[Сила слабых] [Наши публикации] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [Уголок красоты] [В круге света] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [ФеминоУкраина] [Это Луганск...]
[Поле надежды — на главную] [Театральный роман (в статьях)]





СТУДЕНТЫ — СТУДЕНТАМ, ГОРОДУ И МИРУ


«Театральный Куфар» — международный фестиваль студенческих театров, который украшает дни бабьего лета в белорусской столице уже 7 лет подряд (куфар — по-белорусски сундук). Проходит он под эгидой Белорусского государственного университета и Управления по делам культуры БГУ, а также при поддержке международной ассоциации университетских театров IUTA/AITU. В 2010 году здесь показали свое искусство 16 театров из 13 стран, были представлены 3 гостевых спектакля.

«Мир без чудес чёрно-бел, но нет причин для тоски: за пять минут кистью умелой мир чёрно-белый весь разрисуют чудаки», — пела когда-то Ирина Понаровская. «Куфар» 2010 года проходил под знаком чудаков: то тут, то там в Минске встречались молодые люди в цилиндрах, а в день открытия по улицам прокатился велопробег чудаков. И, конечно, множество разноцветных воздушных шаров, которые всегда сопровождают перформанс-акции этого фестиваля. Минчане, особенно молодые, уже привыкли к тому, что осенью есть одна неделя особенной жизни, полной игры, вдохновения и детской радости, неповторимой атмосферы, а «чудаковатая» тема сделала эту неделю ещё более пёстрой и яркой.


Студенты - студентам, городу и миру
Открытие

«Традиции. Поиск. Эксперимент» — неизменный девиз фестиваля. Можно сказать, что экспериментов здесь хватало, и о традициях тоже не забыли. В традиционной и довольно элегантной манере поставил чеховскую «Чайку» театр «АРТ» Половского государственного университета, причём режиссёр назвал её не комедией, а так, как она есть по сути, — трагедией. А литовцы из театра «MINIMUM» Вильнюсского университета привезли спектакль «Привет, я Гамлет», где перенесли шекспировские страсти в наши дни. Этот театр на «Куфаре» уже узнаваем: в декорациях «Гамлета» такое огромное количество театральных костюмов, как книг — в «Маргаритах», показанных здесь ранее.


Студенты - студентам, городу и миру
«Привет, я Гамлет»

Самый эпатажный спектакль — «Плохие люди в Гуантанамо» Римской театральной академии «Sofia Amendolea». Половина актёров на сцене были полностью обнажены, что, естественно, вызвало неоднозначную реакцию, многие ушли из зала. А другая часть зрителей была в восторге. Действительно, можно сказать, что нагота оправдана в контексте сюжета (спектакль рассказывает о пленниках американской базы Гуантанамо). Тюремщики — одеты, пленники — обнажены, и это подчёркивает их крайнюю уязвимость, беззащитность. Если добавить сюда превосходную пластику, световые эффекты (например, стробоскопические), игру на скрипке, — получается в высшей степени эмоциональное зрелище. На которое ханжам, конечно, вход запрещён.


Студенты - студентам, городу и миру
«Плохие люди в Гуантанамо»

Неожиданно тонкий, глубокий и очень «европейский» спектакль показали иранцы: «Женщина, мужчина» Тегеранского университета искусств. Театр называется Sayeh, что значит «тень». Режиссёр М. Мирмонтаземи поясняет: он о том, что мужчина и женщина должны каждый день что-нибудь делать, чтобы их отношения стали лучше. Хоть что-то маленькое. Спектакль «скрытый», символический, рассчитанный на думающих зрителей — мужчин и женщин, из Европы и Азии, настроенных традиционно либо феминистически, ведь основные ценности в отношениях мужчины и женщины — общие для всех...


Студенты - студентам, городу и миру
«Женщина, мужчина»

Каждый театр-участник — это новое веяние, новое направление. Как всегда, порадовали эстонцы из студенческого театра Тартуского университета (режиссёр К. Куду), на этот раз у них была лёгкая, весёлая постановка «Восемь японских киогенов» в стиле традиционного японского театра «но». Киоген — это небольшая сатирическая история, высмеивающая человеческие недостатки. Своеобразны были поляки, португальцы, греки. «Параклауситрон» — этим термином из античного театра, который означает монолог у закрытой двери любимой (буквально: «Я плачу у твоих дверей») назвали свой спектакль студенты театра DRYS Афинского университета. Не остались в стороне, конечно, хозяева фестиваля: театр БГУ «На балконе» продемонстрировал постановку пьесы Мрожека «Эмигранты» (достойный дебют двух молодых актёров), а театр-студия «На филфаке» того же университета — «Дело Синей Бороды» по пьесе А. Максимова.


Студенты - студентам, городу и миру
«Параклауситрон»

Тема Синей Бороды прозвучала и в спектакле, который завоевал главные награды фестиваля: Гран-при (по результатам зрительских симпатий) и приз за лучшую режиссуру. Такой триумф англичанам принесла целостная, сбалансированная постановка пьесы Анжелы Картер «The Bloody Chamber» (спектакль называется «Красная комната», режиссёр — Мэри Стэдмэн из Университета Бат Спа). Эта приятная женщина призналась, что она феминистка, и объяснила вкратце идею своей работы: склонность молодых девушек влюбляться в мужчин, принадлежащих к архетипу Синей Бороды. Она хочет средствами искусства предостеречь их, показать, что лучше выбирать хороших, добрых парней... Отрадно то, что победил спектакль, несущий в себе настоящие человеческие ценности, а не эксперимент ради эксперимента, причём это не в первый раз (вспомним спектакль «Зимы не будет», завоевавший Гран-при год назад). Что тоже может говорить о качестве фестиваля «Театральный Куфар», подлинности установившейся там атмосферы.


Студенты - студентам, городу и миру
«Красная комната»

Украина также принимала участие, со спектаклем «Эскориал» по пьесе М. де Гильдерода. Поставил его студенческий театр «Точка отсчёта» из Симферополя, режиссёр — Вадим Дзюрдзе. Вадим рассказал немного о своем театре, который был образован на факультете иностранной филологии Таврического национального университета в 2006 году.

— Сначала это была театральная студия при факультете, потом она стала называться театральная студия университета, потом — студенческий театр ТНУ. Мы играли на разных площадках города, в том числе в стенах нашего академического русского драматического театра им. Горького. А название «Точка отсчёта» родилось в процессе придуманного нами кастинга. Я предложил ребятам придумать название, все написали на бумажках, смешали, а потом общим голосованием решали. «Точка отсчёта» победила, хотя в финал вышло два названия, второе было — «Дети Станиславского». «Точка отсчёта» — более боевое, конкретное, оно всем понравилось.

Сейчас мы провели дополнительный набор, пришли новые ребята. Мы каждый год это делаем. Остаётся костяк из 10 человек, которые здесь с самого начала, но каждый год мы обновляем ряды. Главное, чтобы те, кто приходят заниматься этим делом, чувствовали, что без этого они не могут. Некоторые приходят, например, чтобы избавиться от комплексов, или ради любопытства, таких много, или по каким-то личным симпатиям. Ну, а тех, которые приходят серьёзно и основательно, всегда гораздо меньше. У нас родилось такое определение: любительский театр — это не от слова «любитель», а от слова «любить».

— Какие спектакли вы выбираете в свой репертуар?

— Мы стараемся брать пьесы неглупые, порой даже сложные. Стараемся работать в жанре психологического театра. Это обычно пьесы, в которых сюжет разыгрывается в каких-то экстремальных ситуациях, когда человек находится на грани жизни и смерти, или же в ситуации серьёзного, глубокого выбора. Например, спектакль «Река на асфальте» по произведению Дмитрия Липскерова — это конкретно вопрос жизни и смерти: стоит ли распределять себя в бессмысленной жизни, или надо готовиться к вечному будущему? В другой пьесе — выбор: творить или продаваться, очень актуальный для творческого человека. Часто пытаются совместить одно и другое, но в этой пьесе ставится чёткий выбор, третьего не дано. Это «Театр одного зрителя» Жеребцова, наш первый спектакль. Именно такие пьесы ребятам играть и сложно, и интересно. Если они честно во всё это верят, если они откровенны, искренни, то и зрителям интересно.

С этой первой пьесой перекликается «Исход» Косенкова, которую мы, кстати, играли в психиатрической больнице, потому что действие происходило именно в психиатрической больнице, причём в горячей точке. Весь персонал покинул больницу, остались только душевнобольные, и в эту больницу проникают боевики. А больные ставят Эсхила... Из зарубежных пьес мы поставили «Эскориал» и «За закрытыми дверями» Жан-Поля Сартра. В этой последней пьесе выбор — отвечать за свои поступки или уйти от этого ответа. «Эскориал» — тоже выбор: принять любовь или отказаться от неё. В таком пограничном состоянии находятся герои почти всех пьес, которые мы играем. Сейчас мы начали работу над спектаклем по рассказам Даниила Хармса. Пьеса называется «Цирк Шардам», её действие происходит в цирке, мы и будем играть в цирке. У нас есть такая особенность: мы стараемся играть спектакли там, где происходит действие пьесы. Так, «Театр одного зрителя» мы играли в старом заброшенном доме культуры, а сейчас в цирке попробуем.


Студенты - студентам, городу и миру
«Эскориал»

— Почему вы выбрали «Эскориал» для «Куфара»?

Как-то он нами особо взлелеян был... Он любимый, мы его с удовольствием играем. В этой пьесе показан распад личности. Что-то же должно спасать человека, за что-то же он должен зацепиться? Мы пришли к тому, что такой внутренний крах, такое тотальное космическое одиночество может спасти только любовь. Но! Любовь надо заслужить. А герой «Эскориала» — не заслужил. И остался один, полностью. Как бы он там ни относился к шуту и к королеве, всё-таки это были две зацепки в его жизни, благодаря которым он, в принципе, мог бы измениться. Но уже всё, поздно...

...«Театральный Куфар» — это не только спектакли, но и интересные специальные проекты. «МоноК» — это театр одного актёра («Арто играющий», Деян Андрич из Боснии и Герцеговины). «Koufar-to-Stage» — творческий обмен режиссёрами («Женщины Бергмана» Н Рудковского в постановке Валкского театра из Латвии). После годичного перерыва возобновлён «Koufar-in-Motion» — постановка спектакля участниками фестиваля за одну неделю. Сейчас это была «Нана» по мотивам романа Э. Золя. В этом году впервые начал работать «Критик-клуб», где высказывать мнения о спектаклях могли все — и зрители, и маститые критики.


Студенты - студентам, городу и миру
«Женщины Бергмана»

Хочется отметить одну мысль, довольно часто звучавшую там: студенческие театры должны отражать проблемы студенчества и играть в первую очередь для студентов. В качестве примера приводили спектакль театра «you TOO Spielclub» из Швейцарии, который назывался «Сыграй мне песню о смерти», но вопреки названию был очень оптимистичным, позитивным. Жанр — топ-перформанс. Как отмечали многие — «праздник души и сердца». Идеальный «студенческий» спектакль. И всё же... Разве стоит ограничивать творчество любого театра, пусть даже студенческого, какой-либо тематикой? Может быть, лучше играть для всех, кто хочет смотреть и молод душой?..


Студенты - студентам, городу и миру
«Сыграй мне песню о смерти»

Фестиваль завершился. Призы розданы, чудаки в цилиндрах закрыли расписной сундук (куфар). Как всегда при закрытии, в воздухе витало чувство грусти. Конечно, любители театра встретятся на следующем «Куфаре», конечно, за эту неделю все очень обогатились — увидели воочию тенденции молодёжных театров мира, узнали, что такое киогены и параклауситрон, приобрели много новых друзей. И всё равно было грустно.


Студенты - студентам, городу и миру
«Нана»

В 2012 году «Театральный Куфар» в Минске будет особенным: совмещённым с IX Всемирным конгрессом Международной ассоциации университетских театров (AITU-IUTA).


Светлана Дзюба

Опубликовано в Независимом театральном журнале «Коза», № 7, 2012 г.

Фото с сайта фестиваля.




Jan 16 2012
Имя: Наталия Антонова   Город, страна: Самара, Россия
Отзыв:
Очень хорошая и познавательная статья.
Автору пора публиковать свои статьи в крупных столичных журналах. Чего я и желаю ей в ближайшем времени.




    ВСЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТАТЬИ НА ЭТОМ САЙТЕ:





[Поле надежды — на главную] [Театральный роман (в статьях)]
[Сила слабых] [Наши публикации] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [В круге света] [Уголок красоты] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [ФеминоУкраина] [Об авторах] [Это Луганск...]