Древний Египет
|
Египет по праву считается родиной льна. Природные условия
долины Нила способствовали разведению этого растения. Египетские ткани
были широко известны и экспортировались в Сирию и Месопотамию. Мастерство
египетских ткачей достигло высокого совершенства. О внешнем виде и
свойствах древнеегипетского льна позволяют судить образцы ткани,
сохранившиеся до наших дней.
Все это стало возможным благодаря усовершенствованию ручного ткацкого станка, которое значительно ускорило темп работы ткача и позволило намного повысить качество ткани по сравнению с первобытными временами. Были созданы основные элементы ручного ткачества — рама, товарный вал, ремизный аппарат, батан с бердом и примитивный челнок.
Около 2000 лет
Фактура полотна была разнообразной. Особенно эффектной была ткань в период Нового царства: сеткообразная, затканная блестящими бусинками, золотом, украшенная вышивкой.
|
В Древнем царстве основной одеждой мужчин была набедренная повязка различной длины. Называлась она схенти. На талии схенти поддерживалась тонким ремешком или лентой со спущенными концами, роскошно декорированной, завязанной спереди в центре талии. Вместе с набедренной повязкой, а иногда и без нее, египтяне носили узкий треугольный передник различной длины и ширины.
Одежда женщин состояла из куска материи, обертывавшего фигуру от щиколоток до груди и поддерживаемого одной или двумя бретелями. Эта одежда называлась калазирис и по форме была одинаковой и для царицы, и для рабыни. Сословное различие в одежде выражалось лишь в качестве ткани.
В период Среднего царства форма одежды египтян усложняется, объем ее увеличивается за счет нескольких одновременно надеваемых одежд. Мужской костюм состоял из нескольких тонких схенти, которые надевались один на другой.
Женская одежда особых изменений не претерпела, лишь в одежде знати богаче становятся украшения. Композиция одежды строится на сочетании смуглой кожи, просвечивающей сквозь красивую тончайшую ткань, с круглым накладным воротником — оплечьем, который богато украшали стеклянными бусами и драгоценными камнями.
Новое царство характеризуется дальнейшим усилением классовых различий в одежде, усложненностью форм костюма знати, применением тонких дорогих тканей разнообразных расцветок и фактур, золотых и эмалевых украшений, обилием плиссировок, располагающихся нередко по всей поверхности костюма. Человек в такой одежде кажется спеленатым. Из покоренной Сирии в Египет приходит новая форма женского и мужского нарамника. Это накладная длинная одежда, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотнища ткани с прорезом для головы, сшитого по бокам до линии проймы.
Древний Шумер
Шумерские памятники сохранили для нас тип самой древней
мужской одежды, так называемой каунакес (kaunakes), который
непосредственно пришел на смену коже животных. Самые древние каунакес
имитировали мех, напоминая его длинными тканными волосами. Любовь к меху
сохранилась и в позднейшей одежде ассирийцев, которые культивировали
примитивную одежду шумеров. Их плащи, украшенные шарфами и накидками,
первоначально также были отделаны мехом, который впоследствии стали
заменять напоминающей его бахромой. У каунакеса был целый ряд
«последователей». Набедренные покрывала из меха очень долго сохранялись в
церковном обряде, вплоть до средневековья, а бахрома до сих пор
используется в обязательном молитвенном еврейском туалете — покрывале.
Одежда ассирийцев во многом более примитивна, нежели одежда египтян. У неё
другой покрой, она не так прилегает, как египетское платье, её отделка
больше связана с наследием прошлого. На настенной живописи и рельефах чаще
всего ясно виден только верхний плащ — слабо прилегающий, с короткими
рукавами до локтя. Он достигал обычно до половины икр (у женщин он бывал и
длиннее), часто его подпоясывали плетеным пояском. Длина плаща и его
украшения зависели от общественного положения лица. Высшие слои носили
плащи длинные, по самую щиколотку, плащи богов и правителей были украшены
широким поясом и бахромой. Низшие общественные слои и воины носили
короткий и менее украшенный плащ. Разделение одежды по длине носит чисто
функциональный характер и уже в древности отделяет трудящиеся классы,
которым нужна «целевая» одежда, от высших общественных слоев, которые на
одежду смотрят, в первую очередь, с точки зрения эстетики и престижа. Как
видно из египетской настенной живописи, ассирийцы с древнейших времен
имели частые связи с Египтом. На них изображены более коренастые фигуры
ассирийцев в одежде, которую даже нельзя сравнить с изящным и элегантным
египетским платьем. Ассирийцы уделяли большое внимание оформлению головы,
а именно — прическе, усам, бороде и бакенбардам. Смысл художественного
орнамента выражался именно в их стилизации. Правители носили длинные
волосы, часто собранные в пучок, которые украшались вплетенными золотыми
нитями. Они отращивали бороду и усы. Усы над верхней губой тщательно
завивали, а волосы на подбородке подстригали до определенной длины и
поочередно заплетали их в косички. (Низшие слои носили неухоженные более
короткие бороды.) Известно, что уже в XIII веке
Древний Рим
|
Ткани в Древнем Риме, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. Римский ткацкий станок был гораздо примитивнее древнеегипетского, однако Рим внес свой вклад в технику ткачества, создав рациональную конструкцию челнока. Нить утка наматывалась на цевку, которую для предохранения утка от преждевременного разматывания и запутывания в основе стали вкладывать в особую коробку, заостренную на концах (для удобства прокладки в нитях основы). Цевка была очень легкой и делалась из камыша. Один конец намотанного на цевку утка пропускали через боковое отверстие коробки. При прокидывании утка цевка вращалась в коробке, отматывая часть нити определенной длины. Подобная конструкция без особых изменений сохранилась до наших дней.
В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые становились все более популярными.
Туника и тога — основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт.
Рубахоподобная туника служила древнему римлянину повседневной домашней одеждой. Она уже не была простым куском ткани, в который драпировали тело. Сшитая из двух полотнищ, туника закрывала оба плеча, а надевалась через голову и сначала имела лишь боковые проймы для рук. Потом у нее появились короткие по локоть рукава, которые не вшивались, а образовывались складками ткани; их долго считали признаком щегольства и изнеженности.
Воротника у туники не было — вся античная одежда была лишена воротников, в них не ощущали нужды и потому, быть может, тогда не изобрели. Длинную до колен тунику подпоясывали. Это нехитрое, на наш сегодняшний взгляд, изделие наделялось древними римлянами иерархическими символами. Каждый должен был знать свое место, и туника тоже не могла оставлять никаких сомнений на этот счет. Сенатор облачался в тунику с широкой пурпурной полосой (clavi). Называлась такая туника tunica laticlavia. Всадники и трибуны из плебеев могли позволить себе лишь узкие пурпурные полосы на тунике — angusticlavia. Солдатской тунике предписывалось быть короче гражданской.
У римлян бытовало выражение populas tunicatus, то есть «носящий тунику» (без тоги), иначе «простонародье», «рубашечники» (tunicati). Простонародная туника была короткой и темной (tunica pulla). В римском сенате одно время обсуждалось предложение ввести для всех рабов одинаковые туники, что, как казалось законодателям, облегчило бы поимку беглецов. Но восторжествовала осмотрительность: сенаторы рассудили здраво — такая одежда лишь укрепила бы чувство солидарности и единения среди рабов, а между тем угроза восстания становилась все более реальной.
|
Древние римляне называли себя gens togata — «людьми в тоге». Тога — одежда этрусского происхождения, в буквальном переводе означает «покрытие». Представляла собой кусок материала, как правило, из белой шерсти, который носили как плащ. Ни рабы, ни чужеземцы, ни ссыльные не имели права носить тогу.
Но тога была не только выражением римской принадлежности.
Она означала и мирную жизнь (римляне говорили: cedant arma togae — «оружие
уступит место тоге»);
Юноша в шестнадцать лет надевал мужскую тогу (toga virieis). Дети полноправных римлян и высшие сановники носили тогу с пурпурной каймой (toga praetexta), претендент на высшую должность получал право на белоснежную тогу (toga candida, откуда произошло слово «кандидат»), по идее им мог быть человек с незапятнанной репутацией. Консульскую тогу (toga palmeta) украшали пальмовым узором; триумфатор облекался в расшитую тогу (toga picta). Императорской тоге надлежало быть пурпурной (toga purpurea).
По случаю траура надевали серую тогу (toga pullа). В серую тогу облачался обвиняемый. Несправедливо обвиненный демонстрировал свою запачканную тогу, чтобы вызвать общественное сочувствие.
Тога была одеждой дорогой и торжественной. Ее надевали,
когда отправлялись в цирк и театр, в суд или на встречу триумфатора. Под
тогу надевали тунику и подобие фартука, в
Поначалу тога была небольшой. Но с ростом социальных претензий древних римлян росли и размеры тоги: в конце концов, длина ее достигла пяти с половиной, а ширина трех с половиной метров. Тога обязывала к неторопливым движениям и величественной осанке, иначе это сложное сооружение могло просто развалиться. В императорском Риме высокое положение приводило к содержанию штата слуг, которым поручалась забота об одежде знатного лица. Среди обслуги императора значились: ведающий триумфальной белой одеждой императора, ведающий его охотничьей одеждой, театральный портной. Как правило, все эти люди были вольноотпущенниками.
Знатные римские матроны на тунику надевали столу (stola),
как правило, имевшую рукава. Столой называли и самих римских матрон.
Куртизанкам запрещалось надевать столу, ибо это была одежда «честных»
женщин; куртизанки носили мужскую тогу. Поверх столы носили паллу (palla) — широкий и длинный плащ, в
Древняя Греция
|
Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные
ткани из шерсти, а с IV века
До
Ткали же ткани ручным способом на вертикальном станке шириной до двух метров. В Древней Греции появились многоремизные ткацкие станки для выработки узорчатых тканей.
В Древней Греции были распространены ткани с рисунком,
которые в классический период
Мужская одежда состояла из двух частей: хитона и гиматия.
Хитон носили уже в
Самой распространенной верхней одеждой был гиматий — прямоугольный кусок шерстяной ткани размером Источник: http://www.ancient.ru