«...ПОВЕРИЛА ЛЮБВИ» о школьных отличниках, студентах и выпускниках столичных вузов
интервью, статьи, истории
ИТОГИ АНКЕТНОГО ОПРОСА «БЫВШИЕ ОТЛИЧНИКИ, ИХ ПРОБЛЕМЫ И СУДЬБЫ»
Первый тайм мы уже отыграли,
И одно лишь сумели понять:
Чтоб тебя на земле не теряли,
Постарайся себя не терять. (Из старой песни)
За то время, пока анкета «Бывшие отличники, их проблемы и судьбы» жила на сайте, было принято и обработано 80 экземпляров анкеты. На этой странице — результаты данного опроса. Сначала мои комментарии, затем мнение психолога Николая Симоненко, и в конце — сводная таблица итогов, все ваши ответы. Спасибо всем, принявшим в нем участие.
Это абсолютно объективное, если его можно так назвать, социологическое исследование, никем не заказанное и ни под что не подогнанное.
Сначала набросаем портрет, так сказать, «сферического (или круглого) отличника в вакууме». :-) То есть человека, обладающего чертами, которые чаще всего встречаются в ответах читателей. Итак, разрешите представить виртуальную особу женского пола, которая, проведя все школьные годы в одной и той же школе, хватала знания на лету, практически без усилий, ради своего чистого к ним интереса. Разве что иногда — чтобы почувствовать себя лучше других... В школе одинаково любила и учиться, и общаться с одноклассниками, с которыми у нее были вполне нормальные отношения, а с учителями — очень даже хорошие.
С мальчиками наша виртуалочка иногда испытывала сложности, но вовсе не из-за своих пятерок, нет! Может быть, из-за того, что ее считали слишком «правильной»?.. Так или иначе, как и все школьницы, она, конечно же, влюблялась, но вышло так, что ее первая любовь была несчастной. Это горько, но это бывает... Зато потом, переосмыслив опыт своего школьного житья-бытья, она может с уверенностью сказать, что отличная учеба положительно повлияла на ее дальнейшую личную жизнь. А пока училась, о семье особо не мечтала. Наверное, жила настоящим моментом и своими переживаниями. А семья... Все в свое время будет, всему свой черед.
Окончена школа, пришла пора выбирать профессию. С родителями тут особо не посоветуешься — они уже потеряли свой авторитет, и так хочется быть совершенно не похожей на них! Она давно поняла, что те свои нереализованные чаяния перенесли на нее, и, чтобы спасти свою личность, выход один — независимость. Так что в тупик при выборе профессии не стала.
Так она и живет по сей день, строя жизнь по своим собственным законам. Социальный успех ей больше не нужен — видимо, надоело подгонять себя под социальные стандарты, наелась она этого в школе... Теперь она хочет уюта, покоя, тихой гавани и семейного счастья. И все же давняя привычка делать все на «5» обычно побеждает.
Женщина смотрит на жизнь с оптимизмом. У нее высокая самооценка, она считает, что жизнь вполне оправдала ее ожидания, она, хотя бы частично, реализовала свою мечту. Она не считает, что отличная успеваемость как-то повлияла на ее адаптированность к жизни, зато уверена, что быть отличницей — хорошо!
А теперь серьезно.
Какие ответы преобладают с наибольшим перевесом? Во-первых, окружающие считали 67 из 80 отличников «правильными». Что значит «правильный» — надеюсь, интуитивно понятно? Соответствующий правилам, нормам, стандартам, конвенциям. Но не думаю, что смысл этого слова может быть только негативным. Правильный — значит, уважающий правила и законы общества, в котором человек живет. Делающий то, что надо делать. Вот это качество, плюс умение знать и чувствовать, что именно надо обществу и другим людям, и может взять на вооружение бывший отличник, который хочет преуспеть в жизни.
Во-вторых, большинству ответивших (61 из 80) учеба давалась легко, практически без усилий. И, в-третьих, 60 человек из 80 строят свою жизнь независимо от того, чему их учили и какой пример показывали родители. Такие люди чувствуют себя хозяевами своей жизни, если у них складывается все, как они хотят, и даже если не складывается, главное — быть значимыми в собственных глазах. Не нужно и говорить, что такое качество очень ценится среди успешных людей.
Какие еще есть интересные моменты? Даже многие из тех, кто берет пример с родителей, считают, что они пытались реализовать себя через детей... И еще — прямой взаимосвязи между отношениями с учителями и одноклассниками нет. Были люди, которых учителя не любили за нестандартность мышления и взглядов, а ученики — за отличные оценки... И было много тех, кого любили все. Причем ответа «учителя считали, что мне будет трудно в жизни, и иногда меня жалели» не дал никто.
Существуют ли различные типы отличников? Я бы выделила, по крайней мере, два. Одни любили примерно одинаково и учиться, и общаться (или только общаться), у них были хорошие отношения с одноклассниками, а сейчас у них высокая самооценка, они реализовали свою мечту и считают, что жизнь оправдала их ожидания или даже оказалась лучше, чем они думали. Второй тип — те, которых одноклассники не любили из-за их роли отличника, из-за нее же были проблемы и с противоположным полом, и с выбором профессии; сейчас у них самооценка, соответственно, низкая, а жизнь оказалась хуже, чем они предполагали.
В целом картина видится следующая. Большинство наших респондентов в детстве испытывали давление родителей, подгонку под некую «правильность», причем отличная учеба в школе — всего лишь составная часть этой «правильности», и не самая неприятная. После школы такой ученик бунтует, его главным приоритетом становится независимость, а вот о том, что, повинуясь родительскому сценарию, был отличником, вспоминает тепло. И берет из этого полезные плоды в дальнейшую жизнь.
Комментарий психолога
Николая Симоненко:
Складывается впечатление, что эти люди много страдают. Впрочем, если бы в анкете был не только вопрос «Какая у вас главная психологическая проблема?», но и «Какие у вас успехи?», картина наверняка была бы иной. Проблемы же в основном лежат в области карьеры.
Большинство участвовавших в опросе — женщины. Для девочки быть отличницей — один из способов возвыситься и утвердить себя. Девочки более усидчивы, и ради этого они способны пожертвовать своим временем, удовольствиями и т. д. Женщины стремятся к раскрытию своих умственных способностей, и одна из главных целей этого — быть в центре внимания, это способ привлечь внимание противоположного пола...
Но в школе, наоборот, отличниц не любят, это такие «заученные» девочки...
Не любят потому, что они превосходят мальчиков интеллектуально. После школы женщина становится «отличницей в жизни». Работу, которую она выполняет, она хочет знать как можно лучше. В семье стремится быть лидером.
А какой основной мотив у мальчиков-отличников?
Также — быть лучше других. Часто мальчики, которые слабее здоровьем и физической силой, стараются компенсировать это интеллектуальным превосходством. Если дети из обеспеченных семей учатся рядом с детьми из семей необеспеченных, вторые стараются развивать свои умственные способности, чтобы дети из обеспеченных семей обращались к ним за помощью. Здесь мы видим комплекс неполноценности и невротические направления его компенсации.
А другие мотивы встречаются?
Среди отличников есть и люди самодостаточные, им легко учиться и получать отличные оценки, и они не считают это каким-то сверхдостижением. Наоборот, иногда прячут свои знания. Они спокойно идут по жизни, не создавая конфликтов, напряжений, легко. Это те, о ком можно сказать: у хороших родителей — хорошие дети.
Как бывшему отличнику реализовать себя в жизни не невротическим образом, а, наоборот, так, чтобы быть счастливым?
Чтобы быть счастливым, необходим личностный рост. Отличникам личностно расти и легче, и труднее. С одной стороны, они легко проникают в суть, стремятся знать все о том, чем занимаются, с другой — у них все проходит на уровне ума и не затрагивает эмоционально. Интеллект оторван от эмоций и от физического тела, они не хотят проходить через боль, страхи, проживать их, а это очень важно. Они хотят знать, но не хотят делать. Но для полноценного личностного роста необходимо развивать и интеллект, и эмоции, и тело.
* * * *
Использование данных этого исследования — обязательно со ссылкой на источник с указанием URL:
Afield — женский персональный интернет-проект Светланы Дзюбы.
http://afield.org.ua
* * * *
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТЫ
Вы:
Мужчина
4
Женщина
70
Не выбрано
6
Легко ли вам давалась учеба?
Легко, практически без усилий
61
Средне
13
Приходилось прикладывать много усилий, чтобы получать отличные оценки
6
Не выбрано
0
Что мотивировало вас учиться на отлично? Назовите основной мотив.
Интерес к знаниям
33
Давление родителей
7
Желание получить медаль по окончании школы
10
Желание побеждать в конкурсах, олимпиадах и проч.
2
Желание быть в чем-то лучше сверстников
25
Не выбрано
3
В школе вы больше любили учиться или общаться с другими учениками?
Учиться
26
Общаться
9
Примерно одинаково и учиться, и общаться
45
Не выбрано
0
Какие отношения были у вас с одноклассниками?
Меня любили и уважали, я был(а) неформальным лидером
16
Нормальные отношения
46
Меня не любили, потому что я был(а) отличником (отличницей)
18
Не выбрано
0
Какие отношения были с учителями?
Хорошие, учителя меня любили
47
Нормальные отношения
25
Учителя меня не любили за нестандартность мышления и взглядов
8
Учителя считали, что мне будет трудно в жизни, и иногда меня жалели
0
Не выбрано
0
Считали ли вас «правильным(-ой)»?
Да
67
Нет
11
Не выбрано
2
Часто ли вы переходили из школы в школу?
Учился(-лась) все годы в одной школе
43
1-2 раза
30
Больше двух раз
7
Не выбрано
0
Если переходили, что было причиной? Назовите главную или самую запомнившуюся причину. (ИЗ 37 ОТВЕТОВ)
Объективные обстоятельства (переезд родителей и т. п.)
35
Отношения с учителями
0
Отношения с одноклассниками
2
Не выбрано
0
Были ли у вас трудности при выборе профессии?
Не было
35
Были, так как все предметы нравились и давались одинаково хорошо
30
Были, по другой причине
15
Не выбрано
2
Испытывали ли вы сложности в отношениях с противоположным полом?
Нет
31
Да, потому что был(а) «зубрилой», а таких не любят
7
Да, по другим причинам
41
Не выбрано
1
Ваша первая школьная любовь была:
Счастливой
31
Несчастной
43
Не выбрано
6
Мечтали ли вы в школьные годы о собственной семье?
Да
24
Нет
14
Считал(а), что семья и так обязательно будет во взрослой жизни, но особо не мечтал(а)
42
Не выбрано
0
Повлияло ли то обстоятельство, что вы были отличником, на вашу личную жизнь в дальнейшем?
Повлияло положительно
34
Повлияло отрицательно
15
Не повлияло
28
Не выбрано
3
Хотелось ли вам стать похожими на своих родителей (или на одного из них)?
Да, родители для меня — образец во всем
13
Только в работе
17
Только в семейной жизни
8
Не хотелось быть похожим(-ей) ни в чем
39
Не выбрано
3
С каким утверждением вы бы могли согласиться сейчас?
Я в своей жизни беру пример с родителей и следую их советам
10
Я строю свою жизнь полностью непохожей на жизнь родителей
8
Я строю свою жизнь независимо от того, чему меня учили и какой пример показывали родители
60
Не выбрано
2
Можете ли вы сказать, что родители пытались через вас реализовать себя в жизни, не реализовавшись сами?