально незрелыми, неспособными взглянуть в лицо реальной жизни.
- Если финансовые трудности не влияют на позицию родителей по отношению к детям, на проявление их любви — дети вырастают трудолюбивыми, эмоционально спокойными. Но когда низкий уровень жизни отражается на семейном климате, из дома уходят любовь и родительская доброта — дети чувствуют себя несчастными, заброшенными, на будущее смотрят пессимистически, их не покидает чувство разочарования и горя.
По материалам: Алена Либина. Психология совладания с жизненными кризисами и сложными ситуациями.
Aug 10 2006
Имя: ира
Город, страна: галицено
Отзыв: помогите пожалуста наменя папа с мамаой не хотят слушать