Т. Стриженова Материалы о Надежде Ламановой я собирала более 20 лет по частным и государственным архивам, вела поиски в музее МХАТа, в фондах других московских музеев и в ленинградском Эрмитаже. Младшая сестра Ламановой Мария Петровна и ее дочь Надежда Константиновна Крахт передали мне личный архив художницы документы и фотографии. Когда, казалось бы, было собрано все, я неожиданно получила новые дополнительные сведения, касающиеся некоторых подробностей биографии Надежды Петровны, от ее земляка Надежда Петровна Ламанова родилась 14 декабря 1861 года в русской провинции, в деревне Шутилово Нижегородской губернии. Отец Петр Михайлович Ламанов был потомственный дворянин из обедневшего рода. Он избрал военную карьеру и к моменту рождения старшей дочери Нади имел чин полковника. К сожалению, о матери Надежды Петровны никаких сведений до нас не дошло. Семья была на грани разорения (остались огромные долги после кончины старшего брата отца), когда двадцатилетняя Надя после окончания курса местной гимназии решила уехать из родительского дома в Москву, чтобы самостоятельно зарабатывать на жизнь. Надо было помочь поставить на ноги трех младших сестер. Проучившись два года в школе кройки ...Вскоре пришла печальная весть о кончине отца. После него осталось лишь небольшое имение, почти не приносившее дохода. Рассчитывать следовало лишь на собственные силы. Надежда Петровна как старшая из сестер становится главой и единственным кормильцем осиротевшей семьи (младшей сестре едва исполнилось шесть лет). В 1885 году Тем не менее, после открытия собственной мастерской и первых признаний ее таланта, Надежда Петровна продолжала учиться теперь в Париже у известных, знаменитых в Европе модельеров. Несколько позднее произошло знакомство с выдающимся французским кутюрье Полем Пуаре, перешедшее затем в длительную творческую дружбу. Постоянное совершенствование в избранной профессии и природный талант сделали авторитет ламановской мастерской столь высоким, что в В этот период Надежда Петровна создает серии блистательных придворных туалетов, подлинных шедевров искусства. Часть из них хранится в Ленинграде в фондах Государственного Эрмитажа. Эти вещи красноречиво говорят о том, что их творец художник высочайшего класса, обладающий при этом оригинальным русским почерком. В 1901 году Круг друзей художницы к этому времени расширился. Среди близких ей людей были Октябрь 1917 года застал Она почувствовала, что именно теперь стране и народу понадобятся ее знания, опыт и редкий талант мастера костюма. Поэтому так решительно она отказывалась от предложений американских и французских знаменитых модельеров работать на Западе, навсегда покинуть Россию. По инициативе художницы в 1919 году организуется Мастерская современного костюма (при Главнауке) с широкой новаторской программой, в которой нашли обоснование принципы моделирования костюма для трудящихся масс. Самое активное участие приняла она в разработке планов деятельности первых швейных учебных заведений: «Положения о Центральном институте швейной промышленности», «Устава Сокольничьих советских учебных художественно-промышленных мастерских». И вот именно в эту, столь напряженную и активную пору творчества мастера, стремящегося отдать все свои силы на благо нового общества, ее заключают в Бутырскую тюрьму «за дворянское происхождение». На выручку В период с 1919 по 1924 годы Надежда Петровна разрабатывает на базе логически обоснованного кроя многочисленные модели простой одежды, рассчитанной на широкие демократические слои населения. Одновременно она с охотой занимается проектированием платья по идеям народного русского костюма. С 1922 года художница состоит членом Академии Художественных наук (в кустарной секции). Ее награждают специальным дипломом за участие в I Всероссийской Другая грань ее таланта проявилась в серьезных теоретических разработках, посвященных различным аспектам искусства моделирования одежды. На страницах журналов «Ателье» и «Красная Нива» появляются глубокие по мыслям и талантливые в литературном отношении статьи Ламановой. Это прежде всего: «Русская мода» («Красная Нива», № 30, 1923 г.) и «О современном костюме» («Красная Нива», № 27, 1924 г.), подготовлена к публикации статья «О целесообразном костюме». В 1925 году Надежда Петровна Ламанова и Вера Игнатьевна Мухина совместно издают альбом «Искусство в быту», представив в нем ряд проектов бытовой одежды, основанной на принципах строгого дизайна. Пожалуй, 1924 год стал последним для Ламановой как В дальнейшем она полностью переключается на моделирование одежды из кустарных тканей с применением народного кроя. Этой проблемой художница занималась весь период 20-х годов, считая, что использование в современном костюме элементов русского народного искусства может помочь формированию совершенно оригинального направления отечественного моделирования. Когда же в середине Многие годы Полностью эта теория была оглашена на выставке «Кустарная ткань и вышивка в современном женском костюме» в 1928 году. Она стала подлинным переворотом в искусстве моделирования костюма, ибо сформулировала новую программу целой важнейшей отрасли декоративного искусства, соответствовавшей характеру новой жизни и обусловленной ею. Работу в Кустэкспорте Ламанова продолжала вплоть до 1932 года. Однако жизнь великого мастера не складывалась гладко. Вновь над ней сгустились тучи в марте 1928 года Надежду Петровну лишили избирательных прав «как кустаря, имевшего двух наемных мастериц». Для такого чистого, беспредельно преданного своему делу человека это был страшный удар. В своем заявлении в избирательную комиссию с просьбой об отмене решения она пишет: «...Я совсем не являюсь портнихой в общепринятом смысле этого слова. Я работаю в деле пошивки женского платья как художник, то есть я создаю новые формы, новые образцы женской одежды... Мои искания направлены к тому, чтобы создать такие формы и образцы женской одежды, которые были бы приспособлены по своей простоте, удобству и дешевизне к нашему новому рабочему быту и в которых нашли бы широкое применение наши современные кустарные вышивки и материи». К заявлению Надежда Петровна прилагает отзывы общественности о своем творчестве. Среди них мы находим имена известных деятелей искусства, в частности, члена Академии художественных наук, председателя кустарной секции Можно только догадываться, как тяжело переживала Надежда Петровна эту очередную несправедливость. К сожалению, у меня нет сведений о том, как закончилась эта печальная страница биографии великой художницы. Есть, правда, еще один документ, возможно, относящийся к этой истории. Среди ее личных бумаг лежит справка, подписанная Во всяком случае, в Немал список работ Надежды Петровны в кино: ею исполнены костюмы к кинофильмам «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский», «Ревизор» (Укрфильм). Участвовала художница и в создании костюмов для фильмов «Иван Грозный» и «Аэлита». Но, пожалуй, самой активной в ...Ламанова продолжала ходить во МХАТ на работу и в начале Великой Отечественной войны, когда ей было уже 80 лет. Однажды, подойдя ко входу в театр, она увидела, что он закрыт. Труппа была эвакуирована, а Ламанову... забыли, как Фирса из «Вишневого сада». Расстроенная художница пошла домой и по дороге умерла от сердечного приступа. Это случилось 15 октября 1941 года. Великая Ламанова похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище. «Журнал мод» 4/1989. С незначительными сокращениями. |