ЭСТОНСКИЙ РЕЖИССЁР В ПОИСКАХ УКРАИНСКОЙ МИСТИКИЭтот обаятельный, дружелюбный человек берёт для постановки самые сложные и подчас негативные драматургические произведения. Спектакли, которые он создаёт, трудно представить на сценах государственных театров. Он любит исследовать причины катастроф. Он превращает негатив в позитив одному ему известным способом... Калев Куду, главный режиссёр студенческого театра Тарту (Эстония), недавно побывал в Киеве. В Украине режиссёр второй раз, но, по его признанию, в первый раз — как свободный человек, потому что ранее здесь прошёл не лучший период жизни свободного художника — служба в Советской Армии. А сейчас Калев знакомился с Киевом, украинской культурой, здешними театрами, и ещё... пытался найти то, что он называет «украинской мистикой»... Из наших бесед и родилось это интервью. Спектакли о мечтах, надеждах и катастрофах— Калев, как вы увлеклись Достоевским? — Когда я был студентом — я учился журналистике в Тартуском университете — у нас был преподаватель по русской литературе, Пеэтер Тороп, ученик Юрия Лотмана, он читал лекции по Достоевскому. Это было в Я и сейчас увлекаюсь Достоевским. Это, конечно, страшный автор. У него есть один персонаж, Кириллов, который говорил, цитирую по памяти: «Если бога нет, тогда весь мир сошел с ума». Кириллов сумасшедший, но сумасшедший с философическими мыслями, странный персонаж. У Достоевского больше нигде такого персонажа нет. Альбер Камю в — А у вас кто главный герой?
— У меня, наверное, Ставрогин. Я много внимания уделяю монологу Ставрогина, в котором он говорит, почему он изнасиловал девочку Матрёшу. Просто ему было скучно в этом мире. У него много денег, Мне вообще интересны катастрофы, социальные и индивидуальные, их причины и мотивы. Интересно, почему люди становятся бесами. Там все персонажи — или сумасшедшие, или бесы, там нет нормальных людей. Они все хотят уничтожить или общество, или себя. И мне интересны мотивы, почему они такими становятся. — Что ваша постановка «Бесов» говорит зрителям? — Я думаю, то, что людям надо опомниться, надо задуматься, почему они здесь, на этой планете. Что такое любовь, что такое жизнь, может быть, надо — Как в Эстонии принимали постановку произведения русского классика? — Конечно, молодые ребята не читали Достоевского. Но те, кто читал, очень хорошо приняли спектакль. Я сделал краткую версию «Бесов». Думаю, что даже те зрители, которые не читали роман, — А «Носорог» Ионеско — это ваша реакция на события «Бронзовой ночи»?
— Да, это было, конечно, ужасно для Эстонии. Потому что грабили магазины, бары, бросали бутылки с зажигательной смесью — молодые ребята, Если пьесу Ионеско ставить один к одному, это будет спектакль на три часа. В Москве я видел такой длинный спектакль в театре «У Никитских ворот». У меня два часа с антрактом. Я сделал спектакль, который поймёт и зритель, не знающий языка. «Носорог» — это истерическая комедия. Это хоррор, комедия ужасов, очень быстрый, интенсивный спектакль. — Расскажите о вашей постановке пьесы «Елизавета Бам». Чем эта пьеса вас привлекла?
— Трудный вопрос. Но... отвечаю так. Мне нравятся сложные тексты, и у Даниила Хармса есть такие сложные тексты. «Елизавета Бам» — это трагикомедия. Это сюрреалистическая пьеса, очень интересная, и нужно думать, как и что там делать, что Хармс хотел этим сказать. Он тоже был страшный и интересный человек. Я думаю, что в Советском Союзе он был неудобный человек, ему было скучно жить в этом, так сказать, пролетарском обществе. Он нигде не работал, писал детские стихи, в середине — Калев, а «Очищенные» Сары Кейн — почему вы решили взять пьесу этого автора?
— Сара Кейн — сложный автор. Она родом из Манчестера, это индустриальный, очень депрессивный город, все стараются уехать оттуда. Единственное, что там есть хорошего, — «Манчестер Юнайтед»... Я два года назад читал этот текст, но тогда я не знал, как это поставить. Там отрезают руки, ноги... Поляки, к примеру, играли эту пьесу, у них действие происходило в концлагере. Когда я только что создал студенческий театр, мы искали помещение для спектаклей, и было время, когда играли в морге... А «Очищенных» мы играли в заброшенном здании, там был — А не было такого, чтобы актёры отказывались раздеваться? — Было, конечно, большие проблемы были. У меня тоже были проблемы, потому что голова уже была пустая, и я сказал: давайте, ребята, неделю отдыхаем, а потом уже — Никто не ушёл — Нет. Мы с этим спектаклем были в Праге, там его очень хорошо приняли. Ведь есть всего две вещи: любовь и смерть. В фильмах тоже так: любовь — это — Но это очень тёмная такая, чёрная сказка... А что позитивного может сказать эта постановка? — Там главная тема — все персонажи хотят любить и быть счастливыми. — Не получается? — Да... Нестор Махно, терпеливый и харизматичный— Как вы видите будущее вашего театра? — У нас одна проблема сейчас: нет своего дома. Мы как цыгане. — Сейчас ваш театр играет пьесу Сары Кейн «Психоз
— Потом будет летний проект, «Сюрреалист, том 2». Уличный театр. Действие происходит в — А после этого какие планы? — Осенью буду снова ставить Хармса, если не буду уже работать в В будущем планирую сделать спектакль об Украине, о Несторе Махно. Это будет исторический мюзикл в стиле — Чем для вас интересна личность Нестора Махно? — Взглядами на жизнь. Он не боялся смерти, очень страшный человек, очень странный человек, он взял пулемёт и один пошёл вперёд, пошёл вперёд с пулемётом, это очень страшно... Он был воин, прежде всего воин, он не боялся ничего. — Калев, кроме того, что Махно был бесстрашным воином, что вас ещё восхищает в нём? — Харизматичный человек. Очень терпеливый, очень харизматичный человек, хотел сделать свободной Украину... Любил женщин, любил жизнь, любил детей... — А какая основная идея будущего спектакля о Махно? — Об анархизме. Но в анархизме тоже всего не понимают, думают, что анархизм — это уничтожение, но это не так. Есть анархисты очень мирные, они просто ненавидят государственный порядок. Анархистов в мире много, русские анархисты — это совсем не то, что было в Европе. Трижды вне Бродвея— Калев, как вы подбираете материал для постановки? — Я не делаю по заказу, я свободный художник, подбираю такой материал, который мне нравится. — Какой театральной системе вы отдаёте предпочтение?
— У меня был учитель, Яан Тооминг, который в — Вам ближе система Гротовского? — Да. — А свою систему не пробовали создать? — Понимаете, в театре нет системы. Каждый режиссёр работает — Мало смотрите эстонский театр? — Ну да. Надо больше, но... у меня обычно репетиции вечером, не получается... Но, в принципе, я знаю, кто что делает. Нужна свежая кровь, нужно делать интересный театр. Я имею в виду, что кино во всём мире сейчас интересное. Голливуд делает качественные фильмы, быстрые и качественные. Но театра, например, в Америке нет вообще. Там только фанатики делают театр. Зал у них в — Что это значит? — Это значит, что это андеграунд, полный андеграунд. Я же делаю театр — Три раза вне Бродвея? — В принципе, да. Потому что в Америке никто не поставит Беккета, никто не поставит Сару Кейн, никто не поставит Достоевского, забыть об этом надо, забыть. — Что такое театр для Калева Куду? — Театр — это яд. Один раз попробовал, и всё время в кайфе. Это — А для чего нужен театр? — Понимаете, я могу честно вам сказать, что Многие спрашивают, почему я делаю негативные вещи... — Вот и я тоже. — В принципе, я тоже над этим вопросом задумывался. А что поделаешь? Я делаю свой театр, это мой театр, что поделаешь? Это уж... Я так живу. Но очень много в Эстонии театров, которые делают просто развлечения. Они делают комедии, а я не люблю комедии. Я не люблю смеяться вместе со всеми. Может быть, когда я один дома, я телевизор включу и смеюсь один. Я индивидуалист, я и буду индивидуалистом. Мне нравятся монахи. Монах в буддистских странах — это святой человек. У монахов очень строгая дисциплина, но там гармония. Они свободные люди. У них другие понятия о жизни. Это очень уважаемые люди, они не принадлежат обществу, они вне общества. Но они помогают обществу выживать, дают шанс другим людям, которые, может быть, не верят в Бога, не верят ни во что. А они верят, они дают шанс своей верой, молитвой. Они молятся и за нас тоже. Поэтому мы всё ещё живы на этой планете. Может быть. Я не знаю. — Калев, а что такое украинская мистика? — Украинская мистика... Это когда ты видишь людей, которые сидят в подвале, заходишь в «Мне обидно, когда убивают людей»— Так много накопилось ненависти между людьми. Я в этом смысле пессимист. Остаётся только уходить на другую планету. — Вернуться к нормальной жизни уже нет шансов? — Нужно Каждый день убивают людей. Это просто вопрос времени, когда в Эстонии будут террористы, когда в Киеве будут террористы, когда на станциях метро будет, как в Москве, ОМОН ходить с оружием. Это уже не Людей на Земле — А — Не знаю. Если бы произошла большая катастрофа, Самая лучшая пьеса — Если всё так безнадёжно, зачем заниматься театром?
— Театр нужен, чтобы люди жили культурно. И мне обидно за своих соратников, за своих коллег, с которыми мы работаем в театре. Мне обидно, когда убивают людей, мне обидно, когда насилуют женщин, и всё время обидно, что наша работа, которую мы делаем в театре, Мир меняется сейчас, и это хорошо, потому что людям надо принимать решения, склоняться в одну сторону или в другую, надо делать выбор, или туда — или сюда. Одни зовут — иди сюда, другие тоже зовут — иди сюда, и надо своим умом понять, куда идти, чтобы не быть рабом. А мир у нас очень сложный, я не знаю, как Украина, но Эстония очень сложный мир. — Каковы ваши впечатления об Украине? — Как говорил Путин о России: Россию не понять, её надо любить. Украина, конечно, не Россия, тут уже В принципе, у вас история похожа на нашу. Киев — город красивый, думаю, что летом он ещё красивее. В православии я мало что понимаю, но это очень эмоционально, очень театрально. У вас много православных верующих, очень это развито, в Киеве столько монастырей. Много верующих молодых людей. У нас в церковь ходят в основном пожилые. Но самое яркое впечатление — это, конечно, монахи в Лавре. Затворники почти тысячу лет мёртвые, но они более живые, чем некоторые люди, которые думают, что они живы, но они мертвы, ходят как зомби. Это было потрясающе, я впервые такое увидел... ...Украинская столица позади, режиссёр вернулся к работе в Тарту. Осталось пожелать ему новых интересных постановок, хороших спонсоров, хорошего дома для театра. И ещё — спектаклей о состоявшейся счастливой любви... Калев Куду родился в 1961 г. в Выру (Южная Эстония). Учился на отделении журналистики Тартуского университета, участвовал в драматической студии профессионального театра «Ванемуйне» в Тарту, там и начал режиссёрскую деятельность. С 1989 г. основал с единомышленниками Тартуский детский театр, сейчас он закрыт. Работал и в Выру, в аматорских театрах. В 1992 г. основал театр одного человека — Нулевой театр. В Тарту важнейшие постановки: «Конец игры» Беккета, «Танец смерти» Стриндберга, «Будущее — в яйцах» Ионеско, «Летний день» Мрожека. Ставил спектакли и в «Ванемуйне»: «Завтрашнего дня не будет» Беккета, «Летняя школа» эстонского автора Вайно Вахинга; в Детском театре с актёрами «Ванемуйне» — «Бесы» Достоевского по сценарию Вахинга. Студенческий театр Тарту создан в 1999 году на базе драматической студии Тартуского университета. В нём участвуют студенты различных факультетов Тартуского университета, а также выпускники университета, которые остались задействованы в спектаклях. В настоящее время в труппе театра 20 человек, за всё время его школу прошли более 70 студентов. Каждый год выпускается За 9 лет своего существования студенческий театр Тарту поставил более 20 спектаклей. Первой постановкой стала пьеса о Куллерво, герое эпоса «Калевала». Важнейшие постановки: «Войцек» Бюхнера, «Раненый жених» Ленца, программа Последние работы театра: «Елизавета Бам» Хармса, «Бесы» Достоевского — вторая версия, «Носорог» Ионеско, «Психоз 4.48» Сары Кейн. Студенческий театр Тарту принимал участие во многих фестивалях в Великобритании, Франции, Швеции, Финляндии, Литве, Бельгии, Чехии, Канаде и Марокко. Светлана Дзюба. 2008 г. Продолжение интервью с Калевом Куду Опубликовано в журнале «College», № 6, июнь 2008 |
ВСЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТАТЬИ НА ЭТОМ САЙТЕ: |