[На главную] [Архив] ...Поверила любви «...ПОВЕРИЛА ЛЮБВИ»
о школьных отличниках, студентах и выпускниках столичных вузов
интервью, статьи, истории






МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ

Александр Сергеев:

Порой отличники так привыкают, что смысл деятельности в учебе, что оказываются неспособны к самостоятельности, ответственности и риску. Им комфортно, когда дано задание, а его надо решить или выучить. А если нет уверенности, что задание в самом деле имеет смысл, что непременно решение принесет хорошую отметку и поощрение, то наступает деморализация.

Мне кажется, что многие отличники не имеют сколько-нибудь ясных предпочтений относительно будущей профессии. Они равномерно распределяли свои силы на все и в результате ничего не выделили. Поэтому человека тянет непременно сразу же продолжить обучение. Идея подождать немного, на мир посмотреть, за собой понаблюдать категорически отвергается. Она пугает своей неопределенностью и прекращением размеренного образа жизни: получение задания — выполнение — сдача — стимул.

Такой образ жизни часто сохраняется на все время студенчества, которое воспринимается, как продолжение детства: продолжать сидеть на шее у родителей, оправдывая это аккуратным выполнением заданий и подготовкой к будущей карьере. Потом все то же самое продолжается в аспирантуре, а когда уже и кандидатская защищена (для этого тоже вполне достаточно выполнять задания шефа), то возникает идея получить второе высшее образование. Короче, детство, растянутое на 30 лет.

Итог: человеку 30 лет, два высших и ни одной записи в трудовой. Такой кадр ставит в тупик любое агентство. Он с одной стороны overqualified для любой простой должности, с другой без опыта работы для должности ответственной и, с третьей, имеет претензии — возраст и сознание своей квалификации рисуют в воображении заработки заметно выше среднего. И куда такого пристраивать, совершенно непонятно. Как правило, предлагаются низкооплачиваемые должности в госконторах, где требуется исполнительность и формальное подтверждение квалификации, а опыт не считается существенным. Это деморализует, но от нечего делать человек соглашается временно поработать на таких условиях. А потом уже очень трудно, тем более, что у него нет опыта принятия решений.

Вот, есть такой безрадостный сценарий. Но, конечно, не всякий отличник по нему идет до конца. Некоторых пробивает в какой-то момент на протест, происходит некая ломка оков, часто болезненная, с временной потерей статуса (вылет из института, безденежье, конфликты в семье и т. п.), но зато потом, если хватит сил, то человек находит в себе некое собственное движущее начало, жизнь налаживается уже по-новому. К сожалению, чем позже, тем меньше шансов, что это произойдет.

Любовь Кузнецова («Katoga»):

Действитeльно — интересная тема...

А как складываются судьбы бывших школьных отличников?

Я ведь сама из бывших. :о)) Правда отличные оценки у меня были только по успеваемости. А вот поведение всегда «хромало», мягко сказать. С самого мелкого возраста :о)) имела свое собственное мнение по всем вопросам. И как вы догадываетесь, оно далеко не всегда совпадало с мнением преподавателей. Поэтому огребала с завидной регулярностью. :о)) До 10 класса училась в одной школе, где так и не нашла общего языка с преподавателями. Очень уж не нравилась им моя своенравность.

А вот 10-11 класс в другой школе вспоминаю с огромной теплотой и любовью. Учителя практически все были в возрасте, сильные, строгие, но никогда не давили на нас своим авторитаризмом. Удивительно светлые и добрые люди. Всегда приветствоали, когда видели у ученика собственный подход к какому-то вопросу. Поддерживали и развивали свободу мышления. Сейчас, к сожалению, многие уже на пенсии.

Не хочу обидеть молодых учителей, но сейчас не такое отношение к детям. Понимаю, конечно, что за такую зарплату, которую платит наше государство, трудно что-то ожидать. Но... Когда вспоминаешь КАК относились к нам уже совсем не молодые возрастом, но такие молодые душой преподаватели в моей родной первой школе... Никто не смотрел, где у кого работают родители и сколько получают. Помогали, тянули, никогда не отказывая в поддержке. Дай бог им здоровья и счастья.

А отличные оценки — пригодились ли они мне? Пожалуй, нет... Знания пригодились и не раз. А вот на оценки, кто на них смотрит? Тем более сейчас, когда оценки в аттестате — это чаще всего не отражение знаний, а отражение глубины кошелька родителей ученика.

А моя судьба... Да вот она перед вами :о))


КОММЕНТАРИИ К АНКЕТЕ

Не на все вопросы можно ответить «да или нет», т. к. получается не совсем верный ответ.

Отличники такие же люди как и все, не лучше и не хуже других.

Каждый человек — потенциальный гений, нужно только стремиться к раскрытию своих способностей.

Отличник в школе — это хорошо. Но еще лучше, когда человек хорошо ориентируется по жизни, умеет рисковать, не боится неизвестного, быстро реабилитируется после неудач. А главное — всегда настроен на успех.

К вопросу «Что мотивировало вас учиться на отлично?». меня скорее мотивировало отсутствие иных возможностей для самореализации. в советские времена больше нечем было заняться умному ребенку, но без особых творческих способностей.

Не надо никого оценивать

Главное — в погоне за «пятерками» не становиться «ботаником». Все хорошо в меру.

В мое время медаль очень помогла мне при поступлении в вуз. Сейчас медалисты не имеют поблажек и поступают на общих основаниях. Не надо забывать, что оценки — далеко не самый основной показатель ума. В моем классе учились такие троечники, что некоторым отчичникам, в том числе и мне, до них было, как до звезды. И последнее: РОДИТЕЛИ! НЕ РАВНЯЙТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ ПОД СВОЮ ПЛАНКУ!

В универе уже все иначе — там было 80% медалистов, были ребята и умнее меня. Но жизнь с большим достатком получили те, кто полагался на родителей, а не на собственные знания.

Лет 15 спустя после окончания школы встретила свою одноклассницу. Первая реакция у обоих была — радость. А потом она стала вдруг передо мной отчитываться — что она и институт закончила, и работает на хорошей должности, и ничего страшного, что вот в школе она была троечницей. Я была очень поражена, я и не задумывалась ни в школьное время, ни тем более сейчас, что она комплексовала из-за плохих оценок. У нас были дружеские отношения. И вот она мне, отличнице, рапортовала о достигнутых успехах, хотя мне было очень неловко ее слушать. Ей было необходимо доказать не так мне, как самой себе, что она состоялась. А мне никогда не хотелось никому доказывать, что я чего-то стою. Вот какая есть, такая и есть. Выходит, что хорошо учиться все-таки важно для собственного самоуважения.

Моя дочь утверждает, что может быть отличницей, но не хочет, а я ей завидую, что она может не хотеть.

Сейчас в школу пошла моя дочь. И она далеко не отличница. Я поняла, глядя на нее, что она свободнее и раскованнее, чем я. Я всегда была слишком амбициозна. Я до сих пор не могу быть в чем-то хуже других, я избегаю любых действий, которые мне не удаются «на отлично». Я никогда не захотела бы изменить свое прошлое (если бы была такая фантастическая возможность), но теперь сознаю, что что-то в школьной жизни я пропустила...

Важнее оценок осознание собственных сил и возможностей, отсюда отсутствие разочарования, зависти, умеренные амбиции.

Не главное ребенка сделать отличником в школе, главное — сделать из него хорошего человека, дать ему широкий кругозор в образовании, стабильную базу в учебе — языки, математика и пр..., чтобы он дальше шел уверенно по жизни и смог достичь большего для себя. Отличники далеко не все смогли адаптироваться по жизни именно из-за проблем «все делать на отлично». Нормальному человеку свойственно ошибаться, и это даже хорошо и правильнее, чем думать, что ты прав на все 100%. Учите детей быть людьми, иметь сердце, душу, уметь дружить и любить. Многие «зубрилки» в жизни становятся «синими чулками...» это очень сильно отражается на их психике.

Отличник может быть «зубрилой» (когда жизнь подменяется учебой) — и после школы очень трудно жить дальше; или же общительным «своим парнем» (когда на первом месте ценности коммуникативного характера) — и, ИМХО, это не так трагично. Как бы так убедить родителей, что школьные оценки — это не оценка их ребенка «как человека», а лишь показатель его успеваемости (да и отношений с учителями)? :))

Отличник отличнику рознь

Отличники — люди очень ограниченные. Не гибкие. Не умеющие приспосабливаться к неевклидовой геометрии реальной жизни. Они могут победить, только пользуясь своими знаниями. А в жизни побеждают «круглые» троечники а ля Черномырдин, который всех пересидит и перехитрит (это я говорю, искренне восхищаясь этим колоритным человеком).

Отличницей была не только из-за хороших способностей, но и за «активистскую» работу в школе. В последних классах преподаватели часто закрывали глаза на пробелы в знаниях и завышали отметки. Тяжело было опускаться с небес на землю.

Пытаюсь объяснить своей старшей дочери, что пятерки — это не главное. Но она, тем не менее, кажется, становится такой же закоренелой отличницей, как и я. А это, по моему мнению, чревато психологическими проблемами в дальнейшем.

Мне кажется, что очень успешному ребенку родители должны объяснять изредка и исподволь, что быть иногда падшим ангелом тоже не плохо и от этого можно получать удовольствие, ведь далеко не всегда в жизни все можно сделать на отлично. Даже, если это не объяснять, то жизнь, конечно, «научит», но кто осведомлен, тот вооружен и многих психологических срывов можно избежать.

Важно быть отличником по количеству и качеству знаний и умению ими оперировать. А оценки не всегда отражают объективную реальность :).

Я все же думаю, что я САМАЯ-САМАЯ ВО ВСЕМ И ВСЕГДА!



Jun 23 2004
Имя: Марина   Город, страна:
Отзыв:
Я считаю, что отличники отличникам рознь. У нас в школе был мальчик-отличник, который никогда ничего не учил, но ему всегда все удавалось без всяких проблем. У него был удивительный талант во всех сверах. При этом у него всегда были двойки по поведению, и он всегда был очень простым в общении. А другая девочка училась на отлично, но ей приходилось все зубрить. Довольно долго у нее все неплохо получалось, но потом учителя просто стали ее "тянуть", чтобы повысить успеваемость класса. Девочка была очень нервной и высокомерной, и впадала в неудержимую ярость, когда кто-то мог решить задачку быстрее и лучше нее. И потом ее стремление быть во всем самой лучшей оказало влияние на ее жизнь. Она первая из нашего класса вышла замуж - в 16 лет, сразу после школы, первая родила сына. Сейчас она в разводе, работает и учится в институте, получает совершенно мизерную зарплату, стала еще более нервной, но очень высокомерно себя ведет. Вообще я думаю, что учиться на "отлично" заложено в характере человека.


Jun 30 2004
Имя: Ася   Город, страна: Дагестан, Кизляр
Отзыв:
Я закончила 9 классов на отлично. Училась я в 9 "б" классе школе №9 и дальше буду учиться. Всё зависит от самого человека, от его собственного желания. Если есть у ребёнка желание у него всё получится, есть конечно и такие у кого есть желание, но нет памяти. Таким людям надо развивать память, читая книги или пользоваться плэером (т.е. записывать на кассету и прослушивать). Хотя сейчас такое время, учителя в наглую говорят: "Нам ваши знания не нужны, нам нужны ваши деньги!" Отсюда и выходят дети с купленными аттестатами - это неправильно! Я знаю много подобных примеров в нашем Кизляре, но это к 9-ой школе не относится... Хочу ещё написать, что отличники такие же люди как и все, не лучше и не хуже других. Вообще я думаю, что учиться на "отлично" заложено в характере человека.


Sep 14 2005
Имя: Любава   Город, страна: Украина
Отзыв:
Я всегда дружила только с отличниками. И хотя сама была троечницей, я чувствовала относительно них какую-то свою силу. Но мне кажется эта сила была трансформацией глубоко спрятанных комплексов. Сечас я не думаю, что комплекс троечника-это плохо. Наверно это большая двигательная сила, не позволяющая останавливаться на достигнутом. Ведь троечнику с неба ничего не валится. Он никогда не бывает захваленным, а хочется... Мои подруги-отличницы мало чего добились. Они, как будто ждали от жизни готового чегото. Мне жаль их. Принцип кнута и пряника им не ведом. Отличник хватает все на лету. Как будто уже это когда-то знал, просто надо вспомнить. Опять, факт того, что других он лучше, дает повод как-то опасно расслабиться.Поэтому творческий подход к делам им как бы не нужен. Все-таки, отличники-люди особые. Они исполнители, но исполнители на самом высоком уровне. К ним с детства нужен особый подход.Это, как королевская кровь. Это говорю я, троечница.
Троечники - как бы делают все сначала, вынужденно ищут свой путь. Поэтому и достижения надежней, хотя и позже. Отличник изначально получает какой-то готовый потенциал, и это нужно учитывать при воспитании. Вообще мне кажется, что общество обязательно к этому придет. Притом и класификация этих качеств, а значит и подход к ним существенно и конструктивно изменится.


Sep 16 2005
Имя: Светлана Дзюба   Город, страна: Луганск, Украина
Отзыв:
Сейчас вот подумала, прочтя комментарий Любавы... Бывает, наверное, и комплекс отличника, и комплекс двоечника (троечника)... Нормальный ученик - золотая середина?..
А может быть - отличники (не по оценкам, а по психологическим качествам) - не "неприспособленные к жизни" люди, а люди, приспособленные для жизни в лучшем, более благополучном обществе? Все хотят в таком жить, поэтому все, мне кажется, мечтают такое общество построить (даже если себе в этом не признаются :))
А от этого можно далеко пойти... Скажем: если мы будем не делать пугало из "комплекса отличника", как сейчас довольно-таки принято, а что-то из ИХ качеств и перенимать... может быть, мы чуть-чуть более станем людьми, достойными лучшего общества... а значит, приблизим его?.. (Это так, мимоходом :))




ДОБАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ:

Имя:* E-mail: URL: Город, страна:
Отзыв:*



[Afield — на главную] [Архив] [...Поверила любви]
[Сила слабых] [ФеминоУкраина] [Модный нюанс] [Мир женщины] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Наши публикации] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [В круге света] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [Это Луганск...]





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Луганский рейтинг WWWomen.ru WWWomen online!




Украинская баннерная сеть