«То, что закладывалось в нашем театре, продолжает жить»Театральные диалоги— Мы продолжаем работать. У нас был очень сложный период, когда в прошлом году не стало Евгения Романовича, — рассказывает директор областного академического театра кукол Сергей Викторович Терновой. Евгений Ткаченко, народный артист Украины, за 15 лет поставил около 30 спектаклей в этом театре, будучи главным режиссёром. Его постановки, даже детские, отличались духовностью и философской глубиной, высокими критериями при выборе драматургии. — К нам пришёл новый главный режиссёр, заслуженный деятель искусств Украины Алексей Кравчук, — говорит Сергей Викторович. — Он пришёл не спонтанно, мы встречались на фестивале им. — Театр кукол недавно получил приз на фестивале «Ляльковi зустрiчi» за лучшую сценографию... — Да, за спектакль «У ковчега, в восемь», над ним работала Вера Задорожная. Это художник, который рос в нашем театре, сейчас она работает в Киеве. Мы поддерживаем отношения, и в «Синей птице» — тоже её художественное решение. Судя по макетам и эскизам, оно будет также интересным. В прошлом году, кстати, мы принимали участие и в «Лесиних джерелах», где актёры Татьяна и Евгений Мерзляковы были отмечены жюри, как чтецы. Участвовали мы и в фестивале имени Луспекаева. — А что у театра в планах? — Планируем повезти «Синюю птицу» во Львов, там проходит международный фестиваль театра кукол, куда приезжают и зарубежные коллективы, он будет в мае. Осталось немного — найти средства... Но ничего, будем искать возможности. Идут переговоры с заслуженным артистом Украины Леонидом Поповым. В планах, как один из вариантов, — «Золотой ключик». И Новый год. Мы работаем сейчас параллельно над двумя спектаклями. Планы у нас хорошие и большие, дай бог, чтобы хватило сил. Второй спектакль, о котором говорит директор театра, — «Нехочуха», автор пьесы и постановщик Светлана Тарасенко. Это сказка для самых маленьких, начиная с трёх лет. Детишки любят интерактивные, игровые спектакли, в которых они принимают прямое участие, по словам художника Людмилы Васильковской. Она много лет работает в этом коллективе, а недавно назначена главным художником. Людмила оформила новогоднюю экспозицию музея кукол и нынешнюю, на тему транспорта. Сейчас она создаёт сценографию к «Нехочухе». — На сцене будет обстановка детской комнаты, — говорит Людмила Васильковская. — Куколки будут напоминать мягкие игрушки, которыми дети привыкли играть и которые им родители покупают в магазине, будут также пирамиды, кубики. Декорации сделаем компактными, чтобы их было легко вывозить — спектакль планируем играть в детских садах. А как живётся и работается в театре кукол Алексею Кравчуку в должности главного режиссёра? — Я стараюсь войти в коллектив, который имеет свои хорошие традиции, — говорит он. — Для меня это и урок, и честь, и ответственность — постепенно войти в живой организм театра и избежать революционных действий. Только эволюционные. Моя основная задача на сегодняшний день — изучить, как живёт театр, чем он дышит. Я хожу на все спектакли, смотрю и анализирую, как работают цеха, как работает весь коллектив. По внутреннему, душевному состоянию мне здесь очень комфортно. Может быть, это связано с тем, что театр в первую очередь — для детей. Это, наверное, самое главное, потому, что состояние Ребёнка важно для нас, взрослых. Я смотрю, как дети реагируют на спектакли. Они удивляются, и взрослые удивляются. И мне работается в этом периоде Я чувствую поддержку каждого сотрудника театра. Мне бы хотелось самому учиться, приглашать сюда других режиссеров, более талантливых, чем я, чтобы театр имел развитие, и я вместе с ним. Моя задача — чтобы коллектив жил и развивался, чтобы этот огонь постоянно горел. — В Театре юного зрителя во Львове идут ваши спектакли для детей и юношества. А для театра кукол — Для меня это впервые в жизни. Генеральной линией будет, конечно, театр кукол для детей, но хотелось бы, чтобы появлялись спектакли и для взрослых. Потому что — Можете ли вы сказать, чем отличается для вас работа с куклами от того театра, к которому вы привыкли? — Здесь огромную роль играет форма. Я играю как актёр драматического театра и как режиссер ставлю спектакли, но работа с формой — это безумно сложно. Здесь актёр полностью реализует себя через куклу. Мы его не видим, мы воспринимаем куклу, и если это талантливо, на это реагируют и дети, и взрослые. — Форма — это кукла? — Да, кукла — это знак, символ. Работать с ним очень интересно, мы многие вещи придумали, когда начинали работать над «Синей птицей», но сейчас, когда уже идут репетиции, мы многое меняем. — Что бы вы хотели поставить после «Синей птицы»? — В планах есть и «Карлссон», и «Зайчик Хвалько», и ещё моя мечта — сделать — Японский театр кукол? — Да, театр кукол перекочевал в Европу с Востока, хотя есть он и в славянских традициях, мы можем отследить появление того же Петрушки. Но если взглянуть на театр кукол в целом — он знаков. Он символичен. Такая традиция восприятия мира больше присуща народам Востока. Возьмем китайскую письменность: видишь иероглиф, где нарисованы дерево, заходящее солнце и сердце, и вдруг понимаешь, что это — «давай встретимся, моя любимая, на закате солнца в прекрасном саду». Такие символы очень интересно разгадывать. И эта традиция, хотим мы того или нет, передаётся в театре кукол. Актёры думают образами, а образ — это тоже знак, символ, в театре кукол он просто более явен. Дети воспринимают образы, а не логику. Нужно искать эти образы живым, парадоксальным моментом. Мы парадоксальны. — А что вы хотите поставить здесь для взрослых? — «Снег во Флоренции» Лины Костенко. Я имел честь играть в этом спектакле в двух версиях в театре имени Леся Курбаса, а здесь увидел тех людей, с которыми мне хочется сделать этот материал, с которыми он может иметь отклик, пульсацию... Можно фантазировать, но когда в театре есть мощное творческое начало, то уже можно думать и о конкретной перспективе. Мы много говорили с Сергеем Викторовичем о том, что нужно изыскивать возможности для поездок театра на разные фестивали. А может быть, со временем и тут возникнет фестиваль? Было бы хорошо, чтобы Луганск стал театральным городом, он таким и становится. Я смотрел по разным рейтингам Луганскую и Львовскую области, и та тенденция, которая есть в Луганской области, мне очень нравится. Здесь гуманитарные проекты выходят на лидирующее место в Украине. Появляются очень интересные вещи. То открывается «Українська книгарня», то вдруг возникают интересные предложения по поводу празднования юбилея Я сравнивал луганские события с теми, которые происходят во Львове. Многие аналитики говорят, что сейчас приходит время, когда надо уделять внимание художественным проектам. В — Как режиссёр театра кукол, ставите ли вы перед собой задачу пробудить Ребёнка во взрослом? — Конечно. Я считаю её одной из главных, потому что мы, взрослые, часто становимся прагматичными, ревностными, отсюда — злыми, начинаем обвинять всех вокруг. И попадаем в такой ад, из которого вырваться очень тяжело. В этом аду нет любви, благодарности, открытости. Моя точка зрения — любой экономический кризис есть следствие кризиса политического, а последний — следствие духовного кризиса, неумения договариваться, принимать людей с другой точкой зрения. Ради бога, правые, левые, кто угодно, жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на это. И когда во взрослом пробуждается Ребёнок, он начинает делать удивительные вещи, и делает их красиво парадоксальными. И тогда всё оживает. * * * *Сергей Терновой и Алексей Кравчук поздравляют коллег из русского и украинского театра с Международным днём театра, и желают, чтобы творческие проекты осуществлялись на высоком уровне, чтобы у актёров никогда не иссякал творческий потенциал, чтобы режиссёры радовали своего зрителя, который приходит в театр, радуется, сопереживает. Чтобы все были здоровы и успешны. Светлана Дзюба. 2013 г. Для газеты «Молодогвардеец» № 12 (515) от 27.03.2013 |
ВСЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТАТЬИ НА ЭТОМ САЙТЕ: |