Минск. Бабье лето. Кленовые листья падают на идеально чистые улицы белорусской столицы, а студенты и другая театрально заинтересованная молодёжь бегут в направлении от Лицея БГУ до Дворца профсоюзов (или наоборот), а потом толпятся у входа, пытаясь прорваться на просмотр очередного спектакля. Хотя бы сидя на ступеньках...
Погожим днём 6-го октября в размеренную жизнь минчан вкатился весёлый трамвайчик, украшенный воздушными шарами, флагами, лентами и театральными масками. Трамвай проследовал по маршруту № 4 со всеми остановками, на которых выходили, пели и плясали такие же необычные пассажиры в карнавальных нарядах. Так проходила перформанс-акция «Трамвай желаний», название которой отсылает нас к Теннеси Уильямсу. Все, кто увидел этот трамвай, могли загадать желание, а также узнать о том, что в Минске открылся «Тэатральны Куфар» — международный фестиваль студенческих театров, уже ставший традиционным.
Акция «Трамвай желаний» сменилась другой — костюмированным шествием «Театр без границ». Театры-участники фестиваля, минские театры и все, примкнувшее к этому яркому, задорному, эмоциональному шествию, дошли до Октябрьской площади, где на ступеньках Дворца профсоюзов состоялась церемония открытия. Здесь и был торжественно открыт куфар, то есть расписной сундук. Воздушные шары устремились из сундука в небо, а затем участники фестиваля прошли, как и в прошлом году, по «Звёздной дорожке». За ними в зал прошли зрители, и начался первый спектакль... впрочем, о нём чуть позже.
В активе «Тэатрального Куфара» есть и другие интересные традиции — например, проект «Koufar-in-motion», когда за неделю, пока идёт фестиваль, создаётся небольшой спектакль с участием молодых актёров из разных коллективов, разных стран. В этом году он назывался «Ген любви», основу его составили шекспировская «Ромео и Джульетта» и фрагменты из переписки на одном из интернет-сайтов. Руководил проектом белорусский режиссёр Сергей Куликовский. Ярко прошёл «Вечер дружбы народов», на котором коллективы представляли свои национальные блюда, напитки, игры, песни, танцы и капустные номера. В этом году впервые была представлена «Библиотечка «Куфара»» — сборник ранее не издававшихся пьес молодых белорусских авторов. Были и мастер-классы для участников, в этом году их проводили театральные педагоги и режиссёры из Швеции, Израиля и Великобритании.
«Возвращение к пройденному»
|
Фестиваль, проводимый Белорусским государственным университетом, в этом году отпраздновал 5-летний юбилей. Учредители в честь юбилея пригласили на него обладателей Гран-при прошлых лет. По числу участников этот год стал рекордным: 19 театров показали 20 спектаклей (за 5 дней!), а всего участвовали около 300 человек. Сергей Турбан, главный режиссёр фестиваля, отметил, что спектакли отбирались на фестиваль таким образом, чтобы был представлен определённый срез того, что происходит в студенческих театрах в разных странах мира. Поэтому получилась разнообразная, яркая палитра спектаклей, где представлена и классика (Чехов, Ростан), и современная драматургия молодых авторов, поставленная в авангардном ключе. Как оказалось, зрителям интересно было всё.
В этом году своё творчество демонстрировали коллективы из Белоруссии, России, Литвы, Эстонии, Украины, Сербии, Нидерландов и Германии. Народный студенческий театр БГУ «На балконе» показал два спектакля: «Затюканный апостол» по пьесе известного драматурга Андрея Макаёнка, и авангардную пьесу Николая Рудковского «Женщины Бергмана», по мотивам фильма шведского режиссёра «Персона». Гости из Томска привезли литературно-драматическую постановку по стихам Лорки «Желание желаний». Театр «Event Produktion» из Германии показал весёлую комедию из студенческой жизни «Бакалавры сердец», а другой немецкий коллектив, «Das Dokumentartheater Berlin» — документальную драму «Балерина за колючей проволокой». Театральная группа из Белграда привезла на фестиваль гротескную комедию «Аналфабет» по пьесе Б. Нушича, в которой эффектно смотрелись элементы театра теней.
«Синее небо, а в нём облака»
|
Высоко оценили зрители постановку театра-студии «Центр» из Санкт-Петербурга — «Синее небо, а в нём облака». Это философская драма о вечном поиске гармонии в любви. Никого не оставили равнодушным «Апельсины в подарок» минского театра «Жывое слова» — история 10-летнего мальчика, больного раком. Победители прошлогоднего «Куфара» — театр «7 паверх» из Минска — на этот раз выступили с изысканной классической постановкой чеховской «Чайки». Волшебным было «Бес... конечное путешествие...» театра «Пилигрим» из Полоцка — они поставили феерическую пьесу А. Иванова. Был и спектакль на фламандском языке — «Якоб» в исполнении театра «Toneelgroep V.E.S.T.» из Амстердама. Вот такая палитра, и это ещё не всё...
«Психоз 4.48»
|
Студенческий театр г. Тарту (Эстония) запомнился минским зрителям прошлогодними «Бесами» по роману Достоевского, и сейчас они ожидали от эстонцев чего-то особенного. И не обманулись — на этот раз театр привёз пьесу Сары Кейн «Психоз 4.48». Это второе обращение режиссёра Калева Куду к творчеству автора, модного в Европе среди любителей «новой драмы» (кстати, эту пьесу поставил и Владислав Троицкий в «Дахе»). Сара Кейн, по словам Калева Куду, очень чувствительный и честный автор. Она не боялась смерти, но боялась боли, она ненавидела боль, которой так много в мире. Произведения Сары Кейн — настоящая шоковая терапия для зрителя, а «Психоз 4.48» повествует о самоубийстве молодой девушки. Калева Куду наградили призом за лучшую режиссуру. На эту номинацию было выдвинуто 12 спектаклей...
Завершала фестиваль «Маргарита» в исполнении литовского театра «MINIMUM», который предпочитает интеллектуальные пьесы. Режиссёр Римантас Вянцкус отметил, что Мара Жалите, автор пьесы, считает Гёте виновным перед Маргаритой — он возвысил Фауста и оставил в тени Маргариту, которая жертвовала собой ради Фауста и села из-за него в тюрьму. На сцене идёт расследование и восстанавливается справедливость. Маргариту играют шесть актрис одновременно — это шесть сторон «вечной женственности», она живёт во времена Гёте и в то же время в наши дни. «Маргарита из Гёте умирает, но эти шесть Маргарит возрождаются и идут на небо, потому что там их место. Маргарите место не в тюрьме, а на небе...», — говорит режиссёр.
Гран-при в этом году достался спектаклю «Сирано» по пьесе Э. Ростана, студенческого театра Московского государственного университета. Очень профессиональная постановка, особенно учитывая то, что театр — студенческий, соединяла в себе элементы мюзикла, комедии дель арте, пантомимы в стиле джаз-модерн, и была номинирована во всех категориях. Главная награда присуждалась на основании и мнения профессионального жюри, и итогов голосования зрителей, которые могли оценивать по 5-бальной системе каждый спектакль.
СТЭМ «Крупный план»
|
Украина в этом году была представлена на «Тэатральном Куфаре» впервые и, что называется, крупным планом. Открывала фестиваль программа пластических миниатюр «301-й кабинет» в исполнении СТЭМ «Крупный план» Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры. Ребята из Днепропетровска покорили своим искромётным юмором и жюри, и зрителей: после их выступления встал не только партер, но и балкон, а члены жюри запомнили всех участников этого далеко не маленького коллектива по именам. На протяжении фестиваля члены жюри всего 4 раза заходили в гримёрку поздравлять актёров после выступления — и в первый раз они зашли к украинцам.
301 кабинет — место, где проходят репетиции коллектива в строительной академии, а начинался он с двух человек, Кати и Артура, которых отобрал режиссёр Сергей Полеонок на кастинге, и которые не испугались его требований к подготовке актёра. Серьёзная работа принесла свои плоды — впоследствии коллектив участвовал и занимал призовые места на фестивалях в Запорожье, в Новочеркасске, в Краматорске, в Волгограде, в Воронеже, неоднократно был и лауреатом. В СТЭМ «Крупный план» начинали свой путь Владимир Ткаченко из дуэта «Барселона» и режиссёр Дарья Куцыгина.
СТЭМ «Крупный план»
|
Сергей Полеонок рассказывает: «Немного жаль, что не было коллективов, которые были бы нам близки по стилю, — мы единственные, кто работал в жанре СТЭМ. Это что-то среднее между КВН и театром. Ближе всего к нам были немцы из Констанца, которые работают новеллами, они длиннее, чем наши миниатюры. Мы с ними пообщались, что-то они нам дали, что-то мы им, и их режиссёр Герхард сказал, что наш театр дал их театру очень много. И когда я заметил, что недельный фестиваль по насыщенности заменяет актёру полгода работы над собой, на это Герхард сказал, что ему этот фестиваль, благодаря Украине, заменил три года работы с актёрами».
Почему «Крупный план»? «Каждый артист хочет самореализоваться, хочет быть непохожим на других, и в то же время быть лучшим в общей схеме. Поэтому надо было придумать название такое, которое нигде ещё не афишировалось. Оно должно иметь двойной, тройной смысл, хорошо запоминаться, должно быть понятно, что работают под ним люди творческие, и так далее. Мы долго думали и остановились на имени «Крупный план». Крупный план есть на телевидении, в театре, есть другие ассоциации и со словом «план», и со словом «крупный». Поэтому, получив это имя, наш коллектив только выиграл».
Олег, актёр СТЭМ «Крупный план»: «Основное впечатление о фестивале — это радушие, эти солнечные лица, это желание смотреть тебя, смотреть, и, как говорят актёры, облизывать тебя до косточек». Михаил, звукорежиссёр: «Когда мы сюда ехали, мы немного переживали, потому что мы не совсем формат этого фестиваля, потому что в основном это были театральные коллективы, которые ставили полномасштабные спектакли, с декорациями, реквизитом, костюмами, спецэффектами, а мы работаем в жанре СТЭМа, и наша основная декорация, реквизит и спецэффект — это мы сами, то есть пластика, мимика, актёрское мастерство, работа с голосом, работа с залом. Но когда мы сюда приехали, мы поняли, что наши опасения были ложными. Нас встретили просто безумным теплом, улыбками, и то единство, которое царит на фестивале между коллективами Израиля, Франции, Германии, Эстонии, Литвы, Беларуси, Украины и России, — это единство заслуживает быть примером для наших политиков».
Окрылённый чудесным приёмом в Минске, общением с коллегами из ближнего и дальнего зарубежья, днепропетровский СТЭМ собирается и далее участвовать во всех доступных фестивалях.
Остаётся добавить, что спектакли фестиваля «Тэатральны Куфар» проходили на двух площадках: Лицея БГУ и Дворца профсоюзов, вход был бесплатным, и на многие из них удалось попасть далеко не всем желающим...
И ещё. На фестивале этого года было рекордное (опять-таки) количество женщин — и в жюри, и среди режиссёров, представивших свои спектакли в конкурсную программу. Этот факт придал фестивалю некую возвышенность и романтичность.
Ориэль Зохар, член жюри, театральный режиссёр и профессор университетов в Хайфе и Париже, считает, что театр должен развивать душу. Он процитировал слова израильского поэта о том, что театр должен учить людей даже тому, как есть, как говорить, как помогать людям и лечить их, если они больны... Один из актёров студенческого театра Тарту как-то сказал, что участвует в театре ради равновесия в собственной жизни — он учится точным наукам, и так легко потеряться в этом рациональном мире и забыть, что на свете существует и поэзия... А фестивали студенческих театров — это отличная возможность узнать много нового о мире, о других людях и о себе. Так, может быть, чтобы стать более умным, творческим, разносторонне одарённым, стоит участвовать в студенческом театре?
...Минск, кристальная чистота и кленовые листы. Атмосфера вселенского успокоения. Расстались с грустью — грусти было много, но предаваться ей некогда — как обычно, сразу же после окончания «Куфара» начинается подготовка к следующему.
* * * *
Куфар — сундук для хранения ценных и необходимых вещей, продуктов, денег и т. п. Стоял почти в каждой деревенской хате вплоть до 20 века, когда был заменён шкафом. Куфары часто изготовлялись всей семьёй: мастер делал столярку и оковку, а жена и дочь с душой и любовью красили и расписывали куфар, на счастье и долгую жизнь молодым. Куфары участвовали в свадебных обрядах. От нем. Koffer — сундук.
ИСТОРИЯ И ГЕОГРАФИЯ «КУФАРА»
2004 год. Участвовали коллективы из Англии, России и Швейцарии. Жюри: Беларусь. Победитель: театр-студия «Центр», Санкт-Петербург.
2005 год. Участники: Швеция, Испания, Швейцария, Литва, Россия, Беларусь, Нигерия. Жюри: Швеция, Россия, Беларусь, Украина. Председатель жюри — Робер Жерме (Бельгия), президент Международной ассоциации университетских театров. Победитель: народный молодёжный театр «Пилигрим», Полоцк.
2006 год. Участники: Беларусь, Россия, Греция, Словения, Иран, Румыния, Чехия, Германия, Литва, Финляндия. Жюри: США, Эстония, Литва, Греция, Швейцария, Германия, Финляндия, Великобритания, Беларусь. Председатель жюри — Мария Хорн (США). Победитель: театр «На филфаке», БГУ (Минск).
2007 год. Участники: Беларусь, Россия, Бельгия, Болгария, Латвия, Швейцария, Эстония. Жюри: Беларусь, Германия, Франция, Израиль, Швеция, Италия, Турция, Мексика. Председатель жюри: Владимир Мищанчук (Беларусь). Гран-при: «7 паверх», Минск.
Учредители: Белорусский государственный университет, Управление по делам культуры БГУ, народные студенческие театры «На балконе» и «На филфаке», первичная профсоюзная организация студентов БГУ.
Светлана Дзюба
Опубликовано в журнале «College», № 11, ноябрь 2008
Фото с сайта фестиваля.