Сорокалетний тощий человек, Александр, едет во второй половине дня в старомодном двухвагонном трамвае от окраины Москвы к центру. Железные влажные крыши с краюхами мокрого снега плывут за окном. Плывут и чёрные деревья, без листьев, в каплях воды, но иногда с красными увядшими гроздьями рябины. Серая ноябрьская слякоть. Александр и его семидесятилетняя мать живут в деревянном, не разрушенном ещё наступающими многоквартирными зданиями доме. Несколько лет назад, после острого психоза, перенесённого в больнице, одна его картина на выставке сделала скандал. Кривая красная кастрюля среди нескольких очень солёных огурцов и грязных редек вызвала у многих посетителей сильное ощущение зловещей неловкости, которое не проходило даже возле соседних
После той печальной выставки участковый психиатр приехал к Александру домой — навестить и купить «Красную кастрюлю». Александр не взял за картину денег, но намекнул, что хорошо бы ему для искусства получать пенсию подольше. «Да, да, конечно», — кивнул психиатр. И уехал с картиной в специальной своей матерчатой сумке для картин. Теперь Александр прибывает на «уценку» (как он называет переосвидетельствование) без особых тревог. «Неловко, конечно, так подличать с психиатром, — упрекает он себя. — Ведь обманываю государственную медицину, которая так мне помогает жить. Землю копать, книги продавать могу лишь
Кончилась окраина, плывут за окном трамвая высокие новые
Вскоре Александр стоит уже в центре Москвы, в подземном переходе, и продаёт «неходовые» книги.
— Вся Москва, — кричит он интеллигентным басом, — громадная культурная Москва терпеливо ждала выхода в свет этой замечательной книги! И теперь все мыслящие люди всюду разыскивают и хватают эту удивительную книгу! Но её так трудно найти! Только здесь, только здесь она...
Многие прохожие, гипнотизируясь голосом Александра, его узким с длинными чёрными ресницами, непроницаемым лицом, покупают бездарную книгу у такого необыкновенного «артиста». Его старый серый прорезиненный плащ висит на стенном крюке, а сам он — в светлом, будто новеньком, пиджаке, хоть и много раз перешитым мамашей, в чернильной с белыми горошинами бабочке и в красной жилетке. Считая монеты, расхваливая книгу, Александр ещё и разглядывает весёлую булку, в авоське
— Эту книгу разыскивает сейчас вся Москва! — кричит художник. — Мальчик, не мешай гражданину подойти к редкой книге. С огромным нетерпением и воодушевлением мы ждали эту книгу о смысле жизни каждого из нас. И, наконец, дождались.
Продав книги, Александр идёт отчитаться в книжный магазин поблизости. Потом шагает к входу в метро. Там, закутанная в тёплый платок, грузинка продаёт, тоже замёрзшие, хризантемы. Уже по дороге к своему старомодному двухвагонному трамваю, он заходит в любимый магазин «Овощи и фрукты», где висит на стене его картина с жёлтыми помидорами из своего детства и похожими на картофелины грушами, и вдыхает с наслаждением в течение нескольких минут смешанный запах яблок и мандаринов. Это Александр так тоже лечится. Ему
В трамвае Александр встречает приятеля Евгения, очень уж робкого, съёжившегося, тоже художника, которого вообще никогда не выставляли, за его религиозность в картинах. В прошлом году Александр привёл к нему своего знакомого француза и тот купил у Евгения лохматых синих ворон на золотом кресте церкви. Купил и картину Александра — грустный, потрёпанный в бане берёзовой веник на весеннем грязном снегу. И сфотографировал художников. Покупатель даже прислал им потом роскошный французский журнал с их портретами и репродукциями их картин. Читать
За трамвайным окном уже темно. Мало тут, на окраине, электрических фонарей.
— Мамаша мне сейчас гречневой каши даст! — вздыхает Александр. — А тебе?
— Макарон, — крестится коллега на проплывающую за окном церковь.
— Во-во, ещё там перекрестись на уценке, сразу вторую группу оставят. Будешь себе припеваючи церкви свои писать, могилы... Но чертей на крестах не рисуй,
Когда Александр подходит к своему крыльцу по слякотной дорожке мимо уже почти выкопанного, с лепёхами снега,
1969
Опубликовано в интернет-версии Профессиональной психотерапевтической газеты / ППГ 2015 год / Выпуск 8
Профессиональная Психотерапевтическая Лига