[Сила слабых] [Наши публикации] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [Уголок красоты] [В круге света] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [ФеминоУкраина] [Это Луганск...]
[Поле надежды — на главную] [Театральный роман (в статьях)]






«То, что закладывалось в нашем театре, продолжает жить»

Театральные диалоги


— Мы продолжаем работать. У нас был очень сложный период, когда в прошлом году не стало Евгения Романовича, — рассказывает директор областного академического театра кукол Сергей Викторович Терновой.

То, что закладывалось в нашем театре, продолжает жить

Евгений Ткаченко, народный артист Украины, за 15 лет поставил около 30 спектаклей в этом театре, будучи главным режиссёром. Его постановки, даже детские, отличались духовностью и философской глубиной, высокими критериями при выборе драматургии.

— К нам пришёл новый главный режиссёр, заслуженный деятель искусств Украины Алексей Кравчук, — говорит Сергей Викторович. — Он пришёл не спонтанно, мы встречались на фестивале им. П. Б. Луспекаева, и я понял, что по духу он — наш человек, что он может организовать актёров, вдохнуть в них новую творческую жизнь. По крайней мере, мы это видим по той работе, которой он сейчас занимается, — Метерлинк, «Синяя птица». Его подход, его тренинги, его отдача — всё по максимуму. Сейчас я иду по театру и боюсь одного: чтобы не сглазить. Значит, то, что закладывалось, то, что произрастало в нашем театре, продолжает жить.

— Театр кукол недавно получил приз на фестивале «Ляльковi зустрiчi» за лучшую сценографию...

— Да, за спектакль «У ковчега, в восемь», над ним работала Вера Задорожная. Это художник, который рос в нашем театре, сейчас она работает в Киеве. Мы поддерживаем отношения, и в «Синей птице» — тоже её художественное решение. Судя по макетам и эскизам, оно будет также интересным.

В прошлом году, кстати, мы принимали участие и в «Лесиних джерелах», где актёры Татьяна и Евгений Мерзляковы были отмечены жюри, как чтецы. Участвовали мы и в фестивале имени Луспекаева.

— А что у театра в планах?

— Планируем повезти «Синюю птицу» во Львов, там проходит международный фестиваль театра кукол, куда приезжают и зарубежные коллективы, он будет в мае. Осталось немного — найти средства... Но ничего, будем искать возможности. Когда-то я говорил: будет очень сложно — поедем на перекладных, но участвовать нужно. Ведь наш коллектив знают и хорошо принимают.

Идут переговоры с заслуженным артистом Украины Леонидом Поповым. В планах, как один из вариантов, — «Золотой ключик». И Новый год. Мы работаем сейчас параллельно над двумя спектаклями. Планы у нас хорошие и большие, дай бог, чтобы хватило сил.

Второй спектакль, о котором говорит директор театра, — «Нехочуха», автор пьесы и постановщик Светлана Тарасенко. Это сказка для самых маленьких, начиная с трёх лет. Детишки любят интерактивные, игровые спектакли, в которых они принимают прямое участие, по словам художника Людмилы Васильковской. Она много лет работает в этом коллективе, а недавно назначена главным художником. Людмила оформила новогоднюю экспозицию музея кукол и нынешнюю, на тему транспорта. Сейчас она создаёт сценографию к «Нехочухе».

— На сцене будет обстановка детской комнаты, — говорит Людмила Васильковская. — Куколки будут напоминать мягкие игрушки, которыми дети привыкли играть и которые им родители покупают в магазине, будут также пирамиды, кубики. Декорации сделаем компактными, чтобы их было легко вывозить — спектакль планируем играть в детских садах.

А как живётся и работается в театре кукол Алексею Кравчуку в должности главного режиссёра?

То, что закладывалось в нашем театре, продолжает жить

— Я стараюсь войти в коллектив, который имеет свои хорошие традиции, — говорит он. — Для меня это и урок, и честь, и ответственность — постепенно войти в живой организм театра и избежать революционных действий. Только эволюционные. Моя основная задача на сегодняшний день — изучить, как живёт театр, чем он дышит. Я хожу на все спектакли, смотрю и анализирую, как работают цеха, как работает весь коллектив. По внутреннему, душевному состоянию мне здесь очень комфортно. Может быть, это связано с тем, что театр в первую очередь — для детей. Это, наверное, самое главное, потому, что состояние Ребёнка важно для нас, взрослых. Я смотрю, как дети реагируют на спектакли. Они удивляются, и взрослые удивляются. И мне работается в этом периоде очень-очень интересно.

Я чувствую поддержку каждого сотрудника театра. Мне бы хотелось самому учиться, приглашать сюда других режиссеров, более талантливых, чем я, чтобы театр имел развитие, и я вместе с ним. Моя задача — чтобы коллектив жил и развивался, чтобы этот огонь постоянно горел.

— В Театре юного зрителя во Львове идут ваши спектакли для детей и юношества. А для театра кукол что-нибудь раньше ставили?

— Для меня это впервые в жизни. Что-то я знаю и умею, но многих вещей, конечно же, не знаю в специфике театра кукол. Но мне все помогают их осваивать.

Генеральной линией будет, конечно, театр кукол для детей, но хотелось бы, чтобы появлялись спектакли и для взрослых. Потому что всё-таки архетип театра кукол более древний, чем, скажем, архетип драматического театра. Он берёт истоки чуть ли не из первобытнообщинного строя, когда люди, творя заклинания, общались через форму, знак, символ...

— Можете ли вы сказать, чем отличается для вас работа с куклами от того театра, к которому вы привыкли?

— Здесь огромную роль играет форма. Я играю как актёр драматического театра и как режиссер ставлю спектакли, но работа с формой — это безумно сложно. Здесь актёр полностью реализует себя через куклу. Мы его не видим, мы воспринимаем куклу, и если это талантливо, на это реагируют и дети, и взрослые.

— Форма — это кукла?

— Да, кукла — это знак, символ. Работать с ним очень интересно, мы многие вещи придумали, когда начинали работать над «Синей птицей», но сейчас, когда уже идут репетиции, мы многое меняем.

— Что бы вы хотели поставить после «Синей птицы»?

— В планах есть и «Карлссон», и «Зайчик Хвалько», и ещё моя мечта — сделать «Ивасика-Телесика» в восточном колорите, чтобы можно было видеть разные традиции театра кукол, скажем, японский театр. Но это в перспективе.

— Японский театр кукол?

— Да, театр кукол перекочевал в Европу с Востока, хотя есть он и в славянских традициях, мы можем отследить появление того же Петрушки. Но если взглянуть на театр кукол в целом — он знаков. Он символичен. Такая традиция восприятия мира больше присуща народам Востока. Возьмем китайскую письменность: видишь иероглиф, где нарисованы дерево, заходящее солнце и сердце, и вдруг понимаешь, что это — «давай встретимся, моя любимая, на закате солнца в прекрасном саду». Такие символы очень интересно разгадывать. И эта традиция, хотим мы того или нет, передаётся в театре кукол. Актёры думают образами, а образ — это тоже знак, символ, в театре кукол он просто более явен. Дети воспринимают образы, а не логику. Нужно искать эти образы живым, парадоксальным моментом. Мы парадоксальны.

— А что вы хотите поставить здесь для взрослых?

— «Снег во Флоренции» Лины Костенко. Я имел честь играть в этом спектакле в двух версиях в театре имени Леся Курбаса, а здесь увидел тех людей, с которыми мне хочется сделать этот материал, с которыми он может иметь отклик, пульсацию...

То, что закладывалось в нашем театре, продолжает жить

Можно фантазировать, но когда в театре есть мощное творческое начало, то уже можно думать и о конкретной перспективе. Мы много говорили с Сергеем Викторовичем о том, что нужно изыскивать возможности для поездок театра на разные фестивали. А может быть, со временем и тут возникнет фестиваль? Было бы хорошо, чтобы Луганск стал театральным городом, он таким и становится. Я смотрел по разным рейтингам Луганскую и Львовскую области, и та тенденция, которая есть в Луганской области, мне очень нравится. Здесь гуманитарные проекты выходят на лидирующее место в Украине. Появляются очень интересные вещи. То открывается «Українська книгарня», то вдруг возникают интересные предложения по поводу празднования юбилея Т. Г. Шевченко, то Иван Долгий создает молодежное театральное объединение. Не устаю удивляться фестивалю им. П. Б. Луспекаева, многая лета ему. Потом русский театр начинает проект «Автор на сцене». Когда появляются эти тенденции, люди выходят из формата социальной борьбы и переходят в формат творческого начала. Будет юбилей Луганской области, и нужно думать, как заявить о себе как о театральной единице.

Я сравнивал луганские события с теми, которые происходят во Львове. Многие аналитики говорят, что сейчас приходит время, когда надо уделять внимание художественным проектам. В какое-то время во Львове очень хорошо сработал такой формат, как праздники кофе, пива, возникли Книжный форум, театральные фестивали «Золотой Лев», «Метод и практика», «Ивасик-Телесик», — то, что вбирает в себя и распространяет вокруг творческую энергию. А в этих степях чувствуешь себя как дома, можно работать, репетировать, общаться с людьми. Когда это творческое начало будет сгенерировано, здесь возникнут совершенно другие энергии. Хотя они и сейчас хорошие, вы, луганчане, по своей натуре очень открыты, темпераментны, и в то же время, если решили что-то делать, значит, делаете. Это здорово.

— Как режиссёр театра кукол, ставите ли вы перед собой задачу пробудить Ребёнка во взрослом?

— Конечно. Я считаю её одной из главных, потому что мы, взрослые, часто становимся прагматичными, ревностными, отсюда — злыми, начинаем обвинять всех вокруг. И попадаем в такой ад, из которого вырваться очень тяжело. В этом аду нет любви, благодарности, открытости. Моя точка зрения — любой экономический кризис есть следствие кризиса политического, а последний — следствие духовного кризиса, неумения договариваться, принимать людей с другой точкой зрения. Ради бога, правые, левые, кто угодно, жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на это. И когда во взрослом пробуждается Ребёнок, он начинает делать удивительные вещи, и делает их красиво парадоксальными. И тогда всё оживает.


* * * *

Сергей Терновой и Алексей Кравчук поздравляют коллег из русского и украинского театра с Международным днём театра, и желают, чтобы творческие проекты осуществлялись на высоком уровне, чтобы у актёров никогда не иссякал творческий потенциал, чтобы режиссёры радовали своего зрителя, который приходит в театр, радуется, сопереживает. Чтобы все были здоровы и успешны.


Светлана Дзюба. 2013 г.
Для газеты «Молодогвардеец» № 12 (515) от 27.03.2013






    ВСЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТАТЬИ НА ЭТОМ САЙТЕ:





[Поле надежды — на главную] [Театральный роман (в статьях)]
[Сила слабых] [Наши публикации] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [В круге света] [Уголок красоты] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [ФеминоУкраина] [Об авторах] [Это Луганск...]