[На главную] [Архив] [Психология для жизни]
...Стоит вспомнить наш коллектив, расколотый надвое. Причина раскола: нас не устраивал стиль руководства. Крик на планерках. Этот вечный рефрен: «Я всё знаю о своих сотрудниках!», от которого чувствуешь себя словно под колпаком. ЦУ на совещаниях: «Вы здесь не для того, чтобы думать. Мои приказы не обсуждаются». Новые идеи (если их родителем был не он или ближайшие из друзей) были обречены. Точнее, чем «мафия» — трудно их определить. Очень скоро идеи и
Интересы и задачи организации в непосредственной для сотрудников форме транслирует (то есть передает и интерпретирует) их прямой руководитель. За исключением тех ситуаций, когда представления руководителя и его подчиненных о целях и задачах организации совпадают полностью, и, безусловно, исполнители могут воспринимать свою ролевую позицию по отношению к руководителю как более или менее страдательную, то есть зависимую и подчиненную. В тех случаях, когда представления руководителя и подчиненного об актуальности и необходимости выдвинутых задач резко расходятся, а подчиненный не находит перспектив их согласования («Все равно ему ничего не докажешь! Он не поймет, не сможет понять и не захочет!»), тогда его восприятие своего ролевого положения стремится к восприятию себя как жертвы.
Перед исполнителем, воспринимающем себя как «жертву», встают задачи защиты своих интересов в данных ему условиях (допустим, что человек не может выйти из сложившейся ситуации, например, уволиться), чтобы свести к минимуму неприятности, доставляемые ему неоптимальными отношениями с руководителем. Такой исполнитель стремится избегать контактов с руководителем, который начинает оцениваться как источник неприятных воздействий, симулировать образцовую исполнительность, выполнять порученную ему работу лишь постольку и в той мере, чтобы от него «отвязались», проявляет соглашательство с любыми, даже ошибочными решениями. Возникает безразличие, а то и незаинтересованность в успехе общей деятельности. У исполнителя, воспринимающего свое состояние как ущербное, могут возникать компенсаторные тенденции в виде ожидания и скрытого способствования поражению того дела, за которое ответственен руководитель. Эти и другие формы противодействия исполнителя закономерно вытекают из его образа — себя как жертвы. Понятно, что в этих условиях трудно рассчитывать на то, что исполнитель будет добросовестным, инициативным и самоотверженным сотрудником организации.
Невозможность реализации своего творческого потенциала переживается людьми особенно болезненно в коллективах, сам статус которых предполагает творческую активность и позитивный настрой, и поэтому здесь описываемые негативные эффекты проявляются с наибольшей силой. Не следует, однако, думать, что они могут возникать только в деятельности руководителей авторитарного типа. Рассогласование представлений руководителя и подчиненных об актуальности и значимости стоящих перед коллективом задач в большей или меньшей степени неизбежно уже хотя бы в силу различий их
— По возможности предоставляйте подчиненному большую инициативу в деталях исполнения порученного задания. Следует избегать чрезмерной регламентации деятельности человека. За исключением
— Распределяйте работы с максимальным учетом индивидуальных особенностей подчиненного. Без особой необходимости не следует настаивать, чтобы именно этот человек выполнил именно эту работу — если есть возможность, предоставьте подчиненным право выбора.
— Привлекайте подчиненных к совместной выработке и формулированию заданий. Зачастую уже сам факт самостоятельного формулирования (называния, именования) привносит отпечаток авторства и уже одним этим делает работу более близкой и привлекательной для исполнителя.
— Попытайтесь увлечь сотрудников своей заинтересованностью в выполнении производственного задания, к которому он поначалу может быть безразличен. Энтузиазм, увлеченность работой часто «заражают» подчиненных и могут вызвать у них аналогичные переживания.
— При совместном обсуждении результатов
— Поручите работу «строптивому» подчиненному в паре с более опытным и объективно более ответственным работником. Возможно, по отношению к вам, к вашей манере аргументации у подчиненного возникла «аллергия», а другому с меньшими затратами энергии удастся переубедить подчиненного. Добиваясь собственно производственного эффекта, руководитель еще и избавляется от необходимости вести непродуктивные дискуссии с таким подчиненным и предупреждает углубление зарождающегося конфликта.
— Предложите для выполнения той или иной работы помощь других сотрудников. Подчиненные часто опасаются слишком большой личной ответственности, которая последует в случае неуспеха, поэтому иногда (особенно с неопытными сотрудниками) стоит такую ответственность разделить. Этот прием целесообразен и в том случае, когда проблема носит необычный характер и нужны
— Предоставьте подчиненному возможность самостоятельно выбрать себе помощника из числа тех, кого он сам считает необходимыми для решения поставленной перед ним задачи. Так обеспечивается не только оптимальное сочетание и распределение способностей и обязанностей сотрудников, но и оптимальный психологический климат в коллективе. Но одно условие обязательно: основной исполнитель должен быть достаточно квалифицирован и ответственен.
— Иногда полезно не акцентировать внимание на том, что подчиненный уклоняется от участия в важных для организации работах (пусть он
— «По правде сказать, мне известно (я догадываюсь) о вашем нежелании заниматься всерьез этой работой, но мне, да и всему коллективу, было бы очень трудно обойтись без вашего опыта и знаний». Таким образом следует поощрять исполнителя, если даже у него и нет особенного опыта и знаний. Демонстрировать свою легкую, временную зависимость от подчиненного — значит возложить на него психологическую ответственность за дальнейший ход деятельности, стимулировать его к собранности и инициативным действиям. Этот психологический прием может привести к хорошим результатам, когда участие всех крайне важно для создания общей творческой атмосферы в коллективе.
— Предоставьте подчиненному некоторый
Это имеет смысл в тех случаях, если сотрудник длительное время работал очень напряженно, устал, взвинчен, если у него
— При подведении итогов
Руководитель даже с чистым сердцем и нисколько не лукавя может поблагодарить сопротивлявшихся его начинаниям, имея в виду следующее: «Спасибо вам, что вы недостаточно сильно мне мешали, не воспользовались всеми своими возможностями к сопротивлению, чтобы не дать мне работать, иначе мне и за это не удалось бы вас поблагодарить». Возможно, последнее звучит комично, но принять такой подход трудно лишь тем, кто всегда и во всем требует безоговорочной поддержки. Но _надо себе отдавать отчет в том, что стопроцентного понимания и поддержки ваших намерений никогда не будет, да и быть не может_.
— Предложите подчиненному самостоятельно соотнести свои представления и результаты, противоречащие основному направлению, с результатами, полученными большинством сотрудников. Это поможет подчиненному более объективно разобраться в своем отношении к делу, в методах и результатах своей работы. Правило это годится, если результаты деятельности подчиненного регулярно «уходят в сторону», заметно снижая уровень качества и вообще результативность совместного труда.
— Руководитель сам берет на себя труд увязать различные подходы, результаты и решения в рамках главного направления. Это одна из важнейших функций руководителя, наглядно демонстрирующая его способность к координации индивидуальных усилий, его компетентность и эластичность в оценке предложений подчиненных. Но здесь важно соблюдать также меру своего вмешательства в ту часть производственного процесса, которая непосредственно реализуется подчиненными.
— Если позволяет общая производственная ситуация, нужно разрешить подчиненному заниматься интересующей его темой как разработкой резервной темы. Это целесообразно и даже желательно для обеспечения «задела» будущей работы. Таким образом можно прорабатывать различные варианты подходов к будущим проблемам и заданиям, вести поисковую, исследовательскую работу.
— Рассмотреть общий характер и сравнить результаты работ с результатами и предложениями подчиненного с целью «смещения» общего направления деятельности в сторону предлагаемого подчиненным, как более перспективного. Эта стадия в деятельности руководителя всегда для него особенно болезненна, поскольку задевает его самолюбие, часто воспринимается и оценивается как крушение своих планов, заставляет признать свое несовершенство. Но исключить того, что ваши концепции и взгляды объективно менее ценны, удачны и совершенны, чем развиваемые вашими подчиненными, никак нельзя. Никогда и никто от этого (слава богу!) не застрахован.
Подобную профилактическую работу лучше начать самому руководителю, чем под давлением и в атмосфере рушащихся производственных, финансовых и психологических отношений в коллективе. Этим руководитель продемонстрирует свою дальновидность, ответственность и объективность.
Все эти приемы помогут руководителю стимулировать подчиненных к плодотворной коллективной деятельности, или, по крайней мере, снизить вероятность скрытых и явных
Эта часть содержит немудрённые советы, написанные, однако, мудрённым языком — так было необходимо, чтобы напечатали книгу. Присмотревшись, однако, замечашь, что ориентированы они как раз на такого вот «альтернативного» менеджера то есть — заботящегося о хорошей атмосфере в своём коллективе.