Гезлевские "Текие-дервиш" - afield.org.ua 


[На главную] [Архив] [Наши публикации]


Азиз – святая могила

Наш народ всегда ценил и оберегал свой край. Он знал цену каждой крупинке плодородной земли, радовался и благоустраивал любой источник воды, лелеял и оберегал их, радовался восходу солнца, любой свежей зелени, с трепетом выращивал деревцо. Он всегда хотел украшать свою землю, жить вечно рядом с прахом предков и никогда не умирать! Он помнит обычаи, рассказы своих дедов о бережном отношении к воде, о целительных свойствах священной воды, который бил ключом у святой могилы.

Святым источником в ансамбле «Текие-дервиш» был колодец, прорытый на глубине 13 метров, с чистой прозрачной водой и очень хорошего вкуса, а у стены текие была могила святого, который якобы по ночам ходит по территории в облике мальчика во всем белом.

Во все времена Крымский полуостров был лакомым кусочком для воинствующих соседей. Одни племена заходили, другие выходили из Крыма, но коренной народ оставался. Фельдмаршал Миних дотла сжег Гезлев. Последующие войны использовали самую современную технику, характерно то, что ни одна пуля, ни один снаряд, ни одна бомба не попала в текие. Не это ли подчеркивает святость этого места?

Во дворе ансамбля «Текие-дервиш», останавливаясь у ворот, посетитель моментально чувствует совершенно другую ауру. Входящий как бы попадает совершенно в другой мир. В зале текие каждый ощущает на себе биоэнергетические заряды. Наблюдения показали, что посетители после посещения этого святого места приобретали душевный покой, многие недуги забывались или вовсе исчезали. Это действительно так! Не это ли подчеркивает еще раз то, что в древности ученые улемы, шейхи знали законы природы, и места для строительства монастырей выбирали в определенных местах, возможно, они знали свойства биотоков. Среди кладбищ, у источников воды строились дюрьбе – усыпальницы, увековечивались имена людей, которые делали добро, совершали подвиги во имя человека, превращали эти места в святыни. Люди, которые приходили в такую обитель, становились душевно чище. Они, которые шли на поклонение святым, верили, что они исцелятся не только от недуга, но и от дурного помысла, Аллах поставит его деяния на путь истинный. Но в это нужно очень верить! Эти места были отведены для людей, которые отвергали все блага и отдавали себя Богу, это были дервиши.

Среди мусульман Крыма особенно сильна вера в целительную силу святой воды – аясма. Посетивший текие, из колодца черпал воду, испив её, совершал омовение перед молитвой в мечети. На ветке дерева оставлял лоскуток от своей одежды, как бы просил Святого Азиза ходатайствовать перед Всевышним, чтобы он избавил его от недуга или порока. Воду набирали в емкости и увозили домой, чтобы напоить ближних. Вода в колодце текие имела свои особые свойства исцеления. Об этом сохранились легенды, их рассказывают старые степняки – крымские татары, которые помнят рассказы своих дедов, отцов, бабушек.

Во всех уголках полуострова можно было встретить святые могилы Азиза, теперь их почти нет. Коммунистический режим стер с лица земли то, во что так верили и поклонялись аборигены полуострова. Но память людскую невозможно уничтожить, невозможно убить в человеке великую любовь и привязанность к своим корням и истокам.

С наступлением теплых дней начинали стекаться к святыням паломники, дервиши для совершения молебни и зикр, дабы найти «успокоение души, приобрести силу и веру в себе, исцелить душевные раны, недуги, мучающие после походов, поклониться и отдать дань любви Всевышнему!».

«Действительно, жили тут люди долго, – иные сто лет и больше. Где бы он ни был, всюду и всегда скажет, что нет земли лучше Крыма. И если ему суждено умирать в чужой земле, он всегда хотел, чтобы его кости покоились у себя на Родине», – рассказывает Абибулла Халил-оглу.

Такие святые могилы были близ Алушты, при монастыре Святого Козьмы и Дамиана, куда стекались паломники мусульмане для омовения в источнике и поклонении могиле святого.

В северо-восточной части Симферополя, в старой части Акъ-мечети была могила, огражденная каменной стеной. Здесь был похоронен святой Салгир-баба. К могиле святого приходили за исцелением мусульмане со всего Крыма. 3 июля 1736 года войска палача фельдмаршала Миниха выжгли Акъ-мечеть, с тех пор эта часть города не могла подняться.

До сих пор можно услышать легенду о священной могиле Азиза в селе Эски-Ода (переименовано в село Лозовое) под Симферополем, в саду устроенный и принадлежащий мурзе Крымтаеву, (впоследствии завладел этим садом князь Долгоруков). Село Эски-Ода считалось одним из древнейших поселений крымских татар.

За Успенским скитом, против Чуфут-Кале, близ Бахчисарая, могила святого Гъазы Мансур-Султана. Это он, погибнув на чужбине, вернулся в свой сад и принес свою отрубленную голову под мышкой к себе на Родину.

Под Феодосией на горе Къара-Даг сохранились следы могилы Азиза.

В народе сохранилась легенда о трех святых села Бай-Къыят (Владимирка, Черноморского района), села Айдар-Гъазы, Сакского района. В Саках, на старом мусульманском кладбище, которое стерли с лица земли, был прекрасный дюрьбе (усыпальница) святого Азиза, который реставрировали в 1910 году, сохранились архивные материалы. Рядом с могилой пробивался родник с целительной водой, здесь останавливались путники испить святую воду, напоить уставшую лошадь и верблюда, помолиться Аллаху, попросить легкой дороги и здоровья, оставить свой «автограф» на ветке святого дерева.

Такая святая могила была на территории ансамбля «Текие-дервиш». У стены текие с северной стороны, где раньше были входные двери на территорию, при входе в метрах трех слева, прорисовывается схема этой могилы. Мы надеемся, что эта святыня восстановится со временем. Местные люди рассказывают о чудодействиях текие и святой могилы неизвестного шейха. Многие, кто приходил в текие, это испытали на себе.

Итак, экскурс в мусульманское зодчество ставит справедливый вопрос: кто такие дервиши, как они попали в Крым, о чем они философствовали в затворничестве, что выражалось в мистических плясках?

Следующая
Предыдущая

[На главную] [Архив] [Наши публикации]