Ребёнок - белая ворона - afield.org.ua Дети не рождаются застенчивыми. Они рождаются общительными, любопытными и контактными, а вот застенчивыми их чаще всего делаем мы сами. 


[Сила слабых] [ФеминоУкраина] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [В круге света] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [Это Луганск...]
[Afield — на главную] [Архив] [Психология для жизни]



Полина Гавердовская

РЕБЁНОК — БЕЛАЯ ВОРОНА


Ребёнок — гений общения. Он открыт миру, тонко настроен на окружающих его людей и остро чувствителен ко всему новому. Он «пьёт» любую информацию большими глотками, ему необходимы впечатления. Он непредвзят, и обзавестись парой-тройкой новых приятелей за один поход на лесную площадку для 3-6 летнего карапуза — не проблема. И тем обиднее и тревожнее для мам и пап, если общаться у малыша отчего-то не выходит. Если он сторонится других детей, или же — если дети почему-то отвергают его.

Ребёнок-мимоза

Ребёнок - белая ворона Дети не рождаются застенчивыми. Они рождаются общительными, любопытными и контактными, а вот застенчивыми их чаще всего делаем мы сами. Иногда — не по своей воле. Такое, например, случается с болезненным ребёнком, который основное время проводит дома. Другой вариант — когда малыш растёт в дефиците общения потому, что не ходит в сад, во дворе нет сверстников, а приглашать гостей дома не принято. Во всяком случае, ситуация, когда ребёнок, выросший в доме, полном людей и детей, залезает при вашем появлении под стол — исключение.
Если вам хочется помочь чаду в общении с другими людьми, ни в коем случае не давите на него. Вместо этого просто сделайте так, чтобы в доме почаще появлялись люди. Малышу позвольте вести себя, как хочется, а гостей попросите просто не замечать маленького дикаря. Застенчивость в этом случае — возрастной этап, и через некоторое время она проходит сама собой. В какой-то момент ребёнок решится подёргать гостя за подол, похитит у него под столом левый тапок, угостит яблоком или заберётся к нему на колени. На детской площадке позвольте карапузу наблюдать за другими детьми. Не засовывайте его в самую гущу событий: природная детская общительность очень скоро пересилит робость, и чадо вольётся в игру. Всему своё время.
Не путайте застенчивость и разную потребность детей в контакте. Когда карапуз любит игры, где необходимо сосредоточение, ему нравится рисовать, лепить, он предпочитает слушать книжку вместо того, чтобы с воплем взвиваться до потолка вместе с приятелями, это не значит, что он застенчивый. Если ребёнок свободно говорит с посторонними, может внятно объяснить воспитательнице, что ему нужно, включается в групповые игры на равных с другими, когда ему этого хочется, — нет причин волноваться. Проблема в вас: вы представляете себе ребёнка, как существо, вечно кружащееся в хороводе. Ребенок же имеет право быть другим, и это прекрасно, что он уже сейчас умеет дозировать необходимое ему общение.
Помните, что «общительность» и «застенчивость» чередуются в поведении каждого ребенка спиралеобразно. Примерно на возраст двух лет приходится пик любознательности, а мамы иных трехлеток обеспокоены замкнутостью ребенка. На самом же деле то, что можно наблюдать, — не более, чем фазы развития детской личности, а не картина того, как будет выглядеть характер ребёнка «отныне и до веку». С каждым днём, месяцем, годом — ребёнок узнаёт о мире что-то новое. В какой-то момент количество переходит в качество, и от активного накопления детская психика переходит в режим «переваривания». В эти периоды малыш выглядит созерцательным, задумчивым и более неохотно идет на контакт: ему это просто не так нужно.

Фамильное зеркало

Иногда ребёнок среди других детей и правда ведёт себя не лучшим образом. Он много конфликтует, напряжён, обидчив, ревностно охраняет свои игрушки, его легко заставить плакать, и плач чаще всего переходит в громкую сцену. Сверстники начинают избегать его, потому, что общаться — «себе дороже». Дети не рождаются невротизированными. Их, к сожалению или к счастью, «делают» такими дома: мамы и папы, дедушки и бабушки, а иногда — и няни.
Чтобы понять, в чём проблема, ответьте себе на следующие вопросы: Учтите, что ваш затаённый скепсис относительно групповых детских забав ребенок ловит с воздуха, как охотничий пёс чует запах притаившейся куропатки. Насколько сильно вы сами тревожитесь? Напряжение мамы всегда передаётся ребенку: следите за собой, не боитесь ли вы большого мира? Не думаете ли постоянно о том, что малыша обидят? Как относитесь к другим детям и их мамам, не смотрите ли на них, как на подозрительных личностей, врагов народа, за которыми нужен «глаз-да-глаз»? Не кажется ли вам, что все дети на площадке — злоумышленники, которые норовят похитить ценные игрушки вашего драгоценного чада? О чём вы расспрашиваете детку при встрече, если с ним гуляла бабушка? Говорите: не обижал ли тебя кто? Не толкал ли тебя Толик? Не потерял ли ты машинку? Или: во что играли? Было весело? Что понравилось? С кем подружился? Оцените своё внутреннее отношение к другим детям во дворе, детским площадкам и общению там непредвзято. Возможно, начать нужно не с ребёнка, а с вас.
Ещё одной возможной причиной конфликтности ребёнка может быть неблагополучная или сложная ситуация в семье, и тревожность малыша может быть откликом на это. Если вы переживаете сложный период, кризис отношений с мужем, развод, если у вас родился новый малыш или вы просто сменили квартиру — всё это может влиять на ребенка. Дети обожают всё новое, но в то же самое время они — ужасные консерваторы. У малыша может нарушиться сон из-за переезда на новое место, он может отказаться отпускать маму, если ему не нравится няня, или — если у него «без предупреждения» родился младший братик. Дети бывают тревожными и нервными, если один из родителей (как правило — папа) чрезмерно строг. Тогда, появляясь по выходным, родитель «находит» малыша избалованным и за уикенд «отрабатывает» свой педагогический минимум, муштруя карапуза. А малыш, попадая в компанию других детей, «сливает» им своё напряжение. В такой ситуации поведение ребёнка со сверстниками довольно сложно корректировать, не имея в виду причину проблемы. В общении с другими детьми нужно просто поддерживать малыша, не давая ему увлечься ссорой, а дома — создать максимально щадящую атмосферу и запастись терпением.

Юный воитель

Ребёнок - белая ворона Если вам кажется, что дети отказываются играть с вашим малышом потому, что он чрезмерно крут характером, необходимо разобраться в ситуации досконально. Не опирайтесь на слова бабушки или воспитательницы. Доверяйте только собственным наблюдениям и ощущениям. Существует несколько типичных ситуаций, в которых в адрес вашего малыша может впервые прозвучать неприятное определение: «агрессивный ребенок». Ситуации эти совершенно разные, поэтому и действия ваши разнятся.

1. Проверка границ дозволенного — совершенно естественное и справедливое желание для ребёнка полутора-двух с половиной лет. Как же иначе узнать, где они, эти границы, находятся? Бывает, что в один прекрасный день ваш карапуз с ангельским лицом сажает в лужу девочку в розовом платье. Через пятнадцать минут он выпихивает из песочницы закадычного друга так, что тот летит вверх тормашками. Ещё через полчаса вы сами получаете тумака, заступившись за новых обиженных. Эксперименты могут продолжаться день, два, неделю или даже два месяца. Да, возможно, приятели начнут сторониться вашего малыша, и тем не менее, поводов для беспокойства нет. Ребёнок проверяет, что можно делать, а чего — делать никак нельзя. И ваше дело — не устраивать из произошедшего драму, а помочь ему. Чётко обозначая сей важный пункт (драться нельзя!), вы помогаете своему чаду медленно, но верно двигаться к социальной компетентности. Реагируйте сразу: быстро и однозначно. Отведите ребёнка в сторону, сделав ему замечание. Повторяйте за прогулку не больше трёх раз, если это не помогает — отправляйтесь домой. На следующий день с первого же раза напоминайте, что прогулка прекращается, как только юный воитель покушается на кого-то из приятелей. Дети после двух лет прекрасно понимают такие ультиматумы. Максима «нельзя драться» в данном случае воспринимается в контексте ситуации и звучит непротиворечиво. Пройдёт, возможно, не один год, прежде чем вам с малышом, увы, придётся погрузиться в беседу на глубокую, философскую и неоднозначную тему: «Давать ли обидчику сдачи?». К счастью, сейчас — совсем иной случай.

2. «Око — за око, зуб — за зуб» — именно так порой выглядит поведение некоторых более старших карапузов. Ребёнок делает зло в отместку: его толкнули — он толкнул в ответ, порвал картинку, ущипнул и ударил. Его поступки больше похожи не на импульсивное или исследовательское поведение, а на целенаправленную месть. Если ваш малыш в целом не злой — ваше дело лишь найти, где именно он впервые это «увидел». Обратите внимание, быть может, кто-то из родственников имеет обыкновение утешать ребенка словами вроде: «Противная коряга, давай её ломать на части!» или «Злая кусачая крапива, вырвем её!» или «Ударился? Пойдём, стукнем диван!»
С трёх-четырёхлетним малышом вы вполне можете побеседовать о философской стороне мести. Скажите: «Ты — ничем не лучше того, кто тебя обидел. Своим поведением ты лишь даёшь понять человеку, что принимаешь его язык общения, стало быть — обмен оплеухами может быть долгим. Физическая разборка — последнее дело».

3. Возможно, у вашего малыша действительно искажённый характер, и ему необходима помощь специалистов. Об этом можно говорить с определённой долей уверенности, если:

Человечек дождя

К сожалению, бывает так, что малышу и правда сложно устанавливать контакт с окружающим миром. Подобных детей отличает ряд тесно связанных между собой особенностей, и, наблюдая, невозможно понять, не хочет или не может ребёнок общаться. Такие дети не любят лишних прикосновений, шумных мест и яркого света. Родители жалуются на то, что маленький человечек стремится уйти от контакта, не хочет играть и даже отказывается разговаривать. Чем больше вы пытаетесь навязать ему своё общество, тем сильнее он сопротивляется, а оставив малыша в покое, вы видите, что он доволен собой. Такие дети ведут себя своеобразно с самого младенчества. Они редко улыбаются и не машут ручками и ножками от радости, завидев наклонившуюся над кроваткой маму. Позже они не питают, подобно другим детям, слабости к ярким и весёлым игрушкам, а предпочитают молча и подолгу играть с водой, песком, или со странными предметами вроде верёвочек, тряпочек или чёток. Нередко их отличает скудная мимика и своеобразные, как бы манерные интонации речи. Близким может казаться, что малыш не обращает внимания на происходящее и полностью погружен в свой мир, полный странных фантазий, что зачастую так и есть. Однако, порой по косвенным признакам родители догадываются, что ребёнок слышит разговоры, многое запоминает и понимает по-своему. Таких особенных детей психологи называют аутичными, и им — больше, чем кому бы то ни было — необходим особенный подход и своевременно оказанная психологическая помощь. Особенно, если учесть, что аутичные дети зачастую бывают одарены (музыкально, технически, математически), и специалисты способны помочь им развить свой дар в полной мере.

Маленький принц

Ребёнок - белая ворона Трудно поверить, что именно вы стали родителями гениального отпрыска, но ведь и такое случается! Одарённые дети зачастую доставляют своим папам и мамам немало хлопот, и жить с ними порой непросто. Присмотритесь повнимательнее к своему малышу: возможно, ему трудно наладить контакт со сверстниками из-за того, что они не отвечают его ожиданиям, и ему с ними просто-напросто неинтересно. В раннем возрасте, когда незаурядные способности вашего ребенка завуалированы его детской непоседливостью и шалостями, вы можете заметить, что он одарён, опираясь на следующие признаки: Одарённые дети требуют к себе особого подхода. Необходимо уважительно и чутко относиться к творческому поиску юного гения. Ему необходимы время, место и условия для своих занятий. Не пытайтесь отмолчаться, когда дитё бомбардирует вас разнообразными вопросами, а при необходимости — ищите ответ в энциклопедии или специальной литературе. Старайтесь своевременно утолять познавательный голод малыша, обеспечивая ему область для приложения своих сил. Если у ребёнка действительно есть нетривиальные способности в какой-либо области, компания обычных ровесников ему, вероятно, не годится. Он чувствует отчуждение, а дети реагируют на это недоброжелательно. Горка и качели, возможно, вызывают у него тоску или недоумение, и малыш может заполучить ярлык чудака, расплачиваясь за то, что ему необходимо общение на совсем ином уровне. Такого ребёнка совершенно необходимо поместить в адекватную его запросам среду, подобрав соответствующее детское или учебное заведение. Если малыш будет лишен общения с друзьями, похожими на него, ему ничего не останется, как довольствоваться компанией взрослых. А именно таким способом и воспитывают «белых ворон».

Сайт Полины Гавердовской

В качестве иллюстраций использованы художественные работы автора.
Все работы можно посмотреть здесь.



НАПИШИТЕ ОТЗЫВ:
Имя:* E-mail: URL: Город, страна:
Отзыв:*





[Afield — на главную] [Архив] [Психология для жизни]
[Сила слабых] [ФеминоУкраина] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Публикации] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [В круге света] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [Это Луганск...]



return_links(3); ?>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Луганский рейтинг WWWomen.ru WWWomen online!

return_links(4); ?>


Украинская баннерная сеть
return_links(); ?>