«БЫТЬ СМЕЛЫМ, ЧТОБЫ ВИДЕТЬ СКРЫТОЕ»В этих словах феи Берилюны — одна из основных идей философской — Алексей Анатольевич, как вам живётся и работается в должности главного режиссёра? — Для меня это и урок, и честь, и ответственность — постепенно войти в живой организм театра и избежать революционных действий. Только эволюционные. По внутреннему, душевному состоянию мне здесь очень комфортно. Может быть, это связано с тем, что театр в первую очередь — для детей. Я считаю, что состояние Ребёнка важно для нас, взрослых. — В Театре юного зрителя во Львове идут ваши спектакли для детей и юношества. А для театра кукол — Для меня это впервые в жизни. — Можете ли вы сказать, чем отличается для вас работа с куклами от того театра, к которому вы привыкли? — Здесь огромную роль играет форма. Я играю как актёр драматического театра и как режиссёр ставлю спектакли, но работа с формой — это безумно сложно. Мы не видим актёра, мы воспринимаем куклу, и если это талантливо, на это реагируют и дети, и взрослые. Моя мечта — сделать — Японский театр кукол? — Да, театр кукол перекочевал в Европу с Востока, хотя есть он и в славянских традициях, мы можем отследить появление того же Петрушки. Но если взглянуть на театр кукол в целом — он знаковый. Он символичный. Такая традиция восприятия мира больше присуща народам Востока. Возьмем китайскую письменность: видишь иероглиф, где нарисованы дерево, заходящее солнце и сердце, и вдруг понимаешь, что это — «давай встретимся, моя любимая, на закате солнца в прекрасном саду». Такие символы очень интересно разгадывать. И эта традиция, хотим мы того или нет, передаётся в театре кукол. Актёры думают образами, а образ — это тоже знак, символ, в театре кукол он просто более явен. Дети воспринимают образы, а не логику, и нужно искать эти образы живым, парадоксальным моментом. — Скажите, пожалуйста, несколько слов о символике «Синей птицы». — Образ птицы связан с древней традицией. В Индии в древние времена люди гадали по полёту птицы. Полёт — это путешествие, и динамика счастья, наверное, лежит в самом путешествии, в самой дороге. Метерлинк строит пьесу совершенно не по канонам европейской драматургии, которая берет начало от Древней Греции. Мне кажется, он идёт от мистерии, где существуют разные картины. Например, первую картину он называет «Дивная комната» — то есть место, где дети, для непосвящённых, засыпают, а для посвящённых — просыпаются. Так же, как следующая картина — «Царство прошлого». Что такое прошлое? Наверное, — Может быть, вы закладываете в спектакль свою идею, в — Мне очень нравится именно его идея, о том, что синяя птица — это некий горизонт в жизни, за которым надо идти. Когда мы останавливаемся, мы не поймаем синюю птицу, она или умрет, или почернеет, или исчезнет. А когда мы движемся, у нас всегда есть горизонт, которого достичь нельзя, но к нему всегда надо стремиться. И в этом движении происходит чудо жизни, чудо любви, чудо открытия. Синяя птица — внутри нас, это в первую очередь путешествие внутрь себя. Но надо пройти тридевять земель, чтобы понять, что никуда ходить не нужно. Даже не понять, а ощутить, прочувствовать... — А как пришла идея постановки? — Это была давняя моя мечта. Первая попытка была в 2002 году в городе Львове, в Театре юного зрителя, но она не получилась — Как проходила работа над спектаклем? — Мы долго разбирали материал с актёрами. Это связано, в значительной степени, с тем, что «Синяя птица» — не психологическаяа драма, а мистерия, что не очень привычно. Много работали со светом. Интересное сценографическое решение нашла Вера Задорожная (она, кстати, — главный художник в Киевском Муниципальном Академическом Театре Кукол — — Какие художественные средства вы использовали? — Есть и живой план, и план театра кукол, и мультипликация. Кстати, пластическое решение живого плана требовало провести много тренингов с актёрами. Куклы же у нас — и тростевые, и планшетные, и перчаточные, почти все типы, кроме марионеток. В спектакле 22 персонажа, занято 8 актёров. — Чем вы хотите удивить юного зрителя? — Наверное, надо не удивлять, а искать диалог с юным зрителем. Этот диалог для детей — То есть, «Синяя птица» — для зрителей — Мне хотелось бы, чтобы он был для семейного просмотра. Чтобы взрослые приводили детей, дети приводили взрослых, и даже просто взрослые приходили — может быть, найдутся несколько чудаков, в лучшем понимании этого слова, романтиков, которые верят в сказки. — Какая-либо воспитательная функция в спектакле имеется? — Может быть, но она больше из области эстетического воспитания. А дети уже сами могут вынести некую мораль. Например, маленькая девочка сказала после открытого показа: я поняла, что каждое дерево, каждый предмет, всё, что нас окружает, имеет душу. Кстати, и театры Луганска тоже имеют свою душу. Когда идёшь ночью, чувствуешь, что каждый театр пульсирует —Что у вас в планах после «Синей птицы»? — Детский спектакль «Рыжая команда», для самых маленьких. В планах есть и приключения Карлсона, хотелось бы сделать и «Сад нетающих скульптур» Лины Костенко, для взрослых. А вообще, хочется, чтобы театр кукол стал большим театральным семейным домом. Он и сейчас — такой дом, просто эти традиции надо поддерживать и развивать в соответствии со временем. Мы много говорили с Сергеем Викторовичем о том, что нужно изыскивать возможности для поездок театра на фестивали. А может быть, со временем и здесь возникнет фестиваль? Было бы хорошо, чтобы Луганск стал театральным городом, да он таким и становится. Я смотрел по разным рейтингам Луганскую и Львовскую области, и та тенденция, которая есть в Луганской области, мне очень нравится. Здесь гуманитарные проекты выходят на лидирующее место в Украине. То открывается «Українська книгарня», то возникают интересные предложения по поводу празднования юбилея Я сравнивал луганские события с теми, которые происходят во Львове. Многие аналитики говорят, что сейчас приходит время, когда надо уделять внимание художественным проектам. В Беседовала Светлана Дзюба. апрель 2013 г. Опубликовано в журнале «Кiно-Театр» № 4 (108), 2013 г. |
ВСЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТАТЬИ НА ЭТОМ САЙТЕ: |