Психолог Светлана Маврич, размышляя о том, кто такая сильная женщина, рассказала о действующей в Луганске женской
группы поддержки «Женщины, которые любят слишком сильно». А в предлагаемой вашему вниманию беседе участница этой группы
Наталья Бурлакова отвечает на те же вопросы, и не только на них...
Кто такой слабый человек, и кто такой сильный?
Я думаю, что нет сильных и слабых. Если человек силён в одной области (будь то знания, или физическая сила, или какой-нибудь талант), то он обязательно слаб в чём-нибудь другом. Есть люди, уверенные в том, что они всегда правы, но я думаю, что это не всегда хорошо.
Какой человек более счастливый, слабый или сильный (если брать только один этот признак)?
Счастлив тот, в ком уравновешены сила и слабость, счастлив отдающий себе отчёт в своей силе и своей слабости. Но любые способности можно развивать. Весь вопрос в умении управлять своей энергией и слушать внутренний голос.
Бывает ли слабость характера врождённой (биологически обусловленной)?
Нет и ещё раз нет! Но бывает, и очень часто, что человека пытаются сломать с самого рождения. Но когда человеку плохо, и он начинает разбираться с причинами, он обязательно разберётся!
Зависит ли только от самого человека, слабый он или сильный?
Всё зависит от того, что человек думает о себе. Если он думает, что он сильный, он смело идёт вперёд, если думает, что он слабый...
Нужно ли слабым людям стремится быть сильными, «как все», играть по общепринятым в социуме правилам, или для них есть другие пути достижения счастья и гармонии, в том числе в обществе?
Любой человек, слабым он считает себя или сильным, должен прежде всего стремиться к самодостаточности и познанию истины. А общество здесь вообще ни при чём. Потому что сегодня какое-то общество может носить человека на руках за его заслуги, а завтра сделать изгоем.
Может ли стать лидером человек со слабым характером (в частности, рождённый меланхоликом)? Что ему нужно для этого делать? В какой области жизни вероятнее всего ему стать лидером?
Люди могут всё. Но сначала нужно научиться отличать истинные желания от навязчивых идей. Если желание истинно и соответствует внутренней сущности, оно исполнится. И человек будет идти к своей цели, пока не добьётся. Неважно, кто он — меланхолик, холерик или ещё кто-то.
Если человек учился в школе отлично, и у него сформировались типичные для отличника качества, как ему во взрослом возрасте это исправить и адаптироваться в жизни?
Но ведь это хорошие качества! Их не нужно исправлять. А адаптироваться поможет мир. Это и группа, и тренинги, и квалифицированная помощь психологов, и занятия спортом.
А каковы вообще качества типичного отличника?
Жажда знаний, упорство, трудолюбие, но и послушание, податливость, умение только учиться, а не делать что-то самостоятельно.
Как правильно воспитывать отличника, чтобы он вырос полноценным, адаптированным к жизни человеком?
А любить его надо. Просто лю-бить!!! И отличника, и не отличника. Это значит, слушать его, позволять ему делать то, что он хочет, доверять ему. Да, учить нормам и правилам нужно, но мягко и ненавязчиво. Тогда личность будет свободной и уверенной в себе.
Если человек осознаёт, что большая часть его жизни прошла впустую, была бледной и незначительной, можно ли это преодолеть и стать успешным и счастливым человеком?
Может быть, просто не надо думать (!), что жизнь была бледной? Ведь не сидел же человек в тёмном подвале, один-одинёшенек? Жизнь — это всегда интересно и хорошо. Это мы, и только мы даём оценки — «плохо, неинтересно, бледно» и т. д. Исправлять нужно прежде всего взгляд на жизнь, и ценить себя и каждое мгновение своей жизни.
Полноценна ли женщина, которая не имеет и не хочет иметь детей?
Если у неё есть руки, ноги, голова, то чем это она неполноценна? Все полноценны и равноценны в глазах высшего разума.
Чтобы преодолеть комплексы, лучше уйти от людей, которые пытаются что-то навязать, и найти тех людей, которые просто любят, готовы поддержать, похвалить, помочь. Если уйти нельзя, то нужно учиться слушать себя и тех, чьи слова не вызывают внутреннего протеста...