Пpосыпаюсь утрoм и смoтрю на стeны свoeй комнаты, увeшанные большими и маленькими peпpoдукциями картин русских художников, — тeпeрь апрeль, светает рано. И вспоминается, как много лет назад из небогатого набора открыток я впервые составил своеобразную экспозицию репродукций, которые по
Мир живописи, светлый и прекрасный,
Свой зов ко мне неслышно обращает, —
И кажется, что я живу напрасно,
Когда на этот зов не отвечаю...
Тeпeрь же на стенах, за стёклами шкафов, навepху буфета выставлено, наверноe, пoболее
Среди репродукций есть настоящая картина в деревянной рамке, написанная маслом художницей нашей домашней группы, и мы имеем возможность сравнить тёплые живые шероховатые краски с машинной печатью типографии.
Есть здесь и несколько наших
Можно сказать, что эта своеобразная выставка репродукций и, главное, постоянная работа с ней на занятиях являются одной из особенностей домашней группы ТТС.
К началу очередного собрания выставка немного видоизменяется в соответствии с особенностями предстоящих занятий. Например, в прошлый раз на переднем плане появились портреты Горького и молодого Чуковского (оба выполнены Бродским), а также акварель Врубеля. Мы читали рассказ Горького «Пепе», где мальчик даёт забавные, но верные характерологические портреты иностранных туристов, а это ведь вечное. Чуковский работал в сфере русской речи, а мы по собственному даже опыту знаем, как тесно взаимосвязаны речь и душевное состояние. Вот почему особенно интересен нам Чуковский и как важно, говоря о человеке, его работе, характере, видеть его портрет. Но об этом и ещё об акварели Врубеля мы говорили уже в конце, зная, что обязательно вернёмся к этим темам в будущем.
Другая особенность группы состоит в том, что её занятия организационно и по сути во многом опираются на календарь событий. С одной стороны, это погружение в прошлое, важно только, чтобы оно было творческим, как это предполагает практика ТТС. С другой стороны, появляется повод для разговора об известных людях с точки зрения их и наших характеров, о влиянии тех или иных свойств характера на определение жизненного пути. Наконец, систематическое вспоминание добрых дел наших предшественников, по Ключевскому, является нашим нравственным долгом и создаёт нравственное богатство людей, что немаловажно особенно в тех случаях, когда человек затрудняется в определении смысла своей жизни, к примеру, в силу деперсонализации. Я бы даже сказал по своему опыту, что творческое выполнение нравственного долга, как об этом говорит Ключевский (и не случайно он наряду со словом «вспоминать» употребляет выражение «творить память»), обязательно теснит деперсонализационные расстройства, причём признаком правильности избранного лечебного пути оказывается возникновение хотя бы минимального интереса к предмету. Помнится ярко, что именно так было, когда я на слух записывал рассказ о том, как профессор Плетнёв читал на лекциях студентам
Собственно, портреты Горького и Чуковского появились на нашем последнем занятии именно в соответствии с календарем. Там есть и другие славные имена, двум из которых — Гоголю и Андерсену — и была посвящена основная часть нашего занятия. Гоголь разрешал публиковать только один свой портрет — портрет работы Венецианова. Это Гоголь того периода, когда написан был им «Миргород» и, в частности, «Старосветские помещики», о которых так тепло говорили на занятии. Мы вспомнили также художника Боголюбова, посмотрели немногие его репродукции («Пейзаж с портом», в частности). К сожалению, этого большого художника — пейзажиста, мариниста, а затем и импрессиониста — мы почти не знаем. Между тем, его работы составляли (и, быть может, составляют) важную часть экспозиции Саратовского художественного музея, который до Третьяковки выполнял в России её роль. Вообще календарь даёт много подходящего материала для занятий, и, пожалуй, главной тут является проблема выбора. Вот почему передо мной снова и снова возникает вопрос составления своего собственного календаря в духе ТТС, но здесь всё ещё больше вопросов, чем ответов, решений...
Наконец, следует отметить ещё одну особенность группы ТТС в домашних условиях — её, так сказать, неофициальность, то есть занятия проходят не в учреждении (а дома) и без участия должностных лиц. Правду сказать, это обстоятельство не казалось мне особенно существенным, и я говорил о нём больше по настоянию участников группы. Мне же казалось, что со временем люди привыкают и к казённому помещению и к тому, что руководитель является должностным лицом, и этот фактор теряет тогда своё значение в работе группы. Но время показало, что если это верно, то не для всех, и что у некоторых при встрече с любимым, но официальным руководителем «душа радуется и вместе съёживается», по образному выражению одного поэтического человека. Не могу сказать, насколько это явление важно в терапии, — это, мне кажется, предмет для всестороннего и внимательного изучения в будущем, но, во всяком случае, оно указывает на то, что домашняя группа ТТС, казавшаяся в начале своего существования начинанием весьма зыбким, в некоторых случаях может оказываться даже предпочтительней в сравнении с диспансерной. (Да, есть люди, которые ходят только на домашнюю группу). Но при всём том я снова вынужден указать на важную и малоприятную, печальную истину, связанную с проведением занятий: катастрофическую нехватку времени, сил, знаний, наконец, для проведения занятий на подходящем уровне. А это, соединяясь с другими объективными и субъективными трудностями, неизбежно приводит к пагубному скольжению по поверхности. Поэтому в данных конкретных условиях эту домашнюю группу ТТС более правильно считать вспомогательной группой поддержки.
9. 4. 2000