Лилия Марченко,
бизнес-аналитик (США), автор «Уроков у Лилии»
Лилия дала развернутые ответы на вопросы анкеты.
Легко ли вам давалась учеба?
Учеба мне давалась удивительно легко. Возможно, потому, что у меня хорошая память. А потом, с детства я не любила, если хоть
что-то мне не ясно. Тогда я обкладывалась книгами и искала ответ или доставала родителей и учителей вопросами до тех пор, пока все становилось ясным и понятным. Я не стыдилась задавать глупых вопросов. По правде сказать, не любила в школе химию, и по этому предмету приходилось прикладывать усилия, так что, читая материал по химии, ловила себя на мысли, что думаю совершенно о другом. Но самое интересное, что я до сих пор могу решать задачи, и помню, как решать химические уравнения.
Что мотивировало вас учиться на отлично? Назовите основной мотив.
Мотивов, наверное, было много.
Во-первых, пример моего отца, который учился все время и учил других. Даже в свободное время он
что-то читал, делал
какие-то записи, писал статьи. Перед сложной операцией он закрывался в кабинете и, как он говорил, делал предстоящую операцию в уме. И делал ее до тех пор, пока ему казалось, что он все предусмотрел и все четко знает, как делать. Этот его прием помогает мне по сей день, и не только мне...
Во-вторых, наверное, то, о чем я сказала выше: я любила, когда я все понимаю. Если
что-то не ясно, я искала ответ.
В школе вы больше любили учиться или общаться с другими учениками?
Конечно же, общаться! Особенно в старших классах. Я не была зубрилой и не была выскочкой, у меня было много подруг и друзей. К тому же я занималась аэробикой и играла в ручной мяч.
Какие отношения были у вас с одноклассниками?
Как я уже сказала, я не была зубрилой. И не запрещала списывать контрольные работы.:)))). Это, конечно, нехорошо с моей стороны. Можно так сказать, что я была неформальным лидером, потому что я могла в споре с учителями за нашу правоту аргументированно высказываться. Сказать, что не было таких, кто меня не любил, было бы неправдой. Были и завистники, были и просто так — те, кто не любил меня без причин, хотя я уверена, что у них она была. Были и такие, кто меня не понимал. Всякое бывало, особенно ярко это выразилось в старших классах. Но в основном я была всегда в гуще событий, организовывала поездки классом в другие города на каникулах, любила устраивать вечеринки.
Какие отношения были с учителями?
Учителя в основной массе любили меня. Правда, был у меня затяжной конфликт с учительницей литературы. Он длился почти два года и разрешился с приходом другого учителя. Конфликт возник
из-за ее отношения к нам, и, в частности, ко мне.
Как-то в 8 классе я
что-то сказала на уроке, что ей не понравилось. Она сострила — вот уж ее фразу я запомнила: «Лиля, твой папа доктор, ты скажи ему, пусть он тебя хорошенько осмотрит на предмет развитости твоего ума». Возможно, она считала это остроумным. В ответ я сказала: «Вы знаете, я, наверное, попрошу папу, чтобы он записал вас на прием к специалистам в психбольнице». Можете представить, насколько серьезным был этот конфликт. В остальных же случаях учителя уважали меня и ценили мое мнение. Я участвовала в олимпиадах по математике, английскому, биологии, физике, литературе. Первых мест я не занимала, но вторые и третьи часто были моими.
Считали ли вас «правильным(-ой)»?
Вот здесь очень интересный вопрос. Правильной с чьей стороны? Со стороны учителей или учеников? Двоечников или отличников? В том плане, что я не курила, не пила, не выражалась матом, я была «правильной» для тех, кто это делал. У меня была всегда своя установка, и я умела не подстраиваться под окружение. Если мне не нравился табачный дым и алкоголь, то я не стеснялась об этом говорить. А начинать курить, пить или же ругаться площадной бранью только ради того, чтобы казаться взрослой или независимой, или эдакой крутой, я не могла — потому что это не мое. У меня были свои взгляды на взрослость и крутизну. Я никогда не была «хорошим парнем Наташкой», поэтому, наверно, я была «правильной». Я тогда еще заметила, что если на протяжении... лет ты сохраняешь свои убеждения и жизненную позицию, тебя начинают уважать даже противники. Например, гораздо большее уважение вызывают те коммунисты, которые ими были и остались по сей день. А не те, как мой преподаватель политэкономии в университете. Доставал меня вопросами: «Вам что, Лилия, советская власть не нравится?» А теперь он лидер
какого-то антикоммунистического движения. Прозрел! Или же, как смешно выглядят коммунисты под красными знаменами с иконами Христа!
Часто ли вы переходили из школы в школу?
Ни разу.
Были ли у вас трудности при выборе профессии?
Можно сказать, что были. Я просто не знала, чего я хочу. Отец советовал идти в медицинский, но запах больницы у меня вызывал жуткую депрессию. Ну не чувствовала я в себе задатков эскулапа. Правда, отец не настаивал. Потом я решила, что пойду на иняз. И все силы бросила на подготовку.
Испытывали ли вы сложности в отношениях с противоположным полом?
Смотря что назвать сложностями. Если то, что один придурок преследовал меня, не давал прохода, то да, это сложность. Правда, она разрешилась при помощи тяжелой артиллерии в лице моего старшего брата. Сложностей с противоположным полом у меня не было никогда. Поклонников было много :))).
Ваша первая школьная любовь была — счастливой.
Скажите мне, пожалуйста, а какая первая любовь несчастлива? Первая любовь, первый поцелуй — это всегда счастье. Пусть потом мы расстались. Но сейчас через годы у меня к ней только светлые и нежные чувства. И парня этого я вспоминаю с теплом в душе, хотя мы расстались. Но первая любовь — это
что-то особенное и незабываемое. Она как детство. В детстве ведь тоже были огорчения и слезы, но детство мы вспоминаем всегда со счастливой улыбкой. Я всегда вспоминаю, как на глазах у всей школы мальчик встречал меня с букетом сирени или ландышей. Мы, девчонки, посмеивались над ним, а в душе каждая из нас мечтала о таком. Я до сих пор благодарна ему за те простенькие цветы — они были от души, и принимала я их с душой! У нас
по-разному сложилась потом жизнь. Но первая любовь всегда останется первой.
Мечтали ли вы в школьные годы о собственной семье?
Ну конечно!
Повлияло ли то обстоятельство, что вы были отличником, на вашу личную жизнь в дальнейшем?
Повлияло, и причем очень положительно. Времена изменились так быстро. Если
когда-то компьютер занимал половину университетского здания и был за дверью с надписью «Посторонним вход воспрещен», то сейчас за ними не угонишься. Нужны были знания, нужна была привычка учиться. Потом я поступила на работу в иностранную фирму. Привычка учиться и большой запас знаний были в помощь. Моя карьера пошла просто семимильными шагами. Сейчас благодаря все той же привычке учится и опоре на знания я работаю
бизнес-аналитиком в крупнейшей фирме в
Нью-Йорке, имею мастерскую степень по всем Microsoft Office приложениям.
Хотелось ли вам стать похожими на своих родителей (или на одного из них)?
Да!!! Да!!!
Мне хотелось бы быть похожей и на папу, и на маму. Они у меня самые замечательные люди на этой планете. На папу — в работе, в умении ставить цель и добиваться ее. Вы бы видели его руки — от частой стерилизации кожа на них как папиросная бумага. Сколько жизней спасли его руки!
На маму — как женщина и мать. Хочу быть такой же терпимой и мудрой, как она. Хочу, чтобы со мной было так же всем тепло и уютно, как с моей мамой. Ты знаешь, нас родители не ругали, мне достаточно было одного взгляда отца, и я понимала, что я не права и сделала
что-то не так. Мама — она всегда поймет, и что бы с нами, со мной и братом, ни случилось, мы знаем, что она всегда будет с нами.
Какая у вас сейчас главная психологическая проблема?
Никаких.
Как бы вы охарактеризовали свою жизненную стратегию?
Помнишь, я писала, какой я выбрала девиз по жизни? Он не изменился. «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое» (Н. Островский).
Пытаетесь ли вы быть «отличником» и в жизни?
Да! Всегда и во всем. Знаешь, почему японцы из страны, которая в прошлом веке не знала колеса, превратилась в мощную передовую державу? Их традиционное стремление к совершенству. Так и наша жизнь! Мы пришли, чтобы сказку сделать былью — не в коммунистическом ее понимании. Бог создал нас по образу и подобию своему, то есть совершенными, но
как-то мы утратили это. И мне кажется, что вся наша земная жизнь должна быть стремлением к тому, кем мы были, то есть к совершенству.
Роль школьного отличника, по-вашему, помогает или мешает адаптироваться в дальнейшей жизни?
Роль отличника не помогает и не мешает. В этом плане помогают твои личностные качества, врожденные или приобретенные.
Какая основная мечта у вас была в школьные годы?
Не поверишь — быть
фотомоделью. :)))). Мне тоже сейчас смешно. Но самая главная мечта была — быть счастливой.
Удалось ли вам осуществить свою мечту?
Я думаю, да! Правда, дальше титула «Мисс Выпускница г. Краснодара» я не дошла. Но все остальные мечты осуществлены или в процессе. Так что я счастлива — это было моей главной мечтой...
В общем и целом, быть отличником, по-вашему:
Для меня да!!!
Уроки у Лилии
Лилия Марченко. Размышления в письмах