ПЕРЕБИРАЯ СТЁКЛЫШКИ-МГНОВЕНИЯ...«Первый раз в жизни такое вижу: зародыши с двумя фотоаппаратами и ноутбуком, задрав штаны, бегут в Америку. Именно такими мгновениями жизнь и прекрасна, когда ты созерцаешь то, чего не созерцал ранее» (Пётр Гладилин, «Фотоаппараты»). Вот уже в седьмой раз подряд, по окончании учебного года, народный студенческий театр факультета общественных профессий Луганского национального аграрного университета представил новый спектакль. Но этот год стал особенным: у театра появилось имя. И вряд ли случайным совпадением был дебют театра «Миг» со спектаклем, в котором ярко и неистово звучит мысль об огромной ценности каждого мгновения жизни, при всей её быстротечности. Пьеса «Фотоаппараты» в творчестве московского драматурга Петра Гладилина — одна из новых. Похоже, она поставлена на сцене впервые. Было много сомнений, но, в конце концов, режиссёр Михаил Гончаров и молодые актёры взяли этот сложный материал на темы жизни и смерти, предопределённости судьбы, самых глубинных вопросов существования. И были вознаграждены: полный зал, горячие аплодисменты вперемежку со слезами, восторженные отзывы специалистов. Жанр спектакля? Уж точно не реализм, хотя язык и не поворачивается назвать это театром абсурда. Театр — аллегория, ассоциация, театр — сновидение?.. Пока будущие мамы спят, зародыши (режиссёр предпочитает называть их «нерождённые люди») берут их фотоаппараты — «Соньку» и «Олимпус», шесть мегапикселей — и сбегают на речку, чтобы погулять, подышать свежим воздухом, пофотографировать. Знакомятся с бабочкой и мухой, а потом возвращаются домой и тихонько кладут фотоаппараты на место. А однажды убегают в Америку, чтобы устроиться фоторепортёрами в «Санди Таймс» или Фотография, как известно, — это символ остановленного и сохранённого мгновения. А что такое идеальный снимок — мечта фотохудожника? Может быть, это предельное воплощение принципа «жить здесь и сейчас», это вся жизнь — в одном миге, а дальше...? А в пьесе сделать такую фотографию помогает некий Аарон, хотя это не настоящее имя, потому что его мама не выговаривала первую букву «икс». Он, как и зародыши, не виден на снимках... Впечатляют образы Бабочки и навозной мухи Дункель. Бабочка — роскошная шоколадница, Декораций — никаких. Вернее, посреди сцены стоит постамент — для всего, а в остальном — как в «бедном театре» польского театрального педагога Ежи Гротовского — все выразительные средства содержатся в самом актёре. И это уже определённый уровень актёрского профессионализма. А ведь есть точка зрения, согласно которой молодёжные театры по определению выше уровнем, чем профессиональные... Впрочем, был ещё один элемент декораций, современный: превосходный видеоряд на большом экране (художник по свету «Идея — на откуп зрителя», — говорит режиссёр. Смыслов здесь, похоже, столько, сколько зрительских душ. Подготовка спектакля тоже шла не совсем обычно: «застольный период», когда актёры начинают разбирать пьесу, вчувствоваться в неё, занял половину учебного года, причём в сентябре и октябре репетиций как таковых не было — а были задушевные беседы на разные темы, что тоже оказалось необходимым для сборки будущего спектакля. Одной из режиссёрских концепций была детскость героев. Чтобы сыграть это правильно, Ко всему прочему, это комедия. Количество юмора здесь также через край. Что дальше? В планах Михаила Гончарова — через год поставить сказку нашего знаменитого земляка, барда Александра Литвинова (Веня Приглашаются думающие зрители. Вход свободный. Светлана Дзюба, 2010 г. Для газеты «Жизнь Луганска» |
ВСЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТАТЬИ НА ЭТОМ САЙТЕ: |