Здравствуй, симпатичная девочка, написавшая заметку «Счастливое время» («Он и Она + ...»)! Я прочитала о твоей «печальной истории» и подумала: как же, в сущности, эта история стара! Наверное, чуть ли не у каждой девчонки, будь то 10, 30, 100 лет назад, был парень, который нравился ей больше, чем другие, но который особо не баловал её своим вниманием.
Дело здесь в том, что мы сильней притягиваемся к тем, кто от нас ускользает. Помнишь детскую игру: один пускает на стенку солнечный зайчик, а другой его ловит? Незатейливая игра, но сколько она пробуждает азарта! Так вот, любви он также свойственен.
Из твоего письма я узнала, что возле тебя всегда было много парней, значит, ты была уверена в себе, и вдруг нашёлся-таки один, который вел себя иначе, чем другие, пробудив тем самым к себе особый интерес. Прав был Пушкин, когда сказал:
Чем меньше женщину мы любим,
Тем больше нравимся мы ей.
Я только бы добавила — мужчин это тоже касается.
Каждый из нас с разными людьми ведёт себя по-разному: с кем-то мы бываем лидерами, а с кем-то — подчинёнными. В отношениях с тем парнем, я вижу, ты отнюдь не лидер. И дело здесь не в том, является ли он таковым или нет, а лишь в одном: ты его восприняла именно таким. Любви свойственна идеализация.
Задумывалась ли ты над тем, что из-за тебя, может быть, кто-то тоже не спит ночами, часами дежурит у твоего дома в надежде увидеть хотя бы издали, что для кого-то ты — тот же неуловимый солнечный зайчик? Но всё это не затрагивает твоей жизни. То, что способно усладить наше себялюбие, потешить его, зачастую для души не является радостью. И пусть нас любят хоть 20 парней, но качественно мы меняемся только благодаря своей любви.
Ты пишешь: «...раньше я его почему-то не замечала». Вот именно — почему? Ведь вы учитесь в одной школе и живёте недалеко друг от друга.
Учёные доказали, что, помимо обычного зрения, у нас ещё есть и внутреннее видение, которое происходит независимо от нашей воли и сознания, что каждый из нас обладает своими психоэнергетическими полями, которые взаимодействуют между собой (у них там тоже есть свои симпатии и антипатии), но с той лишь разницей, что поля наши никогда не ошибаются. Люди же мало знают о своей природе и не умеют прислушиваться к внутреннему голосу.
Я полагаю, что ты не замечала своего героя потому, что не было сигнала изнутри. Вернее, сигнал был, но именно тот, который держал вас вне поля зрения: ваши психоэнергетические поля симпатий друг к другу не имели. А когда поля тянутся одно к другому, между людьми вспыхивает ничем не объяснимая любовь с первого взгляда.
Но вот однажды по воле случая ты познакомилась с ним на дискотеке, и тут твои глаза отмечают его внешние достоинства: высокий рост, накачанность, правильные и красивые черты лица. Твоё сознание, в котором отпечатался стереотип героя — сильного, уверенного, в чём-то даже дерзкого — берёт верх над подсознанием. Теперь ты, будто прозрев, стала замечать его в школе. Вы встречались там почти каждый день, улыбались друг другу, здоровались и, конечно, не случайно оказались в одной компании.
Человека мы воспринимаем по тому, как он себя преподносит. Твой парень, по-видимому, умеет это делать. «Хорошо, что ему можно сказать что-либо — он никому не расскажет», или «ему неприятно, когда обсуждают кого-либо, даже незнакомого ему человека», — эти твои наблюдения говорят мне о том, что он обладает врождённым чувством порядочности. Ты почувствовала в нём более высокий уровень, и это тебе понравилось.
Идеальных людей нет. На одной чаше весов у нас достоинства, на другой недостатки. Всё дело в том, какая чаша перетягивает. Бывает, что человек обладает и малым количеством недостатков, но по качеству такими, которыми способен истерзать душу другого. К его характеристике ты добавляешь: «...он обидчивый, если обидится, то это надолго. С девчонками обращается намного хуже, чем со своими друзьями».
Я вот подумала, если бы ты знала в самом начале о его отношении к девчонкам, разве с ним познакомилась бы тогда? Или же ты надеялась, что, обращаясь плохо с другими, он будет хорошо обращаться с тобой? На каком-то этапе — вполне возможно, но надолго его не хватило бы: сущность всё равно выступает наружу. Да ты и сама это почувствовала, ведь не зря же дважды упомянула в письме о сложном характере этого парня. Может быть, из-за этого ваши отношения были чем-то средним между любовью и дружбой? Может быть, поэтому ты пережидала спокойно холода и не рвалась в свою компанию? Очевидно одно: влюблённости ещё не было, был просто взаимный интерес.
Она пришла позже, когда ты увидела его с другой девушкой. Тут что-то словно перевернулось в тебе. Он не раз разочаровывал тебя, и те искорки, которые вспыхивали в твоей душе, постепенно угасали, но та, другая, которая теперь заняла твоё место, повысила его ценность в твоих глазах. Соперница! Она стимулировала твоё замершее чувство.
Дух соревнования присущ любви. Теперь тебе захотелось вернуть оставленные позиции. Но как, если при встрече он делает вид, что не замечает тебя? Теперь все мысли твои заняты только им. Ты концентрируешь в себе своё чувство. Недаром же говорят, что причина любви не в том человеке, которого мы любим, а в нас самих. Могу предположить, как всякий раз при встрече с ним тебе бывает больно и обидно, ведь вы с ним даже не ссорились. Но холод отчуждения с его стороны никак не замораживает твоего чувства, оно разгорается сильней и сильней, оно становится подобно болезни. И ты начинаешь искать пути к выздоровлению: ты пишешь письмо в газету, неосознанно сделав шаг к тому, что облегчает муки неразделённой любви, — к творчеству! Высказанное чувство нас менее изнуряет.
Если ты почитаешь стихи поэтов разных времён и народов, то увидишь, что самые сильные и лучшие произведения написаны как раз о неразделённой любви, а сколько эта любовь дала миру учёных, мыслителей, деятелей искусства! Порой люди достигали больших высот с одним только тайным желанием — доказать и себе, и некогда любимому человеку, что были отвергнуты незаслуженно.
Так устроен человек, что каждое его чувство стремится быть высказанным, а тем более — любовь. И здесь верный ему помощник — перо и бумага. Потому советую: заведи дневник. На его страницах ты сможешь свободно общаться со своим героем, и тебе станет намного легче.
Из чего бы ни возникла первая любовь: из восторга, словесной игры или задетого самолюбия — она важна для человека не как разделённая любовь, а как любовь вообще. Это своего рода проверка юной души на качество. Первая любовь подобна воротам в большую, взрослую жизнь, а те, кто входит в эту жизнь, минуя их, больше всего подвержен растлению.
Однажды в телепередаче о представительницах «древнейшей профессии» у одной молодой особы спросили о её отношении к любви. На вопрос она ответила вопросом: «Любовь — это что, когда бесплатно?»
Человек, не знающий, как замирает сердце при виде предмета обожания, который не способен ради любимого на благородный или отчаянный поступок, который не знает, что такое быть натянутей струны, готовой в любую минуту зазвенеть или оборваться, нищ душой. А это значит, что ни радость, ни наслаждение не доступны будут ему в полной мере. Человек может многого достичь в жизни, но если он не познал, как способна любовь преображать мир вокруг, значит, он прожил неполноценную жизнь. Мы пришли в мир для счастья, а оно, под каким только углом я его ни рассматривала, не бывает настоящим без любви.
Вот и пришло твоё счастливое время: всё теперь станет для тебя особенным. Ты сокрушаешься: «не представляю себе, что я буду делать, если мы с ним снова не станем друзьями!» А я уверена, что пришла пора анализа всего, что ты имеешь, пора созидания нового твоего Я.
Когда в сердце у человека любовь, он не одинок, любимый постоянно, незримо присутствует рядом, к нему обращены мысли, чувства и поступки любящего. Но в сердце, где нет любви, может образоваться вакуум, а его нередко заполняют невесть чем.
Поэтому то, что к тебе пришла любовь, — это закономерно и прекрасно. Но закономерно и следующее: за редким исключением, первая любовь — это ещё и обречённая любовь, ведь она всё-таки пробная.
Прежде чем закончить письмо, я хочу вернуться к тому моменту, когда ты увидела его с другой девушкой. «Он как-то сразу от неё отдёрнулся», — пишешь ты. Значит, делаю вывод, он испытал неловкость, может, даже и угрызения совести и ответственность перед тобой. Он оказался в положении провинившегося. Но вины-то никакой не было. Если бы у вас была просто дружба, он без смущения познакомил бы тебя со своей девушкой; если же — любовь, то объяснился бы, по крайней мере, так делают все порядочные люди. Но ваши отношения были таковы, что он сейчас не знает, что ему и как говорить. И, чтобы оградить себя от неловкости, которую он всякий раз испытывает при виде тебя, он делает вид, будто не замечает.
Вы оба оказались в глупом положении. Но это положение можешь исправить только ты. Подойди к своему растерянному и, вполне возможно, малодушному герою и скажи, что он ничем тебе не обязан, что ты ему не враг и ничего не имеешь против его девушки, что вы должны остаться если не друзьями, то хотя бы добрыми знакомыми.
При этом ты должна глубоко спрятать всё, что тебя мучает, и сыграть роль весёлого товарища. Улыбайся ему при встрече и говори самым беззаботным тоном: «Привет!» Если сможешь придать вашим отношениям лёгкость, ты вернёшь его расположение и сможешь вновь с ним общаться, а там видно будет, стоит ли тебе за него бороться или нет.
Не помню, кто сказал, что самые большие драмы разыгрываются именно в юности. Поэтому я так подробно и разобрала твоё письмо. Я хочу помочь и тебе, и другим научиться хоть немного разбираться в анатомии своих чувств и в психологии людей.
Я думаю, у тебя всё будет хорошо. Для тебя пришла пора любить, и ты ещё встретишь свою настоящую любовь, которая подарит тебе счастье, и, скорей всего, эти переживания покажутся тогда незначительными. Но с чем бы ты ни встретилась на своём пути, никогда не теряй чувство собственного достоинства. Ограждай себя от глупых, напыщенных и пошлых парней, помни, что «меркою достоинства женщины является мужчина, которого она любит» (В. Белинский).
Опубликовано на сайте Afield.org.ua 22 февраля 2007 г.