Примечания к поэме-балладе Ларисы Даншиной ВЕРУЮЩИЙ В МЕНЯ ОЖИВЁТ - afield.org.ua


[Сила слабых] [ФеминоУкраина] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [В круге света] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [Это Луганск...]
[Поле надежды — на главную] [Наши публикации]
return_links(2); ?>


Примечания к поэме-балладе Ларисы Даншиной

ВЕРУЮЩИЙ В МЕНЯ ОЖИВЁТ


Часть I: «Наречёшь Ему имя Иисус»

Введение

     «Колонны римских солдат...» — Весной 63 г. до н. э. полководец Гней Помпей захватил Палестину.

     «...полководец Помпей...» — Гней Помпей был женат на дочери Юлия Цезаря. В дальнейшем Юлий Цезарь преследовал Помпея, так как не желал уступить ему власть. Разбил Помпея в фарсальском сражении и преследовал до Александрии, где нашли его убитым.

     «Палестина...» — общее название земли евреев, называемой так же землёю Господнею, святою землёю (Захар. II,12), землёю Израилевою (Иезек. VII,2), землёю обетованною (Евр. XI,9).

     «На запад от озера Генисарет...» — Галилейское озеро, Генисаретское озеро или Тивердиадское море — это одно и тоже озеро, находящееся в стране Галилейской, в Палестине. Вода в озере прозрачна и прохладна, имеет размеры в длину 30 вёрст и в ширину 8 вёрст.

     «С юга примыкает Самария...» — В 722 г. до н. э. ассирийцы завоевали Самарию, угнали жителей в плен, на их место переселили народ из Месопотамии и Сирии.

     «Уничтожена ассирийцами...» — Ассирия — могущественная империя в Азии. В Священном Писании под словом Ассирия подразумевается Ассирийская империя, главным городом которой была Ниневия; под названием Вавилон или Халдея — страна, в которой главным городом был Вавилон, и под названием Сирия — страна, где городами были сначала Цоба, а после Дамаск.

     «В год правления Августа...» — В двадцатый год правления цезаря Августа.

Глава 1. «Царь Ирод»

     «Волхвами оказались...» — Волхвы — учёные мужи, обладавшие обширными знаниями тайных сил природы, занимавшиеся наблюдением небесных светил.

     «...хасманейских потомков...» — У Ирода отец был иудейским сановником, взявшим в жёны арабку, поэтому Ирод, захватив трон, боялся, что его могут сместить, так как законных прав на трон не имел.

     «Влиянье Клеопатры используя...» — В этот период правила Египетская царица Клеопатра, с которой у Александры были хорошие отношения.

     «Его на глазах у царя утопили...» — Брат Мариамны и сын Александры погиб в 35 г. до н. э.

     «Дитя у юной Матери, осторожно взял старец Симеон...» — Симеон Богоприимец, благочестивый, праведный старец, живший в Иерусалиме и ожидавший здесь, „утешения Израилева“, т. е. Спасителя Мира. Он усомнился в пророчестве о рождении Эммануила от Девы, тогда явился ему ангел и сказал, что он не умрёт до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнение этого пророчества. В 40 день от рождения, Мария и Иосиф принесли Младенца Иисуса в Храм, чтобы представить перед Господом. По особому вдохновению от Бога, Симеон пришёл в Храм и увидел Младенца. Память праведного Симеона празднуется 3 февраля.

     «Он лежит на падение и восстание многих в Израиле». — Слова «падение и восстание» указывают на тех, кто примет или отвергнет Мессию.

     «...где евреи „рассеяния“ жили». — Евреи, жившие за пределами Иудеи. «Церкви рассеяния» служили связующим звеном между Иудеей и остальным миром. Их трудами была переведена Библия на греческий язык. Ко времени Рождества Христова из 4 миллионов иудеев, почти 3 миллиона жило в чужих землях. Впоследствии существование их очагов окажет немалую услугу Апостолам Христианства.

Глава 2. «Назарет»

     «Предводитель „зилотов“...» — Зилот — ревнитель. Первые зилоты во времена Маккавейские, старались сохранить истинную веру и очищали себя от нечистот языческих, но впоследствии появились фанатики веры, проповедовали не платить кесарю, признавали над собой только власть Бога. Они возбуждали народ на мятежи, преследовали и убивали тех, кто не соглашался и противился им. Они были виновниками всех последующих мятежей иудеев против римлян, и всех бедствий, которые обрушились на политическую жизнь этого народа.

     «...решили контроль отдать». — Отдали контроль над землями Архелая, которого сместили. Управлять стал первосвященник Иерусалима.

Глава 3. «Мать»

     «Совершеннолетия Иисус достиг...» — имеется в виду церковное совершеннолетие.

     «Преуспевал в премудрости...» — так отзывался евангелист о том периоде жизни Иисуса.

     «...в сердце первый знак пророчества». — Мать Иисуса, Дева Мария, сохранила в своём сердце первый знак исполняющегося пророчества, т. е. предсказание Ангела, принесшего ей Благую весть.

     «В Тевтобургском лесу». — Германцы нанесли поражение римлянам 2 августа 61 г. до н. э.

     «Умер в Ноле Август». — Август умер 19 августа 14 г. н. э. в Ноле (родился 23 сентября 63 г. до н. э.)

     «На руках у своей жены...» — Последние слова Августа были: «Ливия, помни, как жили мы вместе, живи и прощай».

     «Наследником стал Тиберий...» — Тиберий родился 16 ноября 92 г. до н. э. и умер 16 марта 37 г. н. э. Последние моменты его жизни противоречивы. Некоторые полагали, что его отравил Гай Понтий; другие, что после лихорадки он попросил есть, но ему не дали; третьи, что его задушили подушкой, когда он вдруг, очнувшись увидел, что у него сняли перстень и потребовал его обратно. Народ его ненавидел.

Глава 4. «Иоанн Креститель. Искушение Иисуса»

     «Однажды, Исайя Второй...» — пророк (ок. 550 г. до н. э.) живший среди изгнанников, проповедовавший в молитвенных домах, написавший книги. Под его влиянием и влиянием Иезекииля (580 г. до н. э.), иудейство превращалось в сплоченную общину — Церковь Ветхого Завета.

     «Говорили монахи ессейские...» — Около 160 г. до н. э. в Палестине возник полумонашеский орден «Сынов света» или ессеев. Не желая иметь ничего общего с греховным миром, они избрали уединённую жизнь в пустыне. Около 140 г. до н. э. их глава, которого они называли Учителем Праведности, основал колонию на берегу Мёртвого моря в Кумране. Там проводили время в молитвах, ритуальных трапезах и чтении Библии. Большинство придерживалось безбрачия, хотя некоторые и сохраняли семейный образ жизни. Уверенные в скором явлении Христа, «Сына света» готовились достойно встретить Его приход. Они не сомневались, что в День суда всех, кроме них, ждёт гибель.

     «...„гласом вопиющего“ стать...» — т. е. голос глашатая, вестника.

     «...недостаточно обряда тевилы». — Слово «тевила» означает погружение, омовение; по-русски оно переводится как «крещение».

     «...долг испокон века». — Каждый человек с самого своего рождения, ведя честную жизнь, какой бы работой ни занимался, несёт как бы долг свой перед самим собой за свои мысли и поступки. Это и есть «долг испокон века», заповеданный Господом.

     «Перестаньте вы творить дела низкие». — Иоанн Креститель ответил членам Совета так: «Это вам надо перестать творить ваши низкие дела и прилепиться к Господу Богу Своему».

     «Пламенные слова Крестителя: „Он стоит среди вас“». — Ещё до Иоанна Крестителя, было много пророчеств о приходе Мессии, о конце старого мира: Осия, Исайя, Иезекиль, Илия, Исайя Второй... Люди верили в конечное торжество добра над злом: «Бог посетит народ свой».

     «„Агнец“ Божий пред вами...» — Слово «Агнец» напоминало о пророках, которых преследовали и убивали, а в книге Исайи, Агнцем был назван служитель Господень, чьи муки совершатся ради искупления грехов человечества.

     «В сопровождении приверженцев пришёл Марии Сын». — Ученики Иисуса: Симон бар-Иона (т. е. сын Ионы) из Вифсаиды. Его имя стоит в начале списка Апостолов. Христос дал ему имя Кифа — камень, по-гречески Пётр; Иоанн Заведеев; Иаков Заведеев; Андрей из Вифсаиды; Матфей — мытарь Левий; Нафанаил бар-Толомей или по-гречески Варфоломей; Филипп, его друг, житель Вифсаиды; Симон Зилот, который ради Иисуса оставил воинствующих экстремистов; рыбак Фома или по-гречески Дидим, т. е. Близнец; Иуда Фаддей, брат Иакова Алфеева; Иаков Алфеев; Иуда бар-Симон.

Глава 5. «Первые ученики»

     «Берег Галилейского моря, знаменитый Генисарет...» — На западном берегу озера (или как его ещё называли море) город Генисарет, от которого получила своё название данная земля. По описанию Флавия и других путешественников, она отличалась плодородием и красотой природы.

     «Из городов Генисарета Иисус Каптернаум выбрал». — Его ещё называли Капернаум (селение Наума или село утешения), упоминается только в Новом Завете, о нём говорится как о главном и любимом местопребывании Господа Иисуса во время его земной жизни. Позднее от прежней славы его остались только руины и несколько рыбачьих хижин. «И ты, Каптернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься», — Произнёс Иисус, когда Его вразумления и обличения не подействовали на жителей города.

     «На собранные средства...» — Деньги поступали от учеников, принадлежали всему братству, использовались для помощи нуждающимся. Этот принцип был усвоен Иерусалимской церковью.

     «Чело сияло: „Ты Весть младенцам, не мудрым открыл“». — Если бы Благая Весть была вручена «мудрым», она могла бы стать затемнённой. В подлинной чистоте Евангелие смогли сохранить лишь простецы, чуждые гордости и лидерства.

Глава 6. «Благая Весть»

     «Благая или радостная весть — по-гречески Евангелие». — Благовестие, т. е. добрая весть, составляют 4 книги: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Матфей и Иоанн были из 12-ти; Марк и Лука из 70-ти Апостолов.

     «Чем могли, помогали женщины, маленькой общине». — Среди приверженцев Иисуса немало женщин — учениц, которые поддерживали Его и самые состоятельные оказывали поддержку. Вот некоторые из них: Мария из Магдалы или Мирьям, которую Он исцелил от «семи бесов»; Мать Иоанна и Иакова — Соломея; сестра Девы Марии — Мария Клеопова; Сусанна; Иоанна — жена Хузы, домоправителя Антипы.

     «Им открыта Пасхальная тайна. Утешенье нашли». — Имеется в виду, что они первыми узнали о Воскрешении Иисуса Христа.

Часть II: «Мессия»

Глава 7. «Фарисеи»

     «Фарисеи». — «Отделившиеся». Они имели притязание на необычную святость и со строгой заботливостью исполняли многочисленные обряды, очищения. Во многих случаях, своим чрезмерным исполнением преданий человеческих, поступали вопреки закону Божью и делались рабами лицемерия, корыстолюбия и гордости. С особой силою и полнотою изобразил Иисус Христос ученикам и народу книжников и фарисеев — их гордость, лицемерие, наружное благочестие и внутреннюю нечистоту. В главе XXIII (стр. 723) Евангелия от Матфея содержится эта обличительная речь: «На Моисеевом седалище были книжники и фарисеи».

     «Поставил щиты с портретами императора своего». — Щиты с портретами императора Тиберия. Это вызвало возмущение и гнев народа, т. к. Пилат не считался с местными обычаями. Это лишний раз напоминало о римском иге и выглядело как оскорбление Моисеева Закона (Декалог запрещал портретные изображения).
     Моисеево Пятикнижие или закон состоит из пяти книг, написанных пророком: Бытие; Исход; Левит; Числа; Второзаконие. Сам Иисус Христос даёт этим книгам общее название Закона Моисеева.

     «Никодим, член Совета...» — Никодим был членом Совета старейшин, он встретился ночью с Иисусом, чтобы избежать насмешек более строгих своих собратьев.

Глава 8. «Знамения»

     «Не будет дано знамения, кроме знамения Ионы». — Иона — ветхозаветный пророк, проповедник покаяния.

Глава 9. «Смерть Пророка»

     «Избрано двенадцать — посланников или Апостолов». — В Ветхозаветной церкви существовали «шелухи», посланники, или по-гречески апостолы. Были представителями общин, развозили письма, решали спорные вопросы, собирали пожертвования, сообщали о днях праздников.

     «Была дочерью царя Ареты...» — Арета VI, наботийский царь.

     «Осуждение вызвал поступок, нарушил дважды Закон». — Иродиада приходилась ему племянницей и была женой брата, что противоречило Закону. Этот брак был кровосмешением.

     «В самом разгаре пира, стремительно Соломея вбежала...» — Соломея, дочь Иродиады.

     «В ужас пришли они, когда узнали про страшный грех». — Имеется в виду жуткая смерть Иоанна Крестителя.

Глава 10. «Хлеб жизни»

     «Просите о великом, и Бог малое даст сверх того...» — Эти слова сохранились в древнем Евангелии.

     «Хлеб, дарованный небом, Мессия...» — Мессия, Христос. По обычаю Востока, когда человека провозглашали монархом, священник возливал на его голову кубок елея. Елей, масло оливы, — символ прочности. Обряд помазания напоминал о том, что власть даруется от Бога, Дух которого отныне будет пребывать на избраннике. Поэтому каждый властелин Израиля (а иногда и пророк) именовался Помазанником, Мессией, или, по-гречески, Христом. Со временем этот титул стали относить лишь к Великому Царю Грядущего.

Глава 11. «Тайна Сына Человеческого»

     «В соседней жил Финикии, на сердце скорби груз». — Близ Тира Христос исцелил дочь финикиянки, хотя в начале ей отказал в просьбе. Дело в том, что религия сирофиникиян была изуверской, стяжала славу массовыми ритуальными убийствами, принесением в жертву детей, чувственными обрядами. Христос произнёс резкие слова, показывая, что не может быть равного отношения к исповедникам единого Бога и к последователям этой демонической религии. Женщина смиренно соглашалась с Ним, но продолжала молить Его. Он совершил исцеление ради её великого доверия к Нему.

     «Говорю: ты — Скала...» — Иисус назвал Симона Скалой или «Камень», по-арамейски Кифа, по-гречески Петрос, Пётр.

     «Отойди от Меня, Сатана...» — т. е. противник, противящийся.

     «Несколько дней прошло, близился праздник Кущей...» — Праздник Кущей или палаток. Один из трёх главных праздников, начинался в 15-й день седьмого месяца, т. е. тисри, соответствующего второй половине сентября и первой октября наших месяцев, продолжался семь дней и оканчивался восьмым, называемым святым и великим. Он был установлен в память 40-летнего странствования евреев по пустыне Аравийской на пути из Египта в землю обетованную.

Часть III: «Путь к Голгофе»

Глава 12. «Много званных — мало избранных»

     «Притчу „о званных на пир“, на камень сев, рассказал». — Эту притчу воспроизводит в Евангелие Лука (глава XIV, стр.16-23).

     «Была у человека смоковница...» — Смоковница, смоква — дерево и плоды, которыми изобиловала Иудея. Плоды смоковницы похожи на грушу. Истребление смоковницы считалось одним из величайших наказаний Божьих. Притчу о смоковнице приводит Марк (глава II, стр. 13-21).

     «О победах Маккавея над язычниками каждый знал...» — Жестокое гонение терпели евреи от сирийского царя Антиоха Епифана (175-163 г. до н. э.). Он пытался ввести у них язычество, в самом Иерусалимском храме поставил идола. Семейство Маккавеев священнического рода, восстало на защиту истинной веры и отечества в 167 г. до н. э. Они восстановили богослужение по закону Божьему, защитили от врагов своё отечество и сделались начальниками иудеев. Перед своей смертью священник Маттейя из пятерых своих сыновей поручил Иуде Маккавею начальство над войсками. Иуда и его братья защищали своё отечество, возвратили свободу и самостоятельность. Память о них празднуется церковью 1 августа. Иуда Маккавей полководец Хасманейского рода.

Глава 13. «Час близится»

     «Опомнись, есть у них Моисей...» — Имеется в виду Моисеево Пятикнижие или закон, состоящий из пяти книг, написанных пророком и Боговидцем Моисеем: Бытие; Исход; Левит; Числа; Второзаконие. Этим книгам Иисус Христос даёт общее наименование Закона Моисеева. По этим законам и должны были жить иудеи.

Глава 14. «Виноградник Отца»

     «Греки — прозелиты здесь...» — Прозелит (пришелец, чужеземец) — название, данное иудеями лицам, обращённым из язычества в иудейскую веру. Иудейские раввины различают два разряда прозелитов: прозелит правды, которые полностью принимали иудейскую религию и были допущены к исполнению всех обрядов. Прозелиты врат, которые отказались от язычества, но соглашались только в некоторых отношениях с еврейской религией и поэтому пользовались ограниченными привилегиями.

     «Смутить Иисуса вопросом саддукеи как-то решили...» — Иудейская секта, упоминаемая в Новом Завете. По преданию основатель Садок, ученик Антигона Сохо, председателя Иудейского синедриона, жившего в III в. до н. э. Садок жил в царствование Соломона и его потомки основали секту. Отрицали бытие, Ангелов и злых духов, будущее воскрешение из мёртвых. Учение их было не особенно распространено, хотя из лиц, принимавших их, были люди богатые и влиятельные. В Евангелие от Матфея говорится, что однажды к Иисусу «приступили саддукеи, которые говорят, что нет воскресения...» Господь Иисус Христос внушал своим ученикам «беречься закваски фарисейской и саддукейской». Они были ярыми противниками Иисуса.

Глава 15. «Суд Мессии»

     «Кружки у входа стояли...» — Кружки для пожертвований.

Глава 16. «Tайная вечеря»

     «С учениками встретит Пасху...» — Самый важный у евреев праздник, соединявшийся с праздником опресноков. Праздник установлен в связи с исходом израильтян из Египта. Вошло в обычай на праздник Пасхи отпускать одного узника по указанию народа.
     Евхаристия или причащение, утверждённое Иисусом. Он, преломляя и раздавая хлеб ученикам, сказал: «Примите, едите, сие есть тело Моё». И взяв чашу, сказал: «Пейте из неё, ибо сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Моё воспоминание». Так установилось таинство Евхаристии или Причащения.

     «Ели агнца с травами...» — Агнец — козлёнок, ягнёнок. Еврейским законом предписано, чтобы пасхальною жертвою непременно был агнец от овец или коз. Иисуса представляют пророки под видом агнца, ведомого на заклание и безгласного перед стригущим Его. Название Иисуса Христа агнцем указывает на Его кротость, смирение и незлобие, но особенно применимо к Нему, как к великой умилостивительной жертве за грехи всего рода человеческого.

     «Иисус произнёс молитву, над опресноком лежащим». — Опресноки — пресный, неквашенный хлеб. Праздник опресноков начинался на второй день Пасхи и продолжался вместе с Пасхой до семи дней, в течение которых при принесении жертв в Храм евреи ничего заквашенного не должны были иметь и употреблять. «Посему, — говорит святой апостол Павел, — станем праздновать (Пасху) не со старой закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины».

Глава 18. «Саддукейский трибунал»

     «Уже „Малый Синедрион“ собрался...» — Верховное судилище иудеев, находившееся в Иерусалиме, которое состояло из 72 членов (70 членов в других источниках), под председательством первосвященника. Члены Большого Синедриона преимущественно из фарисейской и саддукейской сект, избирались подачею голосов или жребием. Малый Синедрион состоял из 23 человек. В него входили священники и старейшины. Он созывался в экстренных случаях.

     «...коснутся в речи субботы...» — Суббота, седьмой день недели, в который иудеи под страхом даже смертной казни должны были оставлять всякий труд, посвящая всё время этого дня богоустановленному покою. Празднование субботы должно было напоминать евреям сотворение мира и освобождение от ига Египетского.

Глава 19. «Истина»

     «Подчиняясь легату...» — имеется в виду легат Сирии.

     «Страшное орудие с шипами, раздирало всё тело Его». — Римские бичи с шипами, которые раздирали тело до крови. После такой экзекуции человек обычно находился в полуобморочном состоянии.

     «Красный плащ на Него надели, корону из терновника...» — Терновый венец, возложенный на голову Иисуса Христа, по мнению многих толкователей, был сделан из белого терновника, росшего в изобилии в окрестностях Иерусалима.

Глава 20. «Голгофа»

     «Взяли из толпы Симона...» — Симон Киринейский, которого заставили нести крест Спасителя, когда Он упал под тяжестью креста. В Евангелие от Марка говорится, что он был отцом Александра и Руфа (как полагают, того Руфа, который упоминается в послании к Римлянам).

     «Опять совершили тяжкий грех». — Т. е. не проявили сочувствия к последнему вздоху страдающего.

Глава 21. «Воскрешение. Путь к Бессмертию»

     «Раввуни!» — Равви, почётный титул, даваемый иудеями известным учителям и законникам; поэтому Господь, указывая на любовь фарисеев и книжников к почётным званиям, запретил своим ученикам это произносить. Ученики Иоанна только раз обратились к Нему «Равви». Но неоднократно этим почётным титулом именовали Иисуса его ученики, книжники, фарисеи и народ. «Раввуни» — слово, имеющее то же значение, что и Равви.

     «Обезглавят Заведеева, Иакова побьют камнями...» — побьют камнями Иакова Алфеева.

Используемая литература

1. Александр Мень. «Сын Человеческий». (Журнал «Смена» №6-12, 1990 г.)
2. Библия.
3. Библейская энциклопедия. Изд. «Терро — TERRA», Москва. 1991 г.
4. Гай Светоний Транквил. «Жизнь двенадцати цезарей». Изд. Правда, Москва. 1988 г.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛАРИСЫ ДАНШИНОЙ:


[Поле надежды — на главную] [Архив] [Наши публикации]
[Сила слабых] [ФеминоУкраина] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [В круге света] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [Это Луганск...]


return_links(); ?>