[Сила слабых] [ФеминоУкраина] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [В круге света] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [Это Луганск...]
[Afield — на главную] [Архив] [Психология для жизни]


Александр Нефёдов

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОАНАЛИЗ

Литература и психоанализ      Прежде чем ответить на вопрос о том, что собой представляет психоанализ, его методы и цели, мне хотелось бы отметить его социальную значимость в странах Запада. То, что для нас является почти что экзотическим новшеством, поскольку успешно развивавшийся отечественный психоанализ был попросту «расстрелян» в 20-е — 30-е годы, там — вещь привычная. Так, скажем, в США студенты, параллельно с обучением, в течение нескольких лет проходят аналитический курс у своего терапевта. Для них это не прихоть, а жизненная необходимость. Они понимают, что для начала успешной взрослой жизни, связанной с карьерой и семьей, нужно решить внутренние конфликты детского и подросткового периода, что уподобляет анализ некоему обряду инициации. В условиях, иногда весьма безжалостных, где главенствует правило «шатающегося — подтолкни», человек с полным запасом нерешенных, отодвинутых на задний план проблем беззащитен вдвойне. По этой причине психоанализ выступает в роли существенного социального регулятора. Обществу не нужен индивид-неудачник, оно нуждается только в успешных людях.
     Однако не следует и обольщаться по поводу служения психоанализа социуму. Его открытия не делают чести человеку, как морально-нравственному существу, и тот образ, который предстает перед человеком посредством самопознания, не вписывается в общепринятый общественный стереотип.
     И тут перед индивидом открывается два пути: стать в оппозицию обществу и позицию слияния со своей природой, или стать в позицию принятия общих правил игры, которые, как показывает опыт, обеспечивают признание и успех, но с сознанием того, что общественные установки во многом лживы и зачастую несовместимы с нашим естеством. Эти особенности психоанализа сделали идеи Фрейда и его ученика Вильгельма Райха знаменем сексуальной революции в США в 60-е годы, направленной на подрыв устоев общества. Можно вспомнить в связи с этим анархизм аналитика начала 20-го столетия Отто Гросса, базировавшийся на идеях Ницше и Фрейда.
     Пожалуй, многие из вас воспринимают анализ, как средство борьбы со своими «комплексами», под которыми частенько подразумевают неуверенность в себе. В какой-то степени это верно, но в то же время это не так. Анализ — это нечто большее, чем способ разрешения бытовых и житейских неурядиц. Это процесс самопознания, ведущий свой путь через индивида к обществу, человечеству, его культуре и истории.
     Девиз, написанный над входом в святилище Апполона в Дельфах — «познай самого себя» — и использованный Сократом как базис его учения, никогда не потеряет своей актуальности. «Если земных богов не склоню, то Ахеронт я подвигну», — этот эпиграф из Вергилия Фрейд вынес на первую страницу своего «Толкования сновидений» — главной книги своей жизни. Эта фраза прекрасно передает нам внутреннюю суть психоанализа. Что есть наши комплексы, как не боги, которым мы служим помимо нашего желания? Задача анализа вовсе не в том, чтобы свергнуть богов, но в том, чтобы заставить их служить нам. От комплексов не избавляются, ибо они — такое же жизненно важные органы нашей психики, как глаза или уши для тела. В них — наше душевное богатство и индивидуальность, и в них же — то, что соединяет нас со всеми окружающими и человечеством в целом на основании общих черт.
     Как говорил Юнг, цель аналитика состоит в том, чтобы превратить бессознательные страдания и проблемы в осознанные, поэтому тот, кто видит в анализе чудесную панацею, наверняка ошибается и не учитывает того, что процесс осознания себя — не задача аналитика, а его задача. По сути, психоанализ — это самолечение, а аналитик — посредник между человеком и неизведанной частью его души. Но самопознание стоит затраченных на него усилий. Тот факт, что один аналитический сеанс в Европе обходится анализанту в 50-100 долларов, говорит сам за себя.
     Продолжение следует...

Автор Александр Нефёдов, член Восточноукраинской ассоциации психоанализа, журналист.
Контактный телефон: 8-063-241-48-92.
Александр Хайминов, психоаналитическое консультирование и психоанализ в Луганске
Контактный телефон: 8-(0642)-41-08-44; 8-097-207-30-79.


Другие статьи по теме:


НАПИШИТЕ ОТЗЫВ:
Имя:* E-mail: URL: Город, страна:
Отзыв:*



[Afield — на главную] [Архив] [Психология для жизни]
[Сила слабых] [ФеминоУкраина] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Публикации] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [В круге света] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [Это Луганск...]





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Луганский рейтинг WWWomen.ru WWWomen online!




Украинская баннерная сеть