Письма и отзывы - afield.org.ua


[На главную] [Архив] [Коммуникации]


return_links(2); ?>


Александр Родионов:

Недавно зашел на Ваш сайт в связи с работой М.Е. Бурно «Сила слабых». Эта статья мне показалась очень интересной. Особенно удивило то, что, оказывается, разработана целительная методика — «терапия творческим самовыражением».

Почему удивило? Лет около семи тому назад у меня был кризис (т. н. «кризис середины жизни»): невроз, депрессии, хождения по врачам в поисках помощи, и таблетки, таблетки... Длилось это долго и сопровождалось некоторой внутренней работой — размышлениями о смысле жизни, о Творце, о Тайне и о своем месте во всем ЭТОМ. Читал книги по психологии, религии, мистике... (умеренно), но также и классическую русскую литературу ХIХ века.

Так или иначе, мне повезло тогда выкарабкаться. Нашлись силы внести в жизнь необходимые перемены и многое начать строить заново. Вот тогда со мной и произошло нечто необычное. Я вдруг, на какое-то время, заинтересовался поэзией (преимущественно Тютчева), а затем сам стал писать стихи. Написал целую поэму-сказку, в которой образно-идеализированно изобразил свои переживания и размышления. Хотя на этом мое поэтическое творчество и закончилось, но этот необычный прошлый опыт мне здорово помогает в психологическом плане.

Года два назад я написал притчу, у нее несколько другая история и она мне «нормальному» более близка.

Если говорить о работах М.Е. Бурно, то «Сила слабых» мне очень понравилась. «О характерах людей» воспринялась по-другому. Мне трудно даже тех людей, которых знаю, «клинически» распознать. Или я не могу выделить главное в человеке, или главным для меня является другое — не «клиническое», то, что плохо поддается схематизации.

В «Силе слабых» Бурно стремится поддержать именно интровертов, особенно тех, кто зашел слишком далеко (или оказался там в силу своей ярко выраженной «породы»). Для этого Марк Евгеньевич приводит различные примеры из жизни великих людей. Если бы он был хотя бы немного религиозным человеком, то мог бы апеллировать и к сюжетам Нового Завета. Мне кажется, там Христос в первую очередь поддерживает не устроенных в жизни интровертов и дает им основание духовно (психологически?) стать выше любого преуспевающего экстраверта.

Кстати, в свое время увлекался работами К.Г. Юнга. Его автобиография на меня произвела большое впечатление. С его теоретическими работами сложнее. «Психологические типы» понять глубоко не смог. Хотя и находил отдельные узнаваемые психические фрагменты. Больше всего в Юнге мне нравится его философское отношение к жизни и его зрелая мудрость.

Автобиография Юнга называется «Воспоминания, сновидения, размышления». Вот небольшая выдержка из нее: «Каждый терапевт должен находиться под контролем некоего Третьего, тем самым он обретает еще одну — иную точку зрения. Даже Папа имеет своего духовника. Я всегда советую психоаналитикам: „Ищите себе исповедника или исповедницу!“. Для этой роли лучше приспособлены именно женщины. Они часто наделены отличной интуицией, они видят все слабые стороны мужчины и все происки его Анимы. Они проницательны, как карточные гадалки. Они видят то, о чем мужчины не догадываются. Вероятно, поэтому еще ни одна женщина не полагала собственного мужа сверхчеловеком!»

В этой книге Юнг рассказывает и о своем кризисе-конфликте с Фрейдом (Юнг был его лучшим учеником, Фрейд его прочил себе в преемники). Конечно Юнг был несравнимо глубже Фрейда, допускавшего высказывания вроде: «Если человек начинает интересоваться смыслом жизни или ее ценностью, это значит, что он болен»...

ПРИТЧА О СОВЕРШЕНСТВЕ



[На главную] [Архив] [Коммуникации]





return_links(); ?>