Перебирая стёклышки-мгновения... - afield.org.ua 


[Сила слабых] [Наши публикации] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [Уголок красоты] [В круге света] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [ФеминоУкраина] [Это Луганск...]
[Поле надежды — на главную] [Театральный роман (в статьях)]






ПЕРЕБИРАЯ СТЁКЛЫШКИ-МГНОВЕНИЯ...


«Первый раз в жизни такое вижу: зародыши с двумя фотоаппаратами и ноутбуком, задрав штаны, бегут в Америку. Именно такими мгновениями жизнь и прекрасна, когда ты созерцаешь то, чего не созерцал ранее» (Пётр Гладилин, «Фотоаппараты»).

Перебирая стёклышки-мгновения...

Вот уже в седьмой раз подряд, по окончании учебного года, народный студенческий театр факультета общественных профессий Луганского национального аграрного университета представил новый спектакль. Но этот год стал особенным: у театра появилось имя. И вряд ли случайным совпадением был дебют театра «Миг» со спектаклем, в котором ярко и неистово звучит мысль об огромной ценности каждого мгновения жизни, при всей её быстротечности.

Пьеса «Фотоаппараты» в творчестве московского драматурга Петра Гладилина — одна из новых. Похоже, она поставлена на сцене впервые. Было много сомнений, но, в конце концов, режиссёр Михаил Гончаров и молодые актёры взяли этот сложный материал на темы жизни и смерти, предопределённости судьбы, самых глубинных вопросов существования. И были вознаграждены: полный зал, горячие аплодисменты вперемежку со слезами, восторженные отзывы специалистов.

Жанр спектакля? Уж точно не реализм, хотя язык и не поворачивается назвать это театром абсурда. Театр — аллегория, ассоциация, театр — сновидение?.. Пока будущие мамы спят, зародыши (режиссёр предпочитает называть их «нерождённые люди») берут их фотоаппараты — «Соньку» и «Олимпус», шесть мегапикселей — и сбегают на речку, чтобы погулять, подышать свежим воздухом, пофотографировать. Знакомятся с бабочкой и мухой, а потом возвращаются домой и тихонько кладут фотоаппараты на место. А однажды убегают в Америку, чтобы устроиться фоторепортёрами в «Санди Таймс» или «Нью-Йоркер»... Не правда ли, напоминает логику сновидения? И среди действующих лиц — не только существа, живущие на земле, но и те, которых нет в реальном мире.

Фотография, как известно, — это символ остановленного и сохранённого мгновения. А что такое идеальный снимок — мечта фотохудожника? Может быть, это предельное воплощение принципа «жить здесь и сейчас», это вся жизнь — в одном миге, а дальше...? А в пьесе сделать такую фотографию помогает некий Аарон, хотя это не настоящее имя, потому что его мама не выговаривала первую букву «икс». Он, как и зародыши, не виден на снимках...

Перебирая стёклышки-мгновения...

Впечатляют образы Бабочки и навозной мухи Дункель. Бабочка — роскошная шоколадница, «шоко-бабочка», и как пронзительны последние моменты её однодневной жизни! Стекляшки от люстр, выброшенные с завода неподалёку, становятся для неё символами этих крошечных мгновений, таких разных, она их перебирает, прощаясь... Муха живёт дольше, до осени, но наступает и её черёд пересматривать свою коллекцию мгновений. Поневоле вспоминается песня о миге между прошлым и будущим. Кстати, Алексей Апроксинкин написал удачное музыкальное сопровождение — лиричное, драматичное. Есть и запоминающаяся, много раз повторённая в конце мелодия — лейтмотив спектакля.

Декораций — никаких. Вернее, посреди сцены стоит постамент — для всего, а в остальном — как в «бедном театре» польского театрального педагога Ежи Гротовского — все выразительные средства содержатся в самом актёре. И это уже определённый уровень актёрского профессионализма. А ведь есть точка зрения, согласно которой молодёжные театры по определению выше уровнем, чем профессиональные... Впрочем, был ещё один элемент декораций, современный: превосходный видеоряд на большом экране (художник по свету В. Хаджинов), усиливший эмоциональное впечатление от спектакля во много раз.

«Идея — на откуп зрителя», — говорит режиссёр. Смыслов здесь, похоже, столько, сколько зрительских душ. Подготовка спектакля тоже шла не совсем обычно: «застольный период», когда актёры начинают разбирать пьесу, вчувствоваться в неё, занял половину учебного года, причём в сентябре и октябре репетиций как таковых не было — а были задушевные беседы на разные темы, что тоже оказалось необходимым для сборки будущего спектакля. Одной из режиссёрских концепций была детскость героев. Чтобы сыграть это правильно, студенты-актёры не раз наведывались в детский сад, наблюдали...

Перебирая стёклышки-мгновения...

Ко всему прочему, это комедия. Количество юмора здесь также через край.

Что дальше? В планах Михаила Гончарова — через год поставить сказку нашего знаменитого земляка, барда Александра Литвинова (Веня Д'ркин). Он тоже учился в луганском аграрном университете. А что касается более близкого будущего... Хотелось бы, чтобы не уплыли с Хароном «Фотоаппараты», спектакль, сыгранный со всей искренностью молодости, помноженной на силу талантливой драматургии. Но пока ожидается только один показ, в октябре...

Приглашаются думающие зрители. Вход свободный.


Светлана Дзюба, 2010 г.

Для газеты «Жизнь Луганска»






    ВСЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТАТЬИ НА ЭТОМ САЙТЕ:





[Поле надежды — на главную] [Театральный роман (в статьях)]
[Сила слабых] [Наши публикации] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [В круге света] [Уголок красоты] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [ФеминоУкраина] [Об авторах] [Это Луганск...]