Продолжаем разговор с психологом Светланой Маврич. Предыдущую беседу — о том, кто такая сильная женщина — вы можете прочитать здесь.
Если человек учился в школе на «отлично», и у него сформировались типичные для отличника качества (послушание, податливость, умение только учиться, а не делать что-то самостоятельно, и т. д.), как ему во взрослом возрасте это преодолеть и адаптироваться к жизни?
Это замечательно, что человек учился на «отлично». Перевожу: он отлично умеет учиться. Чему бы то ни было: самостоятельности, ответственности, умению принимать решения, становиться другим, если ему это необходимо.
Задача в том, чтобы найти пути пройти эту учёбу.
Это могут быть книги. Но: прочитал и сразу делай! Не складывай знания багажом эрудита. Пусть умничают другие, а мы будем действовать и наслаждаться жизнью и полученным результатом.
Это могут быть люди, которые готовы делиться своим опытом. Гордыню — в сторону, вспоминаем христианских, буддистских учеников, слушаем, тупо копируем поведение, гибко приспосабливаемся и анализируем.
Это может быть решение взяться за работу чуть выше уровня, на котором ты сейчас находишься. Тогда ситуация мобилизует внутренние резервы и заставит учиться новому стилю поведения, потому как прежний не срабатывает. Если результат деятельности и не будет достигнут (на внешнем уровне), то на внутреннем — вы поразитесь тем изменениям, которые не возникли бы, если бы вы не рискнули.
Наверное, есть очень много других способов. Так кто там отличник? Вот и докажи свою отличность интеллектом и действием.
А каковы ещё качества типичного отличника?
Ориентированность на положительное мнение окружающих, зависимость от внешней оценки результатов своей деятельности. Как бы главные в жизни — это они: родители, друзья, учителя, начальники, муж, дети... А не я — просто человек, который пришёл в эту жизнь прожить её. На равных, между прочим, правах с окружающими людьми, не на «пять» или «двенадцать», не «в отличие от остальных», а потому, что просто родился и живу.
Как правильно воспитывать отличника, чтобы он вырос полноценным, адаптированным к жизни человеком?
Не оценками каждого шага своего ребёнка с точки зрения «хорошо-плохо»,«осудят-похвалят», а предоставлением самостоятельности и наделением ответственностью за каждый его шаг.
Не буду зарываться в раскрытие темы, поскольку эти вопросы актуальны уже для родителей, которые поняли, что «пять» — это не всегда самый лучший путь к гармоничной жизни их ребёнка, и сами готовы искать решения.
Если в жизни было (объективно) очень много неудач и очень мало успехов, можно ли это преодолеть и стать успешным человеком?
Да, конечно! И вкус от изменившейся жизни будет гораздо острее, чем у теx, кто привык наслаждаться успехом и уже не ценит его.
«Очень много неудач» — это прекрасный опыт, в отличие от того, что «вообще ничего не происходило». Значит, вы действовали, получали реальный негативный ответ жизни на свои запросы. Значит, дело в запросах. Они были слишком высоки? Не тому адресовались? Не соответствовали ситуации? Вам так показалось, что люди подумали вот это, а они (люди) в это время занимались своими делами? А что вы думаете по поводу тех ситуаций сейчас? Как бы вы действовали? Рассмотрим варианты, запомним те из них, которые в мыслях получили удачное разрешение.
И... перепишем прошлое заново. Как говорят психологи, никогда не поздно иметь счастливое детство. Это как раз об этом.
Если человек осознает, что большая часть его жизни прошла впустую, была бледной и неинтересной, можно ли и это преодолеть и стать успешным и счастливым?
Ага! Вот и вопрос, что делать, если вообще ничего не происходило. Действовать, пусть происходит! Жизнь станет выпуклой и будет бить пыльным мешком по голове, в которой появятся вопросы. Не «что делать с этой жизнью вообще?», а «Как поступить в этой ситуации?» И это уже совсем другой разговор.
И ещё вопрос, очень косвенно связанный с темой женщин-отличниц... Полноценна ли женщина, которая не имеет детей, и не хочет их иметь по собственному желанию?
А как эта женщина сама считает? Они (опять эти вездесущие они из жизни отличницы!) могут сказать, что она не соответствует гордому имени Женщина, Мать и т. п. А этой женщине, на самом деле, пока не нужен тот маленький человечек, который потребует большего, чем она сможет ему дать сейчас. И это очень ответственно с её стороны признавать, что она ещё не готова принять в свою жизнь целую судьбу нового человека. Это не значит, что она отказывается от материнства навсегда. Эта отважная в своем выборе женщина сможет родить сына или дочку позже, усыновить, взять на воспитание, помочь подруге в виде «посидеть с ребёнком», реализовать свои вновь возникшие чувства в работе в детском саду или школе.
И, наконец, мы привыкли к тому, что женское желание созидать приходит в основном в виде материнства. Но это не обязательно. Можно созидатъ дела, проекты, производства, общества. Служение духовному началу, Добру — тоже созидание и полноценность. Полноценность. Полная ценность жизни. А это о своей жизни может решить только сама героиня.