Людмила Щербина НЕ КОРРИГИРУЙТЕ МЕНЯ, ПОЖАЛУЙСТА!
За свою профессиональную жизнь мне приходилось сотни раз слышать словосочетание «психокоррекция личности». В очередной раз слушая, как именитый психолог или студент озвучивает это общеупотребимое в психологических кругах понимание помощи человеку, я внутренне съёживаюсь и напрягаюсь. Всему виной мои мировоззренческие фильтры — они уценивают информацию о необходимости корригировать личность, воздействовать на неё по своему разумению. ![]() История возникновения
Для того чтобы разобраться в вопросе, мне пришлось перерыть гору литературы, послушать и почитать мнения людей, которые для меня являются авторитетами в данной области. Думаю, что смысл этих моих стараний и стремлений вовсе не надуманный, поскольку цена вопроса — улучшение качества жизни (во всяком случае, психологической её составляющей) людей, которые обращаются за помощью. ![]() Выскажу крамольное предположение: возможно, введение этого термина отражает социальную ситуацию той эпохи в целом, с присущими ей идеологическими установками. Вплоть до Бытие определяет терминологию
Граждане Великобритании, например, имеют возможность получать психологическую помощь трёх видов. Во-первых, это guidance (букв. «руководство») — консультирование по результатам психологической диагностики или информирование клиента по специальным вопросам, например, выбор профессии, тип школы ![]() В-третьих — психотерапия, которая имеет дело с наиболее сложными и глубокими личностными проблемами, требует более длительной помощи и более виртуозного владения знаниями и умениями. Проводит её психотерапевт, который является, как вы понимаете, наиболее обученным из всех трёх разновидностей специалистов. При этом собственно психологическое консультирование и психотерапия используют одни и те же теории, этические принципы, техники Как видим, в старой доброй Англии до психокоррекции не додумались. А большинство украинских и российских психологов и сегодня гордо несут знамя Психокоррекции, поднятое в прошлом столетии. Трудно сказать, насколько точно соответствует содержание их услуг именованию, но следует заметить, что связь между «вещью и именем», как говорят философы, очень тесная, её нельзя недооценивать. Радует в этой связи одно обстоятельство: несут это знамя не все. Некоторые известные специалисты предпочитают обходиться без термина «психокоррекция» в обозначении вариантов (уровней) психологической помощи человеку. Ещё больше радует то, что некоторые из них даже предлагают другие варианты и названий, и содержания помощи. Среди них — российский психотерапевт А. Ф. Бондаренко ставит вопрос: «Существует ли и какова, если существует, отечественная, собственно русская традиция в психотерапии — не российская, а именно русская, синтезировавшая и интегрировавшая в себе весь ареал восточнославянской византийской социокультурной матрицы общественного сознания?» Личность прежде всего![]() В. Ю. Завьялов замечает, что в этом смысле христианство нужно понимать как личностную религию, а Христа — как первое и полное личностное самоопределение. Слова Христа о том, что он не подчиняется законам, а только любви, — это и есть «личностный подход» к себе самому, самоощущение себя целостной личностью, которая не есть часть В. Ю. Завьялов предлагает такое краткое определение особенностей русского персонализма: «личность перед Богом и в богообщении». Поясняя, он отмечает: «Перед Божественным ликом человек готов на самые смелые поступки, готов к самопожертвованию, подвигу, готов преступить через собственный эгоизм и уничтожить индивидуальность. Перед лицом дьявола, наоборот, готов показать всю низость рода человеческого. И всё это — один и тот же человек!» Консультант с таким мировоззрением принимает клиента, в первую очередь, как личность (пресловутое «безусловное принятие»). У такого психолога отсутствует исходная установка научного изучения личности клиента. Поэтому он в оказании психологической помощи ориентирован не на результаты тестов или на теории личности (которые указывают на состояние частей, но не целого), а на понимание человека в «умном» общении с ним. Если консультант обучен мыслить и понимать знаки и символы личности, он поможет «размыслить» клиенту любой трудный вопрос жизни. Его усилия направлены не на сопоставление симптомов с теорией, а на распознание смысла того, что происходит с клиентом, и нахождение гармоничных способов решений противоречий. ![]() По этой причине Как точно отмечает А ведь именно христианский персонализм лежит в основе восточнославянской ментальности. Наиболее важными её факторами являются логическая последовательность, ценность познания как деятельности, власти и независимости, безусловная нравственная ценность любви и долг как божественная сущность человека. Поэтому многие «обкатанные» на Западе техники не На что можно рассчитывать, сея в почву, сдобренную ценностями безусловной любви и долга, семена в виде идей о приоритетном значении сексуальности в жизни человека или о необходимости индивидуалистичной по своей природе свободы от всех и всего? В персоналистическом мировоззрении человек как личность действительно свободен, но он свободен выбирать или отвергать и саму свободу во имя Получается, что необходимо преодолеть все как внешние, так и внутренние искривления в понимании сущности психологической помощи. Внешние — чуждые нашему менталитету идеи и ценности, и внутренние — идеи и ценности, которые то ли по недоразумению, то ли по недомыслию вошли в психологический обиход. Вы, наверное, уже поняли. Это я всё о той же психокоррекции. Она никак не вяжется с персонализмом и противоречит теории помощи. Ведь помощь — это не исправление умным глупого или учёным неучёного. Это действия помогающего, которые укрепляют (от слова «мощь») того, кому помощь нужна. А может, время изменений уже наступило? И совсем скоро психологи начнут помогать, а не корригировать, а клиенты — получать «сродную» их менталитету помощь, а не исправляться. Жизнь покажет. 1. Бондаренко А. Ф. Понятийный тезаурус этического персонализма как русской традиции в психотерапии // Журнал практикующего психолога. — 2005. — В. 11. — 2. Завьялов В. Ю. Теории личности, персонология и персонализм. www.dianalyz.ru. Статья с сайта фестиваля «Анима». ![]() |
НАПИШИТЕ ОТЗЫВ: |
| |
Имя: * | ||
E-mail: | ||
URL: | ||
Город, страна: | ||
Отзыв: * |
|