Томирис - afield.org.ua Имя царицы Томирис стало легендой. Но какой? Жестокой и кровавой легендой, в которой царица массагетов предстает перед нами грозной воительницей. В которой она, правительница, разгадывает замыслы царя персов Кира и жестоко, публично расправляется с ним. 


[Сила слабых] [ФеминоУкраина] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Наши публикации] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [В круге света] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [Это Луганск...]
[Afield — на главную] [Архив] [Душа Мира]


Томирис

ЛЕГЕНДА ЛЖЕТ!

Имя царицы Томирис стало легендой. Но какой?
Жестокой и кровавой легендой, в которой царица массагетов предстает перед нами грозной воительницей. В которой она, правительница, разгадывает замыслы царя персов Кира и жестоко, публично расправляется с ним.
Об этом пишут сухие учебники истории. Об этом знают простые люди, если спросить их: «А что вызывает в вашей памяти это имя — Томирис?»

Мало того — даже художественные экранизации, многие балетные постановки знаменитых событий прошлого не говорят правды, все они только лишь построены на единственном историческом эпизоде, самом «популярном» из насыщенной не менее удивительными событиями жизни Томирис.
Вы знаете этот эпизод. Вот он, вкратце:

Томирис В очередном удачном сражении персидский царь Кир нанес сокрушительное поражение сакским племенам. Поверженное племя потеряло своего вождя, Рустама, которого они, по преданию, называли «Белым Вождем». На трон саков садится Томирис.
Царя Кира поражает рассказ о царице, вдове Томирис... Женщине, о чьей красоте ходила молва, соединившей в себе силу и женственность, мудрость и верность, любимице всего народа саков.
И Кир, поняв, что это необыкновенная женщина, посылает богатые дары — как будто прося руки Томирис, и корону — знак того, что предлагает разделить с ним царствование, на самом деле имея намерение легко захватить ее землю.
Но Томирис угадывает за подарками хитрый замысел и отвечает так:
«Тебе нужна моя земля, но не я. У тебя достаточно без меня красивых наложниц». И после этого он со своим многотысячным войском вторгся на ее землю — прикаспийские степи Средней Азии. Несколько дней Кир шел по чужой земле, не встречая ни одного противника. Тогда он остановился, раскинул в степи шатры, разбил лагерь и оставил в нем часть своего войска — старых, слабых и больных. В шатрах он накрыл столы яствами и винами... А сам с основным войском скрылся невдалеке. Войско Томирис напало на лагерь и перебило больных и слабых воинов Кира. И, празднуя легкую победу, саки воздали должное столам в шатрах. Кир напал на них, пьяных, и легко перебил войско.
Томирис была в страшном гневе, узнав от послов Кира, как он разделался с ее воинами. Через своих послов она передала Киру: «Кровожадный! Кир, не кичись своим подвигом! Ты коварностью одолел моего сына, а не силой оружия в честном бою. Послушай меня: уходи из моей земли. Если не сделаешь так, клянусь тебе Богом Солнца — я, действительно, напою тебя кровью, как бы ненасытен ты ни был!»
И скоро состоялась жестокая и страшная битва, какой не помнил даже сам Кир!
Лишь к вечеру стало видно преимущество массагетов (саков), и персы были разбиты. Мертвый царь Кир был обезглавлен, а его голову Томирис ритуально бросила при всем народе саков в бурдюк с кровью со словами: «Ты жаждал крови? Так пей, пей досыта!»

Вся легенда.
Но это неверно!
Все представлено так, что... явной ошибки в датах и последовательности событий как бы и нет, а в целом, многократное изложение этой истории оставляет просто извращенное представление о Томирис.
Какая-то ошибка в дате, по большому счету, даже не самое страшное... Страшнее, что личность человека утеряна, почти изолгана! История ведь не только из фактов состоит, она должна, в первую очередь, показывать жизни, судьбы людей, удивительных характеров прошлого.
Имя Томирис — история исковеркала.
Невозможно полностью сейчас рассказать, как именно, отчего все произошло ТАК, отчего история не желает предоставлять современникам некоторые подробности из жизни Томирис. Некоторые ее поступки, может быть, на самом деле, не нужно рассказывать детям в школе...
Такие вещи, наверное, понимаются позже, зрелыми, проницательными людьми. И не умом даже, а сердцем.

Но... попробуем хотя бы немножко разорвать холст картины, на которую смотрят современники, полагая, что это они видят царицу Томирис. Разорвать лживый портрет так, чтобы хотя бы немножко проглянула из-за него настоящая, истинная Томирис.

Ведь лгут даже ее портреты!
Вы видели эти изображения. Пусть это будет

Ложь первая.

На них с царственной осанкой, величественная женщина — да, это верно. Статная, как говорят, «в теле», даже полная по современным меркам...
А вот это совершенно не так. Томирис с детства была маленькой, ловкой, быстрой. И взрослая она всегда была довольно худенькой, тонкой, стройной! Цитата из романа Б. Джандарбекова: «...а всадница была действительно хороша! Тонкую, гибкую талию стягивал широкий кожаный пояс...»

Ложь вторая.

«Копна иссиня — черных волос...»
Кто знает, что Томирис была блондинкой?
Да-да, настоящей, «золотой» блондинкой!
«Из-под шлема выбивались распущенные волосы, и трудно было решить, чей блеск ярче — бронзового шлема или золотой россыпи волос...»
Ни одного темного волоска не было на ее голове! Её любимый конь — да. Был цвета воронова крыла... царица же была блондинкой! Вот это неточность!
Маленькая такая неточность...

Ложь третья.

«Мужественная, сильная, она в рукопашной схватке с мужчиной одерживала верх...»
Томирис Никогда Томирис этого не делала. Она прекрасно понимала, что проиграет в любой такой схватке (сегодня это обычно называется «весовой категорией»). Но она превосходно владела мечом. И только так — на мечах вступала в бои с воинами — их грубую силу побеждала ее ловкость. Обучал Томирис ее отец, с малых лет, который был ей и матерью тоже — настоящая мать умерла, когда царица была младенцем.
Эпизод из романа: «Детство ее прошло под звон мечей. Сколько раз ей приходилось спасаться от погони на бешено скачущем коне, прижимаясь хрупким тельцем к отцу и слушая гулкие удары его сердца! Пятилетней девочкой она влезала на самую необъезженную лошадь и, вцепившись, как клещ, в гриву, мчалась на безумном коне по степи. В шесть лет взяла в руки тяжелый акинак (короткий меч саков, персов — прим. ред.). Отец шутя схватился с ней на клинках, но тут же, отбросив меч, с хохотом повалился на кошму. Слишком комично выглядело на крохотном личике свирепое выражение — нахмуренные бровки и сверкающие яростью глазенки. Он изнемогал, а Томирис стояла в растерянности, гнев сменился обидой, из глаз потекли слезы...
А через четыре года ему пришлось уже всерьез отбиваться от лихих наскоков дочери».

Ложь четвертая, самая главная ложь.

Она связана с легендарным эпизодом, когда Томирис бросает голову Кира в мешок с кровью, громко, чтобы все слышали, говоря ему «Пей досыта!»
Этому эпизоду предшествует огромная интрига, которая заплелась вокруг Томирис. Попробуем кратко, только лишь «расставить акценты» так, чтобы стал действительно понятным читателю кровавый эпизод с головой царя персов.

Томирис Мужем Томирис был Рустам, могучий богатырь, знаменитый огромной силой, «...огромный, на вид медлительный и даже неповоротливый, он преображался в состязаниях. Шутя, бросал на лопатки сильнейших массагетских богатырей». Но Томирис все же до последнего сомневалась в своем выборе... «...Ее покорили его невероятная сила, исполинский рост, но словно вырубленное из камня лицо с упрямыми скулами, резкая и глубокая черта между густых бровей, диковатый взгляд жгуче-черных глаз отпугивали ее...» Но однажды она увидела, как Рустам улыбается — по-детски и открыто... и Томирис решилась. Следом за свадьбой — угас отец Томирис, который был ей и матерью, и другом, и подругой, и наставником...
«Одна...» — пронзило грудь Томирис... Рустам не смог возместить ей утрату. Томирис с каждым днем охладевала к нему — слишком разными были они. «Рожденный для битв, этот бог войны в обыденной жизни превращался в простого смертного...» И жил так, как энергичная и трудолюбивая Томирис не могла и не хотела: «Рустам любил пирушки, на которых под восторженный рев дружков-бражников съедал в один присест упитанного барашка, запивая его бесчисленными бурдюками кумыса или бузы... Досуг проводил на охоте...»
Это и своенравное поведение Рустама в делах, связанных с властью, в конце концов привело к совершенному отчуждению супругов: «Оборвалась последняя нить. Рустам стал чужим для Томирис...»
И как-то... «Томирис провела бессонную ночь. На рассвете вышла из юрты, легко прыгнула на коня, поводья которого держал жгуче красивый молодой телохранитель. „Кажется, его зовут Бахтияр...“ — подумала царица. И позже между ними разгорелась любовь, такая, на которую способна лишь женщина сильная, страстная, пылкая, не боявшаяся почти ничего на свете. Но... это Томирис — любила ТАК. Бахтияр обожал и боготворил ее вначале, а позже... может быть, даже любя ее, но какой-то понятной ему одному любовью... он предал Томирис. Предал жестоко, случился сговор между верхушкой племен, Бахтияра властители просто использовали, как инструмент, как мужчину, на поводу у которого пойдет влюбленная Томирис. Бахтияра так хитро взяли в оборот, что у него, собственно, и выбора-то не было. Но не было и духа, чтобы признаться Томирис во всем.
Узнала она о предательстве от воина Фарнака, который, чтобы рассказать царице об этом, окровавленный, полз много дней к её шатру по степи, усеянной телами после битвы с Киром. Прошептал ей весть о предательстве и умер.
Уничтоженная этой вестью, Томирис безвольно сидела в шатре... она понимала, все понимала... и сердце ныло — прости, прости... „Но как? Царица массагетов! Не ты ли билась за единство племен? Сколько людей погибло за тебя!“ И она вышла к начальнику охраны.
„Поставь у шатра надежных людей. Как крикну „Предатель!“, врывайтесь и хватайте человека, который будет со мной“.
И с невидящими, полными слёз глазами побрела обратно в шатер. Тяжело переступила порог, опустилась на тахту и окаменела.
Вздрогнула же, услышав знакомый топот коня — как не узнать! Ведь это её любимый вороной конь, быстрый как ветер и подаренный ему, Бахтияру.
Бахтияр ворвался шумный, радостный, в руках он держал отрубленную голову.
— Любовь моя! Вот он, твой враг! Повелитель вселенной — побежденный моей повелительницей, моей Томирис!
Отбросив голову, раскинув руки, направился к ней. Большие черные глаза в густых ресницах, сверкали, иссиня-черные волосы волнами, по последней моде, спадали на плечи... Томирис рванулась к нему, со стоном прильнула и застыла. Бахтияр нежно гладил ей плечи... Но Томирис... пришла в себя и отпрянула, сильно, со стоном оттолкнула от себя и крикнула, срываясь: „Предатель!“
В шатер, не мешкая, ворвалась охрана, воины скрутили Бахтияра.
Царица стояла прямая и строгая, жадно вглядываясь в его лицо, словно запоминая навсегда каждую черточку. Она видела недоумение, затем испуг, а следом — смертельную бледность, залившую любимое лицо...
— Что прикажешь с ним делать, царица? — вполголоса спросил начальник охраны Фархад. Томирис откашлялась. Боялась, что будет дрожать голос:
— Отрубите ему голову, — голос звучал ровно —. И слейте кровь в кожаный мешок, ни пролив ни капли. Слышите? Ни капли! — голос царицы зазвучал угрозой. — Тем двум.. Кабусу и Хусрау, тоже отрубите... Пусть кровь трех предателей смешается. Иди! Постой... найди мне останки Рустама... а теперь иди!
Томирис Когда воины с пленником ушли, силы покинули Томирис, она упала ничком и безудержно зарыдала. Вошла Содиа, присела на корточки и начала молча гладить голову царицы. Вдруг у нее перехватило дыхание — золотистую копну волос пронизывали пряди предательского серебра».
И только после этого случился легендарный эпизод на кургане.
Но... совсем не с чувством собственного превосходства над Киром сделала это Томирис. Совсем не с удовлетворением, совсем не теша себя победой над ним... Тихо вот что сказала она голове Кира: «Ты был грозным врагом, поистине, повелителем мира. Я отдам тебе, достойному противнику, самое дорогое — кровь любимого».
И только после этого она сделала следующее:
«И, подняв высоко голову Кира, Томирис взяла в руки кожаный мешок.
— Массагеты! — крикнула она всему массагетскому войску, выстроившемуся вокруг высокого кургана.
— Ваша царица держит свое слово! Ты жаждал крови, царь персов, так пей теперь досыта!
И Томирис опустила голову Кира в кожаный мешок».

Подготовил Аль Крысёв.

Иллюстрации — работы Валерия Юрьева, Гульмиры Тельгозиевой и других.

Аль Крысёв. Кровь на клавишах



Jun 30 2005
Имя: Наталия Антонова   Город, страна: Самара, Россия
Отзыв:
Прочла на одном дыхании. Это великолепно! Спасибо вам!


Jul 02 2005
Имя: Игорь   Город, страна: Киргизия
Отзыв:
Ничего нового в этом нет просто надо было учить историю по Советскому учебнику за 5 класс!!!!


Jul 16 2005
Имя: Аль Крысёв   Город, страна: Петербург
Отзыв:
Всем спасибо за отзывы.

Госпоже Антоновой отдельный глубокий респект, и ("как художник художнику"): как благодарят азиаты? Руку к сердцу они прикладывают. Вот.

Господину Игорю: респект как знатоку истории по советскому учебнику :)
Хорошо если б авторы текстовых и визуальных воплощений царицы были также как и Вы - в курсе.
С уважением, автор.


Sep 08 2005
Имя: Алтынай   Город, страна: Казакстан.Уральск
Отзыв:
ВЕЛИКОЛЕПНО!ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОЧЕНЬ ПОМОГЛА МНЕ!Я ВОСХИЩЕНА АВТОРОМ ЭТОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ!ПУСТЬ ТРУДЫ ЕГО НЕ БУДУТ ЗАБЫТЫ.КАК И ИСТОРИЯ О ОТВАЖНОЙ ТОМИРИС!


Sep 23 2005
Имя: Акскл   Город, страна: США
Отзыв:
Павел Степанович Назаров. Русский, родился в Оренбурге, с детства знал казахский язык и казахский традиционный образ жизни, высокообразованный человек, закончил МГУ в царские времена, боролся с большевиками в Туркестане, затем скрывался у казахов, узбеков, кыргызов, бежал в Китай, оттуда на Запад. http://www.us.oup.com/us/catalog/general/subject/HistoryWorld/Asian/~~/dmlldz11c2EmY2k9MDE5MjgwMzY4OQ==# Эту книгу можно купить недорого на www.hamiltonbook.com Paul Nazaroff \"Hunted Through Central Asia\" Oxford University Press 1993 First published 1932 с.286-288 На бескрайних просторах Азии, где рассеяны кочующие казахи, их образ жизни и их своеобразная культура развивались сквозь тысячилетия существования в открытой степи, и были едиными и в пространстве и во времени. Эти кочевники свободно передвигались по равнинам по своей собственной воле, и так же как в открытом море, казахам ничто не препятствовало перемещаться от Тянь-Шаня в степи Сибири, Урала или Волги, кроме, разумеется, сегодняшнего большевистского правительства. Эта свобода и мобильность кочевников степи выработали их своеобразную культуру, характер и образ жизни, и сыграли очень важную роль в истории Азии, которая еще как следует не оценена историками и недостаточно ими изучена. Она глубоко повлияла на судьбу России, и даже Западная Европа, без сомнения, не избежала ее влияния. Жгучие пески Египта, долины Месопотамии и Палестины (мириады всадников Гога и Магога) и Индии, и долины России и Центральной Европы и даже Шалон, Каталаунские долины Франции, Эллады, а также и Рима - все они видели предков наших сегодняшних казахов - хотя и под другими именами - такими как скифы или массагеты, гунны, половцы, кипчаки, куманы, печенеги, аланы, тартары и т.д. Везде их вторжения оставили свои следы - не только разрушительные, но иногда они изменяли курс исторического развития и повлияли на кровь, язык, характер, манеры и обычаи народов, с которыми они входили в контакт. Так же как норманы распространили свое влияние на Запад, эти кочевники степей Азии сделали то же самое на Востоке. Широкий пояс травянистых долин вдоль Старого континента, который дал рост своеобразному типу тюрков-кочевников и их неразлучному товарищу - степному коню, оказал громадное влияние на судьбы оседлых народов и самой цивилизации. Все дальние вторжения и \"переселения народов\" стали возможны благодаря единственному фактору до сих пор игнорируемому историками - и этот фактор - степной конь. Это животное обладает наиболее ценными качествами, такими как преодоление усталости, бесконечная выносливость, и способность к тяжелой работе с питанием только на зеленом корме, т.е. просто пасясь, в то время как другие породы на это не способны, будучи зависимыми от наличия зерновых. Эти выдающиеся качества степных лошадей были высоко оценены и широко использовались великими военными лидерами Азии - завоевателями Чингиз ханом и Тамерланом и другими (см. Иванов \"О военном искустве монголо-татар\" - малоизвестная, но чрезвычайно интересная работа, и две мои статьи \"The Scythians Past and Present\" \"Edinburgh Review\" July 1929, pp.108-122, and \"The Sons of Gog\" \"English Review\" March 1930), которыми объясняется секрет их успеха. Пределы достижения и завоевания бесчисленных орд Азии зависели не от силы сопротивления подчиненных народов, не от их армий - они определялись только лишь пределами распространение влажных пастбищ - холодной сыростью на севере и тропической жарой на юге долин Индии - которые были смертельными для лошадей казахов. с.87 В истории тюркских народов выдающиеся женщины играли важную роль. Нет ни малейших причин, в том, чтобы сомневаться в рассказе Геродота о царице массагетов Томирис, которая победила завоевателя Азии - персидского императора - самого Кира. Историики считают всю эту историю мифом, но она идеально вписывается в то, что мы знаем о кочевниках Азии. Нет никаких сомнений, как считает профессор Мищенко, что скифское племя массагетов было ничто иное как предки сег


Sep 23 2005
Имя: Акскл   Город, страна: США
Отзыв:
что скифское племя массагетов было ничто иное как предки сегодняшних казахов Тургайской области, где до сих пор сохранились такие названия как река Массагатка и гора Муссагат. Не будь у нас колоссального примущества в вооружении, возможно наш великий герой генерал Скобелев разделил бы судьбу Кира. Имя Томирис, как и другие скифские имена - тюркского происхождения. Это имя означает \"сокрушающее железо\" или \"согни железо\" - от \"темир\"; оно напоминает другого знаменитого завоевателя из Азии Темурленга, Хромого Тимура или Тамерлана - отдаленного потомка своей знаменитой соотечественницы Томирис. Если внимательно читать у Геродота описание амазонок и их происхождения, то приходишь в неизбежному заключению, что эти амазонки - жены все тех же тюркских кочевников, чье мужское население ушло на военную экспедицию в некий отдаленный район. Первый слог самого слова есть тюркское слово, передающее саму идею женщины. В то же время его замечательное описание скифов, их манер и обычаев не оставляет ни малейшего места сомнениям, что он описывал предков сегодняшних казахов, которые с древнейших времен античности населяли степи Южной России и Западной Сибири. с.144 ...Многие из этих рек являются золотоносными. В ущелье одной из них - Таласа - на срезе обрыва есть таинственные письмена, написанные алфавитом непохожим ни на один из известных азиатских - ни древних, ни современных. Я позже узнал о том, что он был таким же как и знаменитые Орхонские письмена на далеком Енисее. Они были в конце концов расшифрованы датским археологом, профессором Томсеном, который доказал, что это был уйгурский язык - древний язык тюркских народов, которых мы сейчас называем казахами и кыргызами. Интересная вещь, то что буквы орхонских письмен идентичны с одной стороны тамгам казахов - т.е. племеннным знакам, используемым для клеймения их скота, хотя с другой стороны они очень сильно напоминают старый арамейский алфавит, которым писали на языке, на котором разговаривали в Палестине во времена нашего Господа, и который заменил иврит в качестве местного языка. Трудно сказать, были ли эти тамги заимствованы из арамейского, или они еще древнее. Отпечатки отдельных тамг далеко не редки на скалах в стране казахов и относятся к очень древней эпохе. Тюрки сами являются народом самой древней культуры, и нельзя забывать, что древнейшая из известных цивилизаций - более древняя чем ассиро-вавилонская - это шумерская, а шумеры, считаются, имеют тюркское происхождение. Вот какие мысли и воспоминания и далеком прошлом человечества может вызвать лишь один вид простой тамги - всего лишь клейма владельцев на боку казахской лошади!


Oct 03 2005
Имя: совершенно случайный посетитель   Город, страна:
Отзыв:
Для Наташи Антоновой из Самары: Наташа, то что вы прочитали на одном дыхании из книги \"Саки\" автор Болат Жандарбеков. Советую найти будете в восторге.


Dec 01 2005
Имя: Станислав   Город, страна: Москва
Отзыв:
А где можно купить книгу Жандарбекова Саки


Dec 07 2005
Имя: Gulnara   Город, страна: Kazakhstan, Uralsk
Отзыв:
I v samom dele ne otorvat'sya! Mudraya i krasivaya devu6ka byla, vidimo iz-za etogo Bahtiyar ee i predal! Ved' trudno lubit' devu6ku s takim redkim so4etaniem prirodnoi mudrosti, nebesnoi krasoty i mujskoi sily! A po4emu nikto ne pomnit mat' Tomiris-Zarinu? Ona, govoryat, toje byla voitelnicei?



Dec 08 2005
Имя: Гулим   Город, страна: Казахстан,село Курчум
Отзыв:
Мне очень понравился легенда ложь про Томирис.За еёсмелоть ростить ребёнка одного.


Dec 17 2005
Имя: лола   Город, страна:
Отзыв:
супер


Dec 25 2005
Имя: эльдар   Город, страна: Омск
Отзыв:
скажите пжлста, где можно слить электронный вариант книги Томирис?
дайте хоть ссылочку - оооочень хочется перечитать заново, а в бумажном виде книга утратилась


Feb 09 2006
Имя: Абай   Город, страна: Алматы
Отзыв:
Я прочитал об АВТОРАХ, вобщемто ничего, но журналисты ДОСТОВЕРНУЮ историю.......???????
Вы лучше напишите мне(yourmajesty@bk.ru) что вы думаете о возможной связи ваших профессий(если она существует) с ИСТОРИЕЙ, т.к. я очень совневаюсь в вашей компетентности знания МАТЕРИАЛА!


Feb 10 2006
Имя: Светлана Дзюба   Город, страна: Украина
Отзыв:
Уважаемый Абай! Предыдущие Ваши комментарии удалила я - автор этого сайта, который создан для людей, предпочитающих дружеское, уважительное, интеллектуальное общение. Грубости, агрессивности и тем более мата здесь не было и не будет.
Если хотите культурно общаться - добро пожаловать.




Feb 27 2006
Имя: Мира   Город, страна:
Отзыв:
Спасибо за интересную, познавательную статью автору, и глубокое уважение к Акскл Город, страна: США.
Продолжайте в том же направлении!!! Желаю Вам творческих успехов, здоровья, добра!



Apr 23 2006
Имя: Чингиз   Город, страна:
Отзыв:
Я согласен с автором!
помню мне бабушка про эту легенду рассказывала




Apr 25 2006
Имя: Гюльчетай   Город, страна: казахстан атырау
Отзыв:
Здравствуйте! ВЫ мне очень помогли, история про Томириса это очень важно было для меня, потому что я создала танец Томириса и хочу клип снимать. Если у вас какое либо предложений будет, сообщите мне, пожалуйста.


May 03 2006
Имя: Серик   Город, страна: Казахстан, Алматы
Отзыв:
Привет!То что здесь написано это краткое изложение некоторых эпизодов с книги Джандарбекова "Саки", прочитав эту книгу можно увидеть то что Томирис не такая уж и хорошая как пишут везде, мне она представилась как своенравный, циничный человек, я не отрицаю ее сильные стороны характера но она во первых женщина и во вторых это история и ее уже не изменить. Истории о Томирис и саках очень интересны и позновательны для широкого круга, так что я думаю что такие саиты как этот будут всегда популярны! Пока!


Jun 07 2006
Имя: Дулат   Город, страна: Казахстан Атырау
Отзыв:
Я прочитал книгу "Саки" Очень хорошо и доступно написано прочитаешь на одном дыхании.


Jul 26 2006
Имя: Kaster   Город, страна:
Отзыв:
как раз в данный момент читаю книгу Жандарбекова. что-то неописуемое.
в такие моменты, хоть и не до конца обоснованно, начинаешь гордиться, что ты - казах :)


Sep 08 2006
Имя: Айнаш   Город, страна: Казахстан,Алматы
Отзыв:
Красиво написано, ничего не скажешь.


Oct 14 2006
Имя: Лутфилло   Город, страна: Ташкент
Отзыв:
Всё что написано это лож. Я невижу никакого научного факта.

НАПИШИТЕ ОТЗЫВ:
Имя:* E-mail: URL: Город, страна:
Отзыв:*







[Afield — на главную] [Архив] [Душа Мира]
[Сила слабых] [ФеминоУкраина] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Наши публикации] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [В круге света] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [Это Луганск...]





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Луганский рейтинг WWWomen.ru WWWomen online!




Украинская баннерная сеть