[Сила слабых] [ФеминоУкраина] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Публикации] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [В круге света] [...Поверила любви] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [Это Луганск...]
[Afield — на главную] [Архив] [Модный нюанс]


КРАСНЫМ ПО ХОЛСТУ, БЕЛЫМ ПО КУМАЧУ

Красным по холсту, белым по кумачу В избах, привезенных в Кижи из разных деревень Заонежья, пахло теплом давней жизни: дымом березовых дров, сухими грибами. В одной из них я увидела заонежские вышивки. Гостевые полотенца, подзоры, скатерти, расшитые белыми и красными нитками, висела на стенах, лежали на столах. Долго не могла отвести глаза от полотенца Александры Ивановны Лопаревой из деревни Побережье: на белой сетке полотна две сказочные птицы-павы как бы тянулись к древу жизни. Я давно знала о вышивках заонежских мастериц, но побывать у них все как-то не удавалось, и теперь встречу эту откладывать уже не могла. На другой же день я отправилась к Александре Ивановне в Побережье. Путь в ее деревню лежал через Шуньгу, издавна славившуюся заонежскими вышивками.

История Заонежья связана с историей Новгорода. Еще в Х веке в дремучих заозерных краях Карелии появились сначала ушкуйники, а затем и переселенцы из новгородских земель и основали несколько поселений на берегах и островах Онежского озера. Этот край, где озера окружены лесистыми берегами и каменистыми увалами, долгое время считали глухоманью. Не было здесь дорог, а каменистая земля с восхода до заката держала крестьян в поле. Тут сложились особый быт, особые обычаи и особый характер вышивания. Традиция вышивать праздничную одежду началась, наверное, с того, что у местных жителей не было где и не было на что купить нарядную одежду. Вот женщины и стали пытаться делать ее своими руками, проявляя при этом терпение и выдумку.

Вышитыми узорами местные крестьянки украшали женские и мужские рубахи, головные уборы — сорочки, повойники, а также полотенца, подзоры к кроватям и полкам, скатерти... Эти расшитые терпеливыми женскими руками изделия выполняли не только хозяйственную функцию. Они составляли существенную часть местных празднеств и обрядов. Вышитые изделия входили, например, в состав приданого невесты: их развешивали во время свадьбы вдоль стен избы как особый показатель мастерства и прилежания девушки.

Красным по холсту, белым по кумачу Особый расцвет вышивальное мастерство в Заонежье получило тогда, когда установились традиционные крестьянские торговые ярмарки в Шуньге.

На пристани у деревянной будочки спросила дорогу в поселок. Дорога вела на гребень увала, с его вершины передо мной открылось селение. Озера слева и справа далеко вдавались в сушу, образуя две заводи-губы. Заводи, как серьги с драгоценными камнями, врезались в луговины. Вода разрезала поселок на три части. Избы, приросшие к скалистым берегам, спокойно взирали на тихие заводи. Это была Шуньга — родина заонежской вышивки. Сюда я еще вернусь, но вначале — к Александре Ивановне в Побережье.

Деревушка стояла у самой воды и отражалась в ней вместе с опрокинутым небом и зубчатым лесом. Изба Александры Ивановны — вторая с краю. Хозяйка приняла меня приветливо, но продолжала хлопотать у печи. Я присела на лавку возле окна, огляделась. Старая, но еще крепкая пятистенка. В углу, как и положено, русская печь. На стенах возле фотографий и зеркала — вышитые полотенца. Александра Ивановна вышла в сени и вернулась с пучком лучинок, сняла трубу на медном самоваре и стала раздувать огонь.

Красным по холсту, белым по кумачу Внимание привлекла полка, украшенная вышитым подзором. Присмотревшись, понимаю, что это старинная двусторонняя вышивка по домотканому полотну. Стежки в растительном орнаменте положены на ткань по вертикали, горизонтали, диагонали и по счету нитей холста. Стежки ровные, выпуклые — обведенные косичками тамбурного шва. И еще: подзор был постаревшим, но вышивка оставалась свежей.

Александра Ивановна вытерла о рушник руки, поправила платок на голове и присела рядом со мной.

— Считай, уж боле полсотни годов будет, как сшила его. Еще при керосине. Узор-то мамушкин. Она по-всякому умела: и олонецким швом, и по выдергу, и тамбурить. Всех нас, шестерых сестер, обучила.

У мастерицы была неспешная речь. Я слушала ее и все глядела на подзор, свисающий с полки: казалось, будто еще вчера руки мастерицы касались иглой этого полотна. Время совсем не тронуло вышивку, которую называли раньше «тамбур по филе».

Красным по холсту, белым по кумачу — Как же вы вышивали подзор, что так хорошо сохранился?

— Да так... Выдергивали нитки по утку. «Вязблено дело» — мамушка называла так.

Александра Ивановна объяснила все по порядку. Сначала рисунок переводили на полотно и обводили его косичкой тамбурного шва, а потом уж около рисунка выдергивали поперечные нитки, как говорят, по утку, подрезали их, а оставшуюся основу перевивали катушечной «сороковкой». Получалась сетка, которая служила фоном для сплошного тамбурного узора. Тамбурный шов мастерица делала специальным крючком — тамбуркой с деревянной ручкой-ограничителем, чтобы при прокалывании ткани крючок входил только на нужную глубину.

Александра Ивановна предпочитала двойной тамбур. Тогда вышивка получалась более рельефной и рисунок отчетливо выделялся. Такие вышивки, поговаривала она, пользовались в давности особым спросом на ежегодных весенних ярмарках в Шуньге. Тогда на скалистые берега Путозера съезжались и русские и иностранные купцы.

Красным по холсту, белым по кумачу Они охотно скупали изделия местных вышивальщиц, а потом продавали их в Англии, Франции, Канаде...

Но особенно громкая слава к мастерицам из Заонежья пришла в 1900 году после Всемирной выставки в Париже. Там заонежская мастерица Авдотья Павлова была удостоена Большой серебряной медали.

Александра Ивановна вынула из сундука вышивки, и сестрины и свои, бережно разложила на столе скатерти, салфетки, подзоры и несколько полотенец, расшитых птицами, всадниками, древом жизни. Это «документы» жизни Александры Ивановны. За ними стояли юность, свадьба, рождение сына, война, гибель мужа, тридцатилетняя работа в «Заонежской вышивке».

Я рассказала Александре Ивановне, что видела ее полотенце в Кижском музее и о там, как много людей приезжают в Кижи, любуются в музее и ее искусством.

— Как же, помню, дали мне заказ вышить для музея полотенце белой сеткой по суровому полотну. Было это в 60-х годах. Я уж на пенсию вышла. Цельный месяц шила то полотенце вечерами. Любимый свой узор шила. Птиц с древом. Это чистота и верность женщины. А коней и барсов я не любила шить.

Теперь Александра Ивановна работает мало, говорит, «глаза потеряны». Но и по сей день к ней ходят молодые мастерицы из «Заонежской вышивки», и она долгие часы проводит с ними за работой.

Вышивка в Шуньге и близлежащих деревеньках по-прежнему в почете. Чуть ли не в каждом третьем доме здесь живет вышивальщица, перенявшая навыки «шитья» у матери, бабушки или соседки. Сейчас мастерицы Заонежья, как и прежде, вышивают гостевые и свадебные полотенца, салфетки, фартуки, мужские рубашки, постельное и столовое белье. Но теперь они пользуются тамбурными швейными машинами.

Вышивают они и вручную. Но если гостевое полотенце мастерица создает руками больше месяца, то с помощью машины она делает его за шесть часов.

Нравится ли мастерице современная машинная вышивка, спросила я Александру Ивановну. Глаза ее сверкнули и одобрительно и лукаво.

— Легко стало теперь шить. Ручная вышивка, она, конешно, прочней. И стежок на ней выпуклей и красивей, а машинный шов маненько жидковат и приплюснут... Вот смотри. — Она протянула аккуратно сложенную белую рубашку с красной вышивкой. — На фабрике купила внучку, — сказала она. — Сама-то не сумею уж так скоро расшить.

Красным по холсту, белым по кумачу Основное производство фабрики «Заонежская вышивка» по-прежнему находится в Шуньге. Сегодняшний процесс вышивки тамбуром начинается с образцов, создаваемых художниками на основе старинных вышивок.

Алевтина Матвеевна Панфилова, народный художник, подробно рассказала, как с образцов делают сколок — рисунок переносят на кальку с помощью точечных наколок иголкой. Эта работа требует большой аккуратности, точности и терпения. Потом кальку накладывают на полотно, промазывают тампоном, смоченным в керосине. На полотне отпечатывается узор, который в точности должна теперь повторить тамбурная машина, управляемая мастерицей. Так был ускорен процесс вышивки, но достичь высокого качества исполнения не так уж просто.

В одной из комнат я увидела огромные пяльцы. Когда-то при свете керосиновой лампы на них вышивали вручную. Более двадцати лет назад пяла за ненадобностью раздали мастерицам для домашнего вышивания, но одно оставили для музея.

Алевтина Матвеевна развернула передо мной образцы современных изделий «Заонежской вышивки»: декоративные полотенца, скатерти, чайные салфетки, фартуки, мужские рубашки... Красные вышивки по суровому полотну и белые по кумачу, старинные сюжеты на самый взыскательный вкус. Я смотрела на меандры, овалы, ромбы, кресты, на райских птиц и животных, на цветы и деревья и думала, что заонежские вышивальщицы остались верны лучшим традициям северных мастериц. Благодаря их высокому вкусу и терпению сохранены для потомства многие старинные рисунки и древние символы, пришедшие к нам из глубины веков.

Солнце, земля, вода и то, что на земле произрастает, — основные темы заонежских вышивок. Солнце местные вышивальщицы чаще всего изображают в виде овала или розетки. Это символ пробуждения, оживляющий жаркими лучами мать-природу. Птицы, кони, олени — это знаки добра, счастья, благополучия. Мифическое древо жизни символизирует нескончаемое произрастание земных плодов. Наконец, мать-сыра земля — ее образ воссоздан в вышитых по полотну женских фигурках с воздетыми кверху руками, словно просящих дождя и благодатных солнечных лучей. Со временем магическое значение многих образов стало забываться, но они по-прежнему продолжают привлекать вышивальщиц поэтичностью и красотой.

По материалам: Екатерина Фролова, «Красным по холсту, белым по кумачу» (из книги «Чистый источник»). В сокращении.

Другие материалы о рукоделии и народных промыслах:
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ:
Имя:* E-mail: URL: Город, страна:
Отзыв:*





[Afield — на главную] [Архив] [Модный нюанс]
[Сила слабых] [ФеминоУкраина] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Публикации] [...Поверила любви] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [В круге света] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [Это Луганск...]





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Луганский рейтинг WWWomen.ru WWWomen online!




Украинская баннерная сеть