О медведях и гейзерах. Рената Ларичева - afield.org.ua 
[Сила слабых] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Модный нюанс] [...Поверила любви] [Театральный роман (в статьях)] [Мир у твоих ног] [Уголок красоты] [В круге света] [О проекте] [Об авторах]
[Поле надежды — на главную] [Наши публикации]
return_links(2); ?>



Рената Ларичева

О МЕДВЕДЯХ И ГЕЙЗЕРАХ


Недавно моя коллега-журналистка спросила: вот ты была на Камчатке, а в гейзерах ты купалась? Вопрос меня поразил, ведь гейзер — струя кипятка и пара, вырывающаяся из земли с определённой периодичностью. Значит, сейчас самое время перечитать путевой дневник, написанный на Камчатке полвека назад. Оказалось, что это интересно многим. Поэтому я отобрала несколько эпизодов из этого дневника.


О медведях и гейзерах

Феноменальная картина. На склоне горы, метрах в 50 от меня, спокойно стоят двое медведей. Небольшой бурый и красивая белая медведица, настоящий альбинос. Звери спокойно спускаются к реке и долго пьют, высунув розовые языки. Потом бурый входит в воду и лапой ударяет по волне. Брызги летят во все стороны. Нет, не поймал. Только с третьей попытки он перехватывает зубами в воде крупную рыбину. Белая медведица идёт за ним, и оба скрываются в высоком шеломайнике. Минут через 5 бурый показывается посреди лагеря. За ним следует Феликс с кинокамерой. Медведь переходит на рысь. Феликс не отстаёт. И вот все заворожены редкой картиной: крупными прыжками по берегу океана несётся медведь, а за ним гонится человек. Кто-то предлагает для реалистичности заснять это на плёнку и прокрутить наоборот.

После обеда медведи подошли к нашей столовой. Один шаг — и дотронешься. Наши фотолюбители опять кинулись на бедных зверей. Тут уж медведи не выдержали. Бурый грозно рявкнул, а белая медведица очень живописно поднялась на задние лапы. Один из кинооператоров так резво рванул вперёд, что упал в речку. А медведи снова принялись пастись в кустах. Погода улучшилась только ночью. Всё небо полно звёзд. Такие яркие, красивые, видно даже самую крохотную. А Млечный Путь — яркая белая дорога над океаном.

ПЯТЫЙ ДЕНЬ ВЕЛИКОГО ПОХОДА

О медведях и гейзерах
Шеломайник, или Лабазник камчатский

Утро было прекрасным. Невозможно поверить, что только вчера от тоски и неуюта хотелось повеситься. Лужи моментально подсохли, океан сверкал, и даже отчаянно мокрый шеломайник был усыпан жемчужинами росы. А нам нужно уходить. Снова «В рюкзаки!», снова сквозь траву, через трясущийся мостик выбираемся к берегу океана. Тропочка бежит по сплошному голубичнику. На горизонте вулканы и горы. Мы пасёмся, поглощая ягоды. Внизу океан плещется. Нерпы ныряют. Рощица каменной берёзы вокруг. Вскоре мы поворачиваем вглубь полуострова. Знакомый пейзаж: шеломайник и шеломайник. К первому подъёму совершенно выматываемся. Пришла в себя, смотрю — вокруг роща пьяной берёзы. Солнце садится, тени длинные, лес заколдованный. Стволы изогнуты, переплетены. Побродить бы здесь, но гонят вперёд. В конце концов, добрались до лагеря. Называется «Горное плато». На приют похоже мало. Просто маленькая площадка среди гор. Рядом — снежник розоватого цвета. На нём поселился редкий вид водорослей. По обе стороны лагеря — две горные речушки, весёлые, быстрые. Умылись и без сил повалились спать.

ШЕСТОЙ ДЕНЬ ВЕЛИКОГО ПОХОДА

О медведях и гейзерах

Сегодня у нас экскурсия в Долину Гейзеров. Не каждый спортсмен выживет после такой прогулочки. Чтобы сократить путь, лезем сквозь заросли ольхи. Ох, весело! Потом — штук пять маленьких снежников, дико крутой склон, и мы на перевале. А по ту сторону — Господи! Грандиозный крутой ледник. И конца ему нет. Сначала пробирались по краешку осыпи. Пересекаем ледник. А дальше — крутой спуск. Скользко до ужаса. То один, то другой срывается и проезжает по нескольку метров, бешено тормозясь. Разгоняться нельзя — вынесет на скалы. А фирн очень острый, режет руки. Спуск изматывающий. Но красиво! В наш ледник впадают маленькие языки. Тучи клубятся. А внизу, под ледником — цветущая долина. Шумит речка, над ней свисают снежные мосты, а рядом — ковёр из фиалок и розовых примул. Чуть-чуть шеломайника, переправы через речки. Осыпи из белой пемзы. Спустились к самому концу долины. А там! Небольшой подъём, а за ним — Долина Гейзеров. Грандиозно! Никакое Колорадо не сравнится по красоте. А под ногами — разноцветные глины. Жёлтые с синими прожилками, оранжевые с ярко-чёрно-зелёными, вся палитра. И дымы! Куда ни взглянешь — струйки пара поднимаются из земли. Идём на гейзер Сахарный. Лезем по корням берёзы, то вверх, то вниз, крутой спуск. Стою на гребне, слева — 100-метровый прекрасный водопад. Снизу бьёт струя пара. Внизу клокочет река Гейзерная. Спускаемся с большим трудом. По мостику переходим на другую сторону реки. Здесь крутой склон, натянута верёвка. Страшно смотреть, как лезут другие. А на самом деле совсем не трудно. Наверху по склону узенькая тропинка. За поворотом — гейзер Сахарный. Углубление в земле, из которого вырывается струя пара. Время от времени — фонтанчики горячей воды. За ним — гейзер Сосед. Огромные накипи гейзерита.

Розовый, кружевной редчайший минерал. Он рождается из капелек гейзерной струи. Осаждаются крупицы. А уже сформировавшиеся кусочки минерала образовались многими годами. Уникальнейший минерал. Запрещено даже трогать, не то что выламывать.

Дальше, до Сахарного — дорога к Первенцу. Он был открыт первым, впервые в 40-х годах 20 века. Его открыла женщина-геолог Устинова Татьяна Ивановна. За поворотом открылся вид на две громадные скалы, вставшие по обоим берегам. Формы причудливые, грозные. Водопад срывается со стены каньона. Клубится пар, клубятся тучи. И ни одной души рядом. Первенец — очень приятный гейзер с интервалом в 9 минут. Сначала повалил пар из круглой дыры между камней, потом вверх взметнулся фонтанчик кипятка. «Извержение» продолжалось минуты полторы, потом снова всё стало спокойненько. А вообще мне не верится, что есть на Земле такие места. Настоящая Плутония. Потом я вернулась к Сахарному. Всё общество расселось вокруг на совершенно горячем склоне и поджидало, когда заработает Сосед. И вот ударила струя, разлетелась мелкими брызгами по камням, и по кружеву гейзерита побежали горячие ручьи. И снова всю картину мгновенно затянуло паром.

На другом конце долины — гейзеры Великан и Жемчужный. Работу Жемчужного удалось посмотреть сверху. Здорово напоминает фонтаны Петродворца. Наверное, поэтому Ларисе захотелось украсить все гейзеры фигурами типа Самсона.

Здесь множество грязевых озёр. Цвета самые разные: и нежно-голубой, и серый, и жёлтый, зелёный, красный. По поверхностям бегут пузырьки. Как будто варятся в котелках яркие краски. Говорят, в гейзере Коварном лет 5 назад сварился медведь. На камне рядом — следы когтей. И сам камень, возвышающийся над гейзером, похож на голову медведя. Памятник погибшему. Гейзер потому и называется Коварным, что не имеет постоянного расписания извержений, и может в любой момент окатить кипятком.


И сегодня, полвека спустя, я горжусь своей молодостью.


Письмо с Камчатки

return_links(); ?>
Опубликовано на сайте Поле надежды (Afield.org.ua) 8 октября 2023 г.


[Поле надежды — на главную] [Наши публикации]
[Сила слабых] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Модный нюанс] [Театральный роман (в статьях)] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [В круге света] [Уголок красоты] [О проекте] [Об авторах]