Предмет нашего рассмотрения — психологический возраст человека. Точнее — психологические теории и типологии, включающие в себя понятие этого самого возраста, а главное — то, как психологи применяют их в работе с клиентами. Текст этот полемический, с ним наверняка не согласятся многие специалисты, но я здесь выражаю своё личное мнение, и любой другой человек может точно так же выразить своё.
Широко известна «трёхчастная» структурная диаграмма личности Эрика Берна, состоящая из Родителя, Взрослого и Ребёнка. «Каждый человек располагает определённым, чаще всего ограниченным репертуаром состояний своего «Я», которые суть не роли, а психологическая реальность. Репертуар этих состояний мы попытались разбить на следующие категории: 1) состояния «Я», сходные с образами родителей; 2) состояния «Я», автономно направленные на объективную оценку реальности; 3) состояния «Я», всё ещё действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки. Неформально проявления этих состояний Я называются Родитель, Взрослый и Ребёнок. [...] Мы считаем, что человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний Я — Родителя, Взрослого или Ребёнка. Люди с разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое» (здесь и далее — «Игры, в которые играют люди»).
Здесь я упоминаю структуру личности по Берну, но, возможно, вместо неё можно взять другие теории, оперирующие понятиями «детства», «взрослости» «зрелости»
По мнению Эрика Берна, проблемы начинаются, упрощённо говоря, когда эти «возрастные» части личности (или хотя бы одна из них) занимают не своё место и пытаются решать задачи, предназначенные другим. Или просто блуждают по нашему «я», бесконтрольно и неосознаваемо. А иногда пересекаются друг с другом, то есть «заражают» друг друга. Тогда человек идёт к психологу (допустим, владеющему методом транзактного анализа Берна), и тот может объяснить-показать-рассказать, как включать необходимые состояния личности, когда надо. И вообще, как дать этой троице структуру и гармонию. Да ещё и практическими упражнениями снабдить. Дело нужное и полезное. Ведь далеко не все осведомлены об устройстве собственной личности, не говоря уже об осознанной саморегуляции, даже сейчас, в эпоху переизбытка информации на душу населения. Осведомлённым же можно напомнить, показать, как решить проблему.
А бывает не бесконтрольное блуждание, а наоборот, «залипание» в
«Ребёнок — одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребёнок вносит в семейную жизнь: радость, творчество и очарование. [...] Мы не считаем, что существуют так называемые «незрелые личности». Есть люди, в которых Ребёнок совершенно некстати и неумело берет на себя управление всей личностью, но в то же время у них есть и хорошо структурированный Взрослый, которого нужно только обнаружить и привести в действие. У так называемых «зрелых людей», наоборот, контроль за поведением почти всё время осуществляет Взрослый, но и у них, как и у всех остальных, Ребёнок может прорваться к власти, и тогда появляются обескураживающие результаты» (Эрик Берн, выделено мной).
Норвежский писатель Юстейн Гордер в детстве дал себе слово никогда не взрослеть и не переставать удивляться миру. Он держит своё обещание. В его самом известном романе «Мир Софии» мы читаем: «Чтобы стать хорошим философом, необходимо лишь умение удивляться. Таким умением обладает любой младенец».
Однако часто в подобных случаях психолог просто говорит: вы по своему психологическому возрасту — Ребёнок. Или же: вы, фактически, невзрослый, незрелый человек. А если в его арсенале есть
Представьте: приходит на приём человек в летах, имеющий за плечами сложный и разнообразный опыт жизни, да, часто и отрицательный, иначе бы к психологу не ходил. Человек, прошедший определённую часть своего собственного уникального пути. Человек, который, по словам П. Флоренского, есть бесконечность.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
и нет планет, похожих на неё.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.
У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это всё неведомо для нас.
И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой...
Всё это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит всё равно!
Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры. [...]
(Е. Евтушенко)
А пока живой, этот самый человек, который бесконечность, приходит ко всезнающему
Что должен испытывать услышавший подобное от авторитетного специалиста? Скорее всего, он сначала займётся ремонтом своей самооценки — она всегда «ближе к телу». И только потом, возможно, очередь дойдёт до переваривания всего остального, сказанного психологом по сути его проблемы. Но, как в известном анекдоте,
Психолог может и не самоутверждаться, а искренне думать, что он просто применил к клиенту типологию, где все типы
В обратной ситуации тоже может быть мало хорошего. Придет молодая симпатичная особа, лет так 20, а для пущей красочности картины возьмём
Любой личный опыт любого человека в возрасте, отличном от нуля, бесценен, и не другим судить о том, «зрелый» он или «инфантильный». Бесценен он и для самого индивида, и для человечества, как вклад в ноосферу планеты, и — кто знает — возможно, для высших сил, сотворивших нас теми, кто мы есть.
Каким ты был, таким ты умрёшь.
Видать, ты нужен такой
Небу, которое смотрит на нас
С радостью и тоской...
(И. Кормильцев, из песни «Наутилуса Помпилиуса»)
Встречаются люди, ведущие себя совсем уж
Утверждаю: все теории и типологии, связанные с понятием психологического возраста, который определяется не как часть личности наряду с другими возрастами, а как характеристика индивида, являются дискриминационными.
(Речь не о
Так что же, скажете вы, психолог должен не говорить клиенту горькую правду, а только лить сладенькую водичку? Отвечу так.
Сразу оговорюсь, что далее речь пойдёт не столько о личностной зрелости — тут я согласна с Эриком Берном, написавшим об отсутствии в природе незрелых людей — а скорее о зрелости более высокого порядка, духовной, может быть. Она уже не совсем в поле зрения психологов... Но — также не поддаётся оценке людьми друг в друге.
Нередко синонимом зрелости считается мудрость. Но — «устами младенца глаголет истина» — всем знакомо? Вспомним, как мы говорим о «мудрых детях» и сетуем, куда это всё с годами девается. А ещё мудрость приписывают животным, природе, телу, отдельным органам, нашей планете, Миру, Жизни, Вселенной...
Распространённая коннотация к понятию «зрелость» — «умение принимать реальность такой, какая она есть». Иными словами, неимение иллюзий. Реальность одна, и одна для всех, а то, что мы о ней думаем, — наши галлюцинации. Амбер и отражения. Такое «честное видение голой и неприкрашенной реальности» (а также «грубой», «жестокой»
Замечу, кстати, что это очень такой «самоутвердительный» приём — заявлять, мол,
Не соглашусь с Куртом Воннегутом, который сказал: «Зрелость — это способность осознавать предел своих возможностей» (не один он такого мнения). Если бы каждый думал подобным образом, мир ничего не знал бы о Мэри Кэй, Фридрихе Перлзе, Поле Брэгге и других известных людях, достигших своих основных вершин не в зрелости даже, а в старости, а также о тех, кто практически чудом поборол тяжелейшие недуги (хотя бы о той же Луизе Хей). Эти люди построили себе собственную реальность, полную возможностей.
И ещё хочется вспомнить, что психиатр и психотерапевт Марк Евгеньевич Бурно, автор метода «Терапия творческим самовыражением», создал этот поистине человечный психотерапевтический метод во второй половине своей жизни.
Даже если реальность неизменна и одна для всех, положительный опыт многих людей свидетельствует о том, что изменить её для себя
Ещё
Быть зрелым — значит принимать себя таким, как есть? Возможно,
Многие называют зрелостью знание объективных законов жизни, природных и социальных, и умение их применять себе во благо, а в идеале — чтобы этого блага хватало и другим, по остаточному принципу, конечно. Мне думается, что это — развитость в человеке Взрослого (по Берну). Зрелость — несколько иное.
Умение жить в душевном комфорте, в гармонии с собой, окружающими и с миром? Это уже следствие зрелого состояния личности, и то не обязательное. Одним стремлением к комфорту зрелости не достигнешь.
Также часто синонимом зрелости считают ответственность. Дело это хорошее, к тому же необходимое для построения нормальных отношений с социумом. Да, зрелый человек вряд ли будет сваливать на других ответственность и вину за свои личные неурядицы, но знак равенства между понятиями «зрелость» и «ответственность» поставить всё же не могу. Почему?
Мне показалось интересным и во многом проясняющим суть дела замечание психолога Полины Гавердовской. «Ответственность — неприятная категория, если её рассматривать через возможное наказание. То есть, я не хочу ни за что отвечать, чтобы в случае неудачи не быть виноватым. Гораздо проще и даже приятнее принимать за
Исходя из этой трактовки, я склонна рассматривать ответственность как одну из вещей трудных, но необходимых для того, чтобы добиться высокого места в человеческой стае, именно
Сумма знаний, умений и опыта, в том числе практического? Всего лишь объём накопленной в мозгу информации. Этот объём может перерасти в качество зрелости, а может — и нет.
Ингмар Бергман, всемирно известный кинорежиссёр, признался: «Один умный человек сказал, что персональный опыт складывается до
Способность предвидеть последствия своих поступков? Производное интеллекта, приобретённых знаний и опыта, а также интуиции.
Хотелось бы привести цитату из одной интернетовской статьи — думаю, многие разделяют такой взгляд на зрелость: «Незрелая личность хочет больше, чем имеет и заслуживает, в результате нередко теряет и то, что имеет. Зрелая личность довольна тем, что имеет, и тогда к ней прибывает
Кстати, существует введённое психологом Дж. Роттером понятие «локус контроля». Последний бывает «интернальным» и «экстернальным». Любители и профессионалы психологии хорошо знают тест «Уровень субъективного контроля», там как раз об этом. Люди с интернальным локусом видят причины всего происходящего с ними в себе, люди с экстернальным — во внешнем мире. Естественно, в индивидуалистическом обществе интернальный локус хороший, экстернальный, соответственно, плохой, хотя на самом деле это не оценка, а одно из психологических свойств личности. Может ли сам человек по своей воле изменить оный локус — ещё вопрос, и о нём спорят психологи «учёной» масти (практическим давно всё ясно...)
Я назову два, на мой взгляд, существенных признака зрелости. Их может быть больше, и наверняка их больше, но тут я предоставляю читателю самому сформулировать, что такое «зрелость» именно для него.
Во-первых, зрелый человек всегда имеет
Такого человека не то что трудно сбить с пути — просто невозможно. Как настоящий писатель пишет, потому что не может не писать, так это применимо и к человеку любой другой миссии. Он будет идти за своей путеводной звездой, даже если весь мир будет плевать в него... Потому что не может иначе. Потому что — миссия.
Человек, который воплощает свою миссию в жизнь, а не коптит небо и не тянет первую попавшуюся лямку, лишь бы «прокормить семью», конечно же, принимает и уважает себя — хотя бы как того, кому доверено столь важное поручение. Ответственность перед другими (другие люди — часть Мира, для которого исполняешь миссию) и перед собой (а с кого же спрашивать за её выполнение, как не с себя?), самоконтроль, организованность и другие видимые признаки зрелости «подтягиваются» автоматически, пусть и не сразу. Именно знание своей миссии приводит к появлению пресловутой уверенности в себе, но — подлинной, а не основанной на «этологических» инстинктах.
Миссия не может быть преступной, причинять вред другим людям, человечеству, планете. Почему — будет ясно из признака номер два.
Если миссия пока неясна, но человек всерьёз ищет её, это уже достойная заявка на зрелость...
Второй её признак — я бы сказала, осознание себя частью Мира как единой системы, а не отдельностоящим пупом земли. На первый взгляд, невыгодная для индивидуума позиция, но только на первый. Какой системы? Религиозный человек, как правило, признаёт себя не Царём Природы, а
Приведу, может быть, банальную аналогию: если клетка организма возомнит себя главной, станет ему вредить и перестанет чувствовать связь с другими клетками — мы знаем, что в этом случае она становится раковой. Даже если её не удалят врачи и она не умрёт вместе со всем организмом — больные
Поэтому он и простит, и поймёт. И, кстати, не обзовёт
«Не судите» — одна из основных заповедей зрелого человека, притом он знает, что вторая часть — «и не судимы будете» — в обозримом будущем вряд ли исполнится. Будут «судимы» все, пока общество остаётся неидеальным. Но свою часть — «не судите» — зрелый человек будет выполнять честно. С теми, кто сознательно совершает зло, уже сложнее. Их могут судить имеющиеся в социуме судебные инстанции. Но понять и принять такого человека на уровне души, понять причины его поступков, и сказать ему об этом — высшая степень мудрости и зрелости. (Этого нельзя требовать от родных и близких потерпевших).
...На этом, уважаемый читатель, умолкаю, потому что словами очень трудно говорить о Единстве. Немногие люди способны на это, такие, например, как Ян Бедерман — психолог, режиссёр, композитор и житель планеты Земля. Он прекрасно выражает его с помощью и слов, и музыки, он считает, что можно жить, развиваться и утверждаться в жизни, никому не мешая и ни с кем не воюя. И что даже государства могут существовать по такому принципу...
И в завершение — ещё несколько цитат.
«В молодости мы слышим только себя, в зрелости — слышим уже других» (Леонид Сухоруков).
«Зрелость — это когда презрение сменяется на прозрение» (Евгений Ханкин).
«Зрелость наступает тогда, когда человек пересекает грань между привычкой к соревнованию и привычкой к сотрудничеству» (Хью Мэлколм Даунз).
И снова Эрик Берн: «Все три аспекта личности чрезвычайно важны для функционирования и выживания. Их изменения необходимы только в том случае, если один из этих аспектов нарушает здоровое равновесие. В обычной ситуации каждый из них — Родитель, Взрослый и Ребёнок — заслуживает одинакового уважения, так как каждое состояние