21 ноября
Всемирный день приветствия 21 ноября
Всемирный день телевидения 25 ноября
Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин 26 ноября
День Святого Иоанна Златоуста 29 ноября
Международный день солидарности с палестинским народом
21 ноября Гавриил, Михаил, Рафаил 22 ноября Матрена, Порфирий, Феоктист 23 ноября Родион, Эраст, Георгий, Константин 24 ноября Викентий, Виктор, Максим, Степанида, Мина 25 ноября Иван, Нил, Иван 26 ноября Герман, Никифор, Манефа 27 ноября Григорий, Филипп, Дмитрий 28 ноября Гурий 29 ноября Матвей 30 ноября Григорий, Лазарь, Никон, Михаил
Огонь факела имеет смысл, даже когда он угас; а вот проводить бесконечно длинную эстафету, передавая из рук в руки негорящий факел, бессмысленно. В. Франкл.
Дорогие читатели! Предлагаю вам рассказать о ваших собственных рецептах счастья, о счастливых моментах в вашей жизни. Ваши рассказы будут опубликованы в «Рецептах счастья».
Здравствуйте, дорогие читатели и читательницы!
По итогам опроса «Бездетная женщина — это...» наибольшее число голосов, с незначительным преимуществом, набрал ответ: «Женщина, сознательно строящая свою судьбу». Признаться, не ожидала... Не о тех речь, кто хочет, но не может иметь детей по медицинским или другим объективным обстоятельствам. Так получилось, что эта категория осталась вне поля зрения нашего опроса. Сейчас я хочу сказать несколько слов в защиту тех, кто не желает иметь детей сознательно, и тем самым реализует право свободного выбора своей судьбы. Разумеется, я не имею в виду преимущество этой позиции над противоположной — а лишь ее право на существование. А ещё лучше — на жизнь...
Первое имя, приходящее в голову в связи с обсуждаемым вопросом — француженка Симона де Бовуар, подруга жизни знаменитого Сартра. Сама философ-экзистенциалист, писательница и социальный критик, всемирную известность получила в связи со своей книгой «Второй пол», вышедшей около 55 лет назад. Менее известен написанный позднее «Старший возраст». Она была феминисткой до того, как феминизм стал серьезным движением, и она была одной из первых, кто признал пожилых людей жертвами общества, ориентированного на молодость, силу и результативность.
Симона де Бовуар считала, что в женщине заложены те же способности к проявлению свободы воли и к саморазвитию, что и в мужчине, и их подавление под предлогом реализации «естественного назначения» калечит женщину, не позволяет ей состояться в качестве полноценного человека. Описание ею процесса человеческого воспроизводства исключительно по резкости — в ее глазах этот процесс ничего не стоит мужчине и смертелен для женщины. «Претерпев насилие, самка переживает отчуждение от самой себя... в самке живет другое существо, питающееся ее субстанцией...», в то время как мужчины сражаются с природой и друг с другом, всегда находясь в поиске реализации. «Рожать и кормить — это не деятельность, это естественные функции; в них нет никакого проекта, и поэтому женщина не видит в этом повода для высокомерного утверждения своего существования; она пассивно претерпевает свою биологическую судьбу...»
Неприятие ею привычной модели женской судьбы указывают, по ее мнению, на то, каким путем должна идти женщина к своему освобождению. Она сама выбирает себе любовников, как мужчина — своих любовниц, и отказывается заводить детей (а если их заводит, сама определяет, когда и с кем).
Симона де Бовуар вовсе не критик того мира, который мужчины создали для себя, — она против того, что из этого мира женщины исключены. Она требует, чтобы женщин туда допустили. Но женщины должны заслужить быть допущенными. В то время как мужчина заслуживает этого вместе со своим телом, женщина может это сделать, только оставив свое тело позади. Эта идея, конечно же, обидна и может глубоко разочаровать. Но Симона де Бовуар уверена в том, что женщины в состоянии заслужить допуск в такой социум — как она сама его заслужила.
Проблема бездетности связана с проблемой абортов и планирования рождаемости. Наверное, любая религия, любое мистическое течение осуждают аборты, но и тут не всё так однозначно. Существует, в частности, и такой взгляд: ожидающая рождения душа выбирает подходящее тело. Ей нужна как раз та наследственность и социальный опыт, который даст ей выбранная семья. Быть может, ей понадобится побывать даже в заведении типа интерната. Выбор делают не родители, а душа, и она не может ошибиться. Каждая душа, ищущая тело, знает наверняка, что вы будете делать. Бывает, душа привязывается к ауре женщины для того, чтобы пройти через опыт отвержения...
От любимых мужчин должны рождаться дети... Да, видимо, должны. Но только в том случае, если это «должны» сказано самой женщиной. В вопросе, быть или не быть ребёнку, только она сама себе — верховный судия.
В те годы в Европе безраздельно главенствовал католицизм. Религия не просто была частью мировоззрения средневекового человека, она целиком пронизывала его жизнь. Люди действительно верили в то, что Христос мог накормить пятью хлебами несколько тысяч верующих, в трудную минуту ждали помощи от ангелов-хранителей, а при тяжелой болезни молились святым и давали обеты совершить паломничество ко Гробу Господню. И никто не считал их взгляды наивными. Критицизм как норма жизни возник гораздо позднее... Поэтому так много усилий было потрачено на создание шедевров религиозной живописи, скульптуры, архитектуры, а также ювелирного искусства. Катарина Радзиховская
От любимых мужчин должны рождаться дети. Да, да, должны! Почему? Потому что, если они от любимых, они рождаются очень красивыми. Не замечали? Вы не согласны? Вы говорите, что это трудно. Ну что Вы, если от любимых, то легко-легко! Вы боитесь, что дети ограничат Вас, заберут Вашу свободу? Это тоже не так! Наоборот, они наполнят Вашу жизнь смыслом, сделают Вас мудрее и счастливее! Это так. Вы снова не верите и говорите, что у тети Маруси все было наоборот. Поймите, ситуация тети Маруси не имеет к Вам никакого отношения! Забудьте о ней, наконец, и живите своей жизнью! Диана Исламова
Сначала мысленно представим себе один из крайних вариантов — пусть человек попробует жить в семье, руководствуясь только принципом свободы — «Хочу». Представим себе не романтическую идеализированную жизнь, какой она может представляться 16-летнему юноше, а реальную — с болезнями, трудностями, плохим самочувствием, неприятностями на работе и т. д. И вот во всех этих трудностях, которыми полна жизнь практически каждого человека, наш «герой» будет поступать только так, как ему захочется: захочет — поможет жене, не захочет — не поможет. С. А. Камионский
У каждого из нас бывают трудные периоды в жизни, когда всё наперекосяк — и на работе, и дома. Кого-то нечаянно толкнули на улице, вызвал на ковёр начальник. Копится раздражение, которое некоторые с облегчением выплескивают на окружающих близких и не близких людей. И получается «круговорот зла в природе». Виктор Мельников
В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ:
Я расскажу вам грустную историю, почему я ухожу от мужчин, да, да, я ухожу, не они меня бросают, не обоюдное согласие сторон. Я бросаю поле битвы не только если что-то не так, но и если все так, но есть ощущение, что надо уходить. Я знаю, что это звучит очень непонятно и запутанно, но это так. Просто в один прекрасный момент приходит понимание того, что что-то не так в отношениях, или то, что сами отношения как-то естественным образом сошли на нет. Это сродни трещине в чашке, которая сначала не заметна, но когда она стала причиной того, что чашка раскололась надвое, уже что-то предпринимать слишком поздно...
Подарите себе внимания больше, чем его способен подарить вам любой мужчина. Одинокая женщина может прождать всю жизнь, говоря себе: «Я бы пошла в самый лучший ресторан, если бы меня кто-нибудь туда повел» или «Я бы пошла сегодня на концерт, если бы меня кто-нибудь пригласил». И пока она ожидает этого приглашения, жизнь проходит. Именно поэтому лучше стать сторонницей менее настойчивого терпения и более активных действий, что делает для женщины период затянувшихся ожиданий не столь мучительно однообразным.
Тем из нас, кто считает, будто ожидание — наша женская судьба, хочу заметить, что наша судьба — это результат нашей активности. Человек сам определяет свою судьбу, сам творит ее своими повседневными делами; именно творит, а не послушно бредет в том направлении, куда она его «пошлет».
Яркий луч заходящего солнца
Ударяет мне прямо в лицо.
Небосвод освещён необычно,
Будто в вечность открылось окно.
Я смотрю завороженно в россыпь
Золотистых лучей в облаках
Будто кто-то намазал пастелью
Золотистый пейзаж впопыхах.
Ветер клонит верхушки деревьев
Луч последний блеснул и угас.
И исчезла дорожка — путь в вечность.
И пойду я по ней в другой раз.