НЕПРОСВЕТЛЁННАЯ ПУСТОТАВ 2010 году в Киев на «ГогольФест» привозили спектакль Михаила Угарова «Жизнь удалась» по пьесе белорусского автора «новой драмы» Павла Пряжко. Так состоялось знакомство украинцев с этим модным скандальным автором. Мне довелось увидеть в Минске постановку ещё одной пьесы
«Запертая дверь» — пожалуй, единственная пьеса Пряжко без нецензурной лексики. Сложность для постановки тут другая. Существует литературный жанр «пьеса для чтения», который, в ИмитацияМногие, наверное, помнят песню «Машины времени»: Та же тема «имитации жизни» раскрывается и в пьесе «Запертая дверь». Только пряжковские «имитаторы» зашли ещё дальше: в их жизни не то что любви — даже секса не наличествует. Они и прикосновений к себе боятся. Наверное, такие персонажи понравились бы адептам движения «Антисекс» (есть такое в России, под водительством Юрия Нестеренко)... В пьесе две (или три?) сюжетно не зависимые друг от друга истории. Первое и третье действия разворачиваются в крупном торговом центре мегаполиса, прототипом которого был минский подземный торговый центр «Столица». Там работают Наташа и Валера. Наташа продаёт кофе и чай, Валера обменивает валюту. «Эта работа — просто ерунда, одно движение Валера разыгрывает перед родителями «нормальную» жизнь, потому что они обеспокоены его исключительно здоровым образом жизни: сын не пьёт водку и даже чай, выпивает два литра воды в день, ест сырую морковку и любит тишину. «Я люблю, когда отдыхает мой мозг», — вот жизненное кредо Валеры. Но мозг не может полностью отдыхать, когда встревожены родители, и потому Валера вступает в деловые отношения с Наташей. Он как бы встречается с ней, знакомит с родителями, она как бы беременеет (ношение накладного живота в обмен на дорогие духи), как бы поднимает тяжёлое, с ней как бы случается выкидыш, они как бы расстаются. Имитация... Зато родители спокойны: у сына была девушка. Второе действие — параллельная сюжетная линия — в другом офисе, на окраине города. Это магазин стройматериалов, где Оля, Дима и Слава выписывают накладные, пьют чай, спорят, кому идти за печеньем, и болтают о пустяках. Так протекает рабочий день. Имитация... Спектакль о «Это Но, может быть, не будем так уж строго осуждать Валеру и ему подобных? Ведь их стиль жизни задумывался (когда они ещё думали), как попытка сопротивления. К нему очень логично прийти, если прочувствовать, как нас стараются поймать все подряд со всех сторон — в сети маркетинга, политических партий, религиозных движений Ключевая ремарка, многократно повторяющаяся в пьесе по отношению к разным персонажам: «...и ни о чём не думает». Наверное, самый «живой» среди них — Наташа, у которой ...Есть несколько эпизодов и в третьем месте действия: Дом инвалидов. Оставленный всеми в одиночестве человек поёт Отдых мозга или сон разума?На сцене Лицея БГУ — полумрак. Начинается всё с гудка поезда — и далее первое и третье действия (в торговом центре) сопровождает совершенно однообразный, монотонный амбиент. Среди двух прямоугольников с надписями «Открыто» (её периодически переворачивают на «Закрыто») и «Обмен валют», нескольких чёрных тумб, движутся персонажи, как в полусне. Они, действительно, как сомнамбулы, роботы, инопланетяне. Их лица не выражают ничего — такова задумка режиссёра, и так старались играть молодые актёры. Эти лица снимали на камеру и в реальном времени показывали на большом экране. Такой приём иногда, хотя и редко, используется в новом театре. Оправдан ли он в «Запертой двери»? По крайней мере, своим новаторством — да. Ведь молодёжные театры обычно — первопроходцы. Кстати, режиссура получилась такова, что обошлись без тех самых длинных ремарок — и без потери смысла. Их заменила «атмосферная» пластика... А ребята на сцене тем временем имитируют повседневную жизнь представителей массы: сидят в кино с попкорном, смотрят «Поле чудес», обстоятельно едят. И — в один прекрасный момент все, вслед за обитателем Дома инвалидов, начинают танцевать танец инвалидов — искусственный, странный. Калев Куду часто вставляет в свои спектакли такие «роботоподобные» танцы, в которых участвуют все, кто есть на сцене, — и друзья, и враги. Этим приёмом он подчёркивает, что все они едины во власти системы... И вообще, подчинение некоей системе человека, не желающего думать самостоятельно, — одна из любимых тем режиссёра, вспомнить хотя бы его антитоталитарного «Носорога»... Второе действие, серединка спектакля, — ещё одна грань системы безмыслия. Этот офис — не такой элитный, как первый, и троица сотрудников в нём Камеры, фиксирующей лица, здесь тоже нет. Вернее, и камера, и музыка из первого действия появляются один раз, на несколько мгновений. Чтобы сущностная связь Центра и Окраины была более зримой? А и в самом деле, то, что происходит «На окраине», можно увидеть в любом подобном реальном офисе. Люди при деле, при чувстве собственной значимости, а Одна зрительница после спектакля сказала: «Кажется, я живу с ними в офисе с его основания...» Может быть, Окраина — это первая ступень роботизации человека, а Центр — уже следующая? Что дальше? «Осторожно, двери закрываются» — и опять гул поезда. Это метро, оно переносит нас из Центра на Окраину и обратно. В пьесе его нет. Это — чтобы обыграть название? Для Пряжко запертая дверь — символ внутреннего мира человека, отгородившегося от всего внешнего: знаний, впечатлений, переживаний. Что за ней? Пустота — или сон разума, рождающий «чудовищ» из Дома инвалидов? Но иногда за «запертыми дверями» вынашивается Стоит сказать о графическом символе «Запертой двери» на афишах и программках: мозг внутри стеклянной банки. А заканчивается спектакль малоизвестной, самой первой песней Аллы Пугачёвой «Робот, ты же был человеком». Прекрасная концовка, тем более, в конце песни — призыв к роботу «снова стать человеком»... Эволюция планктонаЛюди, которые не хотят думать, жили во все времена и были изображены в искусстве. Чем же нынешняя «поросль» отличается от своих предшественников? Более давних пращуров касаться не будем, ибо тогда статья о спектакле превратится в объёмное искусствоведческое исследование. Скажу лишь о совсем недавних «нулевых», или «десятилетии жадности», — до первого экономического кризиса. В это относительно благополучное время на сцене и в литературе произрастала иная порода офисного планктона, у которого Планктон образца Нужно признать, что Павел Пряжко и Калев Куду показали несколько экзотическую разновидность отдыхающих мозгом (речь о тех, кто в торговом центре) — «стерильные», «целлулоидные», анемичные люди, а всё же чаще встречается такая бездумная масса, которая пьёт, курит, дерётся У тех, кто знает понаслышке о буддизме, может возникнуть вопрос: так, может быть, в «Запертой двери» и показан идеал буддистов — та самая пустота? Калев Куду опровергает это предположение: буддисты, как объяснил он, достигают состояния «шуньяты» как раз при помощи предельной концентрации ума. («Шуньята», или «суньята», не очень точно переводится с санскрита как «пустота»). Режиссёр объясняет принцип шуньяты на примере: чтобы поставить цветы, нужна ваза, то есть пространство, но и ваза сама по себе не существует, она существует, как ваза, благодаря цветам. Между ними — И тем не менее, многие зрители назвали состоявшийся спектакль «буддистским». Почему? Может быть, это определение подсказала медитативность музыки и движений, или сценография, или созданная режиссером атмосфера в целом, или... Основная мысль — проста и ясна, как сознание просветлённого буддиста, но вслед за ней — множество других, которые уже требуют размышления и концентрации — и нет однозначных ответов. Помимо вопросов, уже разбросанных по этой статье, подкину ещё несколько «коанов». Что такое «Дом инвалидов» — может быть, это аллегория того места, куда всё больше и больше загоняются живые человеческие чувства? Станет ли в будущем больше таких «пластиковых» Счастливы ли они? Светлана Дзюба. 2012 г. Опубликовано в журнале «Кино-Театр», № 6 (104), 2012 Фото с сайта фестиваля «Театральный Куфар». |
ВСЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТАТЬИ НА ЭТОМ САЙТЕ: |