Когда-то, в начале и середине прошлого века, многие были уверены, что с развитием кинематографа театр уйдёт в прошлое. К счастью, этого не произошло. И, несмотря на то, что теперь почти в каждой квартире есть телевизоры и компьютеры, люди И как здорово, что в 1961 году в Вене на Ведь Международный день театра, отмечаемый во всём мире 27 марта, не просто день сценического искусства, это чудесный праздник для всех зрителей и ценителей театра. Если произнести вслух и вслушаться в звучание слова, то станет понятно, что театр это воистину волшебное слово! Сколько в нём одухотворённости! Какая связь времён и магия нетленной красоты. Пожалуй, только театр способен подняться сам и поднять своего зрителя на недосягаемую вершину духовности и позволить буквально слиться с событиями давно минувших дней, ощутить свою сопричастность ко всему происходившему А как всё начиналось? Наверное, уже ритуальные действа древних людей можно считать своеобразным театром. Театр древнего Египта представлял собой массовое действо по религиозным мотивам жизни, смерти и воскресения Осириса. Роли богов исполняли жрецы. Современное слово театр произошло от греческого слова theatron — место для зрелищ; зрелище, род искусства. Древнегреческий историк Геродот
Именно из культа Диониса, по словам исследователей, и возник в Финансировались театральные представления богатыми гражданами, а сам театр был государственным институтом. Театр Диониса являлся одним из самых больших театров древности. Он располагался у подножия Акрополя, с южной его стороны, и представлял собой открытый стадион, зрительские ряды в котором поднимались вверх по склонам от орхестры — площадки, где происходило действие. До сих пор на передней стороне сцены сохранились скульптурные изображения сцен из жизни Диониса. На скамьях театра Диониса некогда размещалось почти всё население Афин — около семнадцати тысяч зрителей. Греческие актёры пользовались огромным почётом и уважением. Во время войн они наравне со жрецами считались неприкосновенными и часто выступали в роли послов доброй воли, примиряя между собой враждующие стороны. Весной Ко второй половине До нас дошли пьесы нескольких древнегреческих авторов. Например, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида. Как ни странно для восприятия современника, но трагедия с греческого языка переводится как «песнь козлов». Конечно, всё это идёт от древних религиозных культов. Трагедии древних авторов повествовали в основном о борьбе героев с богами, часто они погибали, заставляя зрителя сочувствовать и страдать вместе с мужественными героями.
Отцом трагедии многие склонны считать Эсхила. Он написал более семидесяти произведений, до настоящего времени дошли семь его произведений: «Персы», «Умоляющие», «Семеро против Фив», «Прикованный Прометей», «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды». В основе всех его трагедий — борьба между человеческими желаниями и духовностью. Гражданское мужество и патриотизм он ставил выше личного человеческого счастья. Эсхил был участником Сначала в древнегреческих постановках участвовал только один актёр в сопровождении хора, потом два. Новаторством Софокла было то, что он ввёл третье действующее лицо. Но даже трём актёрам приходилось постоянно перевоплощаться, играя в одной трагедии несколько ролей. В трагедиях Софокла боги уже не столь всесильны и люди сами отвечают за свои поступки. Наиболее известные его трагедии — «Царь Эдип» и «Антигона». Сам Софокл был не только автором трагедий, но и занимал различные значительные должности. Так вместе с Периклом в качестве стратега (военачальника) он участвовал в военном походе против острова Самоса, жители которого захотели отделиться от Афин. Аристофан писал комедии. Он не боялся высмеивать в своих сатирических комедиях не только современных политических деятелей, философов и писателей, но и богов. Герои же его комедий — обычные люди: ремесленники, рабы, торговцы. Самыми яркими произведениями Аристофана считаются «Осы», «Лягушки», «Облака», «Лисистрата». Считается, что вместе эти авторы написали более 90 произведений.
Величайшим древнегреческим трагическим поэтом был назван Еврипид. Он «заземлил» героев, показывая их такими, как они есть. Несмотря на то, что сам Еврипид был сыном зажиточных родителей и получил хорошее образование, он осуждал рабство, считая, что от природы все люди равны. Перевоплощаться актёрам помогали маски, которые делали из глины, и каждому образу соответствовала своя маска. Смуглый цвет маски говорил о силе и здоровье героя, жёлтая маска символизировала болезненность, красная —хитрость, багровая — гнев. Крутой лоб обозначал мрачный настрой, а гладкий — весёлое настроение. Как правило, театральные представления проводились сначала всего три раза в год — во время праздников в честь Диониса, правда, в эти дни они начинались с самого утра, а заканчивались только поздно вечером вместе с заходом солнца. Драматурги заранее готовили новые произведения, затем собиралось жюри, которое оценивало спектакли и выбирало лучшую постановку. После празднеств имена авторов, названия произведений и занятые ими места выбивались на мраморных досках. Постоянных трупп в то время в Греции не было и профессионалы появились далеко не сразу. Первоначально действо представляло собой нечто вроде советского народного театра... Сами граждане готовили для постановок костюмы, маски, декорации, сами пели, плясали, музицировали. В Рим театр пришёл позднее. Письменные документы того времени свидетельствуют о страшном море, разразившемся в Риме в Власти, несмотря на все прилагаемые усилия, не могли справиться с эпидемией, и люди умирали целыми семьями. Город охватывало уныние и безысходность.
И тогда Сенат принял, казалось бы, странное решение — «устроить торжественные жертвоприношения и пляски, а также сценические игры». Народ едва не принял это за кощунство, но, тем не менее, был возведён деревянный помост — эстрада для актёров, и были приглашены сами актёры из Этрурии, государства граничащего на севере с Римом. По-этрусски актёров называли — гистер. Так в Риме состоялось первое театральное действо. Позднее, полководец Луций Аниций Галл, возвращаясь из очередного похода, затем, чтобы его победа надолго запомнилась жителям Рима, привёз с собой из Греции актёров и музыкантов. Эстрада была сооружена в Большом цирке, где на передней части сцены поместили хор и флейтистов, которые запели и заиграли одновременно. Позднее у Рима появились свои талантливые авторы. Бывшему рабу Луцию Андронику поручается сделать постановку в честь победоносного завершения первой Пунической войны, на праздничных играх И он успешно справляется с поручением, скорее всего, переведя Потом появляются пьесы первого римского самобытного поэта Гнея Невия (около Затем пришёл комедиограф Тит Макций Плавт (около Публий Теренций Афр (около В конце В конце
Первый же каменный театр был построен в Риме Гнеем Помпеем Это был крытый театр с богатейшим внутренним убранством. В центре находился фонтан, дававший прохладу в сильную жару. В театре появился опускающийся занавес. Актёры в этом театре уже выступали без масок. До нас дошли имена двух великих актёров того времени — трагика Эзопа и комика Росшая. Император Октавиан Август В V веке нашей эры великая Римская империя не устояла перед варварами в лице германцев. Под обломками империи погиб и античный театр... Хотя, по предположению некоторых исследователей, древний театр продолжал радовать зрителей в Константинополе И возродился изменившийся театр уже в эпоху христианства в Европе из карнавальных шествий. В Италии из народного итальянского театра родилась Комедия дель арте, от итальянского — commedia dell'arte — комедия масок. Играли её импровизирующие актёры в масках. Считается, что этот театр, просуществовавший более двух веков, оказал решающее воздействие на развитие всего западноевропейского драматического театра. И актёры этого театра были первыми профессиональными актёрами. Они выступали не только по всей Италии, но и во Франции, Испании, Германии, Австрии, Англии. А в XVIII веке добрались до России. Появились и крупнейшие драматурги Уильям Шекспир, Лопе де Вега, Бен Джонсон, Расин, Вольтер и многие другие. Не менее известен и интересен и японский театр. В древности он также был обрядовым представлением с шествиями и масками. VII век даёт Японии сразу два жанра театра — «Бугаку» с масками и танцами, и «Саругаку» с пантомимой, подражаниями, фокусами, акробатикой и кукольными представлениями. Впоследствии акробатические элементы «Саругаку» вошли в театр «Но» и «Кёгэн».
Театр «Кабуки» более построен на подражании. История его весьма занимательна. Так в 1603 году в Киото появилась необыкновенная актриса — танцовщица Вообще, театр любого народа неотделим от жизни самого народа, его истории и культуры. И театр — это всегда современность. Даже если ставятся пьесы античных авторов или драматургов эпохи Возрождения, они переосмысливаются с точки зрения сегодняшнего дня. И главная цель театра — это передача всех нюансов сложного человеческого мира, перипетий его судьбы, это столкновение добра и зла, испытание характера героя и попытка передать зрителям своё понимание мира. Спектакль считается удавшимся только тогда, когда точки зрения и чувства актёров, драматургов и зрителей совпадут или хотя бы найдут точку соприкосновения, пробуждая в каждом из нас всё лучшее, что есть в душе. Думаю, что не раз и не два это случалось с каждым из нас, поэтому и Международный день театра — это наш общий праздник. Опубликовано на сайте Поле надежды (Afield.org.ua) 27 марта 2019 г. |