Международный фестиваль студенческих театров «Театральный Куфар», г. Минск. Наблюдения и размышления.
Все любители театра любят его по-разному. Кто-то ищет в нём отдушину в череде суровых будней, предпочитая немудрёную комедию положений, где какой-нибудь «слишком женатый» таксист (или представитель другой профессии) мечется от одной пассии к другой... Для кого-то лучший отдых для души — мюзикл или оперетта с красивыми песнями и танцами, декорациями и костюмами, а другие горят желанием продемонстрировать костюмы на себе... Некоторые ходят на любимых актёров, а иные рады любой возможности просто «выбраться» из дома и культурно провести вечер... А я хочу признаться в любви к студенческим театрам.
Ведь студенчество — это интеллектуальный и духовный поиск, что отражается и в выборе драматургического материала, и в его трактовке. Студенты-актёры играют ради самой игры, смело и свободно, с большим энтузиазмом. Они не отягощены штампами и прочим нежелательным житейским грузом, и поэтому во вселенной образов и чувств они удивительно на своём месте, без трений и помех переливают их в зрительный зал. Возможно, по естественности, спонтанности, интерактивности студенческую игру превосходит разве что движение сценической импровизации «Playback», но его я рассматривать не буду, потому что оно ближе к царству психологии, чем искусства — хотя принадлежит им обоим. Остановлюсь на студенческих театрах, а конкретно — на международном фестивале «Театральный Куфар», который шестой год подряд проходил в столице соседней Беларуси. К сожалению, на земле украинской подобных по масштабу, качеству, разнообразию фестивалей студенческих театров нет.
«Жожо, или Коалиции»
|
Итак, «Театральный Куфар» — 2009 (напомню, куфар — это сундук по-белорусски). Участвовали: Беларусь, Россия, Англия, Бельгия, Латвия, Мексика, Сербия, Германия, Греция, Иран, Польша, Литва, Турция, Эстония, Словения. За пять дней публика, преимущественно молодая, вдохновлённая свободным входом и потому полностью не помещавшаяся, в залах Дворца профсоюзов и Лицея БГУ, при наличии везения могла посмотреть 14 конкурсных спектаклей и 5 гостевых. На фестивале-2009 прошли три мастер-класса, дискуссионный клуб, реализованы новые творческие проекты. «МоноК» — это два спектакля в жанре моно-драмы, то есть с одним актёром: мужской взгляд на мир («Почему..!» от гостей из Турции) и женский («Голая баба» из Польши). «Koufar-to-Stage» — это обмен режиссёрами: Калев Куду, руководитель студенческого театра Тартуского университета (Эстония), поставил пьесу Д. Хармса «Елизавета Бам» с участниками театра «На балконе» БГУ, а режиссёр театра «На балконе» Сергей Турбан инсценировал пьесы А. П. Чехова «Юбилей» и «Предложение» с молодыми актёрами тартуского театра.
Фестиваль проходит под эгидой Белорусского государственного университета и Управления по делам культуры БГУ. Участники и члены жюри отметили отличную работу по организации мероприятия. Они воочию увидели, что в Минске о культуре заботятся, деньги на неё выделяют — и это в разгар кризисного времени. Свободный вход зрителей на спектакли, бесплатное питание и проживание участников на все дни фестиваля, сопутствующие мероприятия практически в «докризисном» объёме — такое не всегда встретишь и на форумах профессионалов.
«Театральный Куфар» активно поддерживает международная ассоциация университетских театров IUTA/AITU. Это открытая организация, которая охотно примет в свои ряды любой студенческий коллектив, в том числе из Украины. Деньгами, правда, не спонсирует, но информационную поддержку по их добыче (на театральные нужды) окажет.
Украинских представителей на сцене не было (театр из нашей страны приняли, но приехать он не смог). А в прошлый раз конкурсную программу открывал днепропетровский СТЭМ «Крупный план», режиссёр — Сергей Полеонок. Выступили ребята блестяще, не побоюсь этого слова, и были приняты на «ура», но призов не увезли — видимо, из-за некоторого несоответствия их жанра — юмористических миниатюр — формату фестиваля. Но и без призов украинцы завоевали авторитет даже серьёзных международных экспертов. На этот раз Сергей Полеонок был приглашён в качестве члена жюри, а также провёл мастер-класс «Пластика в театре». «Белорусская публика замечательная, ни помидоры, ни тухлые яйца не продаются перед входом», — заметил он.
«Тень»
|
Фестиваль студенческих театров — это, по определению, разнообразие: жанров, театральных школ и традиций, всего. Тем не менее, каждый год мозаика спектаклей складывается неповторимым образом. Из тех лет, когда я посещала фестиваль: в 2007 году преобладали сложные пьесы с глубоким нравственным содержанием. 2008 год был рекордным по количеству женщин среди режиссёров и в жюри. В 2008 году также был 5-летний юбилей, он принёс количественное расширение.
В 2009 году я бы выделила в «Театральном Куфаре» две особенности. Во-первых, многие участники своими спектаклями поднимали болезненные социально-политические проблемы, причём такие, которые находятся в стороне от мировых информационных потоков, оставаясь неизвестными большинству. Такие спектакли, ко всему прочему, расширяют кругозор зрителей: информация о событиях усваивается и запоминается на эмоциональном уровне, а это самый прочный вид памяти... Во-вторых, наблюдался уход от надуманных экспериментов ради самих экспериментов и эпатажа — к понятной форме и простым человеческим ценностям доброты и любви. Хотя бы то, то Гран-при завоевал именно такой спектакль, говорит о многом. Расскажу вкратце о нескольких спектаклях, составивших атмосферу этих дней.
«Магдалины»
|
...В Ирландии с 1860-х по 1996 г. при Ордене Сестёр Магдалины, под покровительством католической церкви, существовали приюты, куда отправляли женщин для искупления сексуальных грехов из их собственных семей. Грехами считались не только внебрачное материнство, но и несчастье быть жертвой насилия, и даже слишком откровенная красота. Девушки были вынуждены каждый день тяжело работать в прачечных, полуголодные, подвергаемые телесным наказаниям и унижениям. Заключение в «святой обители» было пожизненным. 30000 женщин провели жизнь и умерли здесь, в атмосфере (поистине) средневекового мракобесия. Правда об издевательствах над женщинами в эпоху, казалось бы, победившего феминизма поразила кинорежиссёра С. Хамфрайса, и он снял документальный фильм «Секс в холодном климате», а уже под его впечатлением другой режиссёр — П. Маллан снял художественный фильм «Сёстры Магдалины». Эти фильмы, в свою очередь, вдохновили студентов театральной школы Мариборской Первой гимназии из Словении и режиссёра Т. Першух, которые на их основе создали спектакль «Магдалины» и привезли его на «Театральный Куфар».
Сценография, музыка, свет, костюмы, режиссура создавали ощущение связанности, зажатости этих девушек, в жизни которых всё одинаково, всё очень однообразно. На сцене — крест на цепях, на котором потом хотела повеситься одна из героинь. Кровати девушек очень напоминает гробы, которые трансформируются в корыта для стирки белья и снова в кровати, а если присмотреться, можно заметить, что этих гробов становится всё меньше — идёт истребление людей под эгидой церкви. Воля этих людей порабощена, поэтому актёрская игра не изобилует яркими выразительными средствами, и только в конце совершается прорыв силы воли этих несчастных. «Я бы сравнила этот спектакль с вакуумом, который нас засасывает», — заметила одна из критиков. Их мнения об актёрской игре разделились: одни отмечали монотонность и желали бы больше динамизма, другие считали, что это ювелирная работа, очень глубокая, спектакль вызывает не эмоциональное сопереживание, не слёзы, а мысли. Он заставляет думать о важных вещах.
«Дорога певчих»
|
Мексиканцы привезли спектакль по пьесе Х. Сальседо «Дорога певчих», что по-белорусски звучит шикарно: «Шлях песняра». Поставила его режиссёр Студенческого театра Университета г. Пуэбла Кристина Флорес. Мексиканка прекрасно говорит по-русски: театральное образование она получала в ГИТИСе, потому что хотела учиться на родине почитаемого ею Станиславского. Кристина получила большое удовольствие от пребывания в Минске, знакомства с разными коллективами, её театр также многие поздравляли и благодарили за спектакль. Тема его — актуальная и трагическая для этой страны: массовая эмиграция мексиканского населения в Америку. Эмоциональность, пафос молодых актёров были понятны, несмотря на языковой барьер (все спектакли шли без перевода). Но и этот спектакль вызвал разногласие мнений критиков. Одни отмечали некоторую небрежность в сценографии, внешнем виде актёров, отборе выразительных средств. А другие увидели в этом мусоре и грязных джинсах — настоящую Мексику. За верёвками с пластиковыми бутылками видна мексиканская улица, с её атмосферой бедности, безысходности, желания вырваться оттуда. В нагромождении мусора люди живут, любят, страдают, умирают, молятся... Для зрителей же это была уникальная возможность познакомиться с мексиканским театром. Кстати, среди латиноамериканских стран у Мексики лидирующее место в области театра и киноискусства.
«Фатальная ошибка»
|
Ещё одну трагическую, но малоизвестную страницу недавней истории раскрывает спектакль «Фатальная ошибка» (К. Хааг), режиссёр Г. Дрессель. Фатальной ошибкой авторы считают, видимо, само создание и существование Фракции Красной Армии (RAF) — группы молодых бунтовщиков, поднявшихся на волне социального взрыва в Германии в 1967 году. На сцене был эффектно представлен видеоряд на большом экране, а в декорациях, как и в мексиканском спектакле, широко использовались вырезки из прессы. Это была театральная студия EventProduktion (Университет прикладных наук, г. Констанц).
А вот другой немецкий спектакль вызывал у видевших его только воодушевление и улыбки. Автор пьесы и режиссёр Кристиан Куичке, представляющий театр C2PQ («Studiobuhne», Рурский университет, г. Бохум) привёз на фестиваль «Отель Аркхэм». В этом отеле Кристиан собрал восемь знаменитых злодеев из кинофильмов, телепередач и литературы. Чем они там занимаются, он показал на сцене в жанре, который определяют как трэш-комедия, или фрик-шоу, или неофарс. Это направление развивается и набирает силу на Западе, а для нас увиденное было очень интересно и необычно. Наверное, большинству зрителей этот спектакль запомнился прежде всего яркими, фантасмагоричными костюмами.
«Солдатики» (по пьесе А. Жеребцова «Чморик, или Подсобное хозяйство») — это уже реалии нашего недавнего прошлого: советская армия, 80-е годы, Байконур. На подсобной свиноферме на отшибе воинской части всё идёт своим чередом, пока там не появляется новичок из Ленинграда, который своей силой духа и внутренней культурой противостоит неписанному закону дедовщины. Белорусский независимый театр «Зеркало» представил прекрасные актёрские работы, интересные мизансцены.
«Жаль, что она блудница»
|
Театральную классику показала Независимая театральная компания Университета Западной Англии, г. Бристоль. Режиссёр Каролина Хэдли. Английский драматург Джон Форд был немного младше Шекспира, но он творил совсем в другом направлении — театральном барокко. В нём уже нет шекспировского величия человека, он скорее слепая игрушка в руках судьбы — хотя все кровавые страсти на месте. Англичане поставили самую известную пьесу Форда «Жаль, что она блудница». Вдобавок к мрачной атмосфере интриг, мести и религиозного фанатизма, знакомой по шекспировским трагедиям, здесь ещё случилась великая, но кровосмесительная любовь между братом и сестрой, которая, конечно же, в данных обстоятельствах могла закончиться только смертью. В актёрском исполнении чувствовалась британская сдержанность, культура, точность. Правда, кульминационный момент — вынос на шпаге вырванного у героини сердца — зрители встретили кто ужасом, а кто... гомерическим смехом, который на обсуждении в пресс-клубе вызвал много споров. Театральный критик из Литвы, член жюри Раймондас Полис считает, что Форд писал для своей эпохи, чтобы напугать, ужаснуть, а сейчас люди не хотят пугаться. «Мы живём во время абсолютного цинизма. Исчез романтизм. Романтики всегда были, как сумасшедшие. Вы — такие, и большое вам спасибо. Я как бы побывал в хорошем антикварном магазине, вытирал с дорогих вещичек пыль, любовался...»
«Зимы не будет»
|
Гран-при, который на «Куфаре» присуждается по результатам голосования зрителей, достался хозяевам фестиваля — Народному студенческому театру БГУ «На балконе». Это было неожиданностью, для меня лично — приятной. Потому что победила милая, трогательная сказка «Зимы не будет», очень человечная, чуждая каких-либо режиссёрских изысков (хотя некоторыми это воспринималось как недостаток). Это история о бездомных кошках, которые живут в вагончике на рынке со своей хозяйкой, самоотверженной тётей Пашей, и наивно пытаются остановить наступление зимы. Пьеса В. Ольшанского, режиссёр Яна Алексеева. (Напомню, в 2007 году также победила глубокая сценическая метафора о животных — «Свинские выходки»).
На фестивале был и театр из Ирана — «Sayeh», он представлял традиционную иранскую эстетику в спектакле «Поэзия жизни манекенов». Сильной была, по общему мнению, свободная интерпретация пьесы Э. Ионеско «Урок» театра «Branko Krsmanovic» из Сербии. Пьеса поставлена в формате телешоу «Как стать миллионером», где состязались пять «профессоров» и пять «учениц». Новое прочтение — новое гражданское звучание. Литовцы привезли «Тень» по пьесе Е. Шварца, с великолепной сценографией (театр-студия «Палепе» Вильнюсского технического университета им. Гедеминаса), а латыши — интригующе-детективный «Большой ярко-красный автобус» (Студенческий Театр Латвийского Университета). Все были неповторимы...
Лейф Ульссон из Швеции, театральный педагог, режиссёр, переводчик и автор исторических пьес, несколько лет подряд приезжает на минский фестиваль, проводит мастер-классы, приобрёл здесь много друзей. На вопрос, что привлекает его все эти годы на «Театральном Куфаре», он ответил, что редко видит плохую театральную технику в Восточной Европе. Ему есть чему научиться здесь, и есть чему научить самому. С Лейфом согласен Раймондас Полис: «Уровень довольно высокий — я сравниваю с фестивалями в Евросоюзе, и не только. Не было спектаклей, которые мне не понравились. Раньше — были». Он доволен и тем, как проходила работа жюри: «Это нужно было видеть... Можно было бы снять документальный фильм «Как мы заседали». Жюри было интернациональное, культуры — мексиканская, филиппинская, европейская (российская — тоже европейская, просто природа чувств славянская). Но все друг друга чувствовали, умели уступить, понять. И, думаю, награды распределились порядочно, не коньюнктурно».
Вручая приз на церемонии закрытия, Раймондас произнёс такую фразу: «Достоевский сказал: «Красота спасёт мир». Но вы, думаю, согласны с тем, что романтизм и любовь тоже спасут мир!» И потом, расспрашивая его, я поняла, что на эту тему он готов говорить с удовольствием.
— Знаете, что меня очень порадовало? Политика есть политика. Понятно, что Мексике больно, Германии в какие-то периоды было тоже больно. Но! Я рад, что молодёжь в наше циничное время не становится циниками. Это я здесь увидел.
— Вы сказали, что романтизм и любовь спасут мир, по поводу английского спектакля?
«Отель Аркхэм»
|
— Да, потому что мы уже отвыкли от такого. Мы отвыкли от того, что текст говорится возвышенно, как в своё время говорили в Малом театре. И меня очень взволновало и порадовало, что эта труппа как бы не по земле ходит, а над землёй.
— Я слышала такое высказывание: «Живи, как Амели: на миллиметр от земли» (имеется в виду фильм «Амели»)...
— Да, да, да! И этот английский спектакль, и потом что-то похожее было в рижском театре. Начал возрождаться романтизм, это меня очень радует.
— Наверное, это касается и спектакля о кошках, «Зимы не будет»?
— Прекрасный спектакль! Насколько он тонкий, гуманный, романтичный. По сути, он о том, как мы не любим самих себя. Животные — это метафора...
— Как в «Солдатиках» Новиков сказал: «Главное — на самого себя не наплевать...»
— Совершенно верно.
Совсем скоро, с 27 сентября по 2 октября, «Театральный Куфар» откроется в седьмой раз. Ожидается и участие украинцев: студенческий театр «Точка отсчёта» их Симферополя приедет со спектаклем «Эскориал» (автор пьесы — М. де Гильдерод, режиссёр — В. Дзюрдзе). Хочется пожелать хорошему фестивалю удачи, а нашим соотечественникам — успешного выступления.
Светлана Дзюба
Опубликовано в журнале «Я студент», № 9, 2010
Фото с сайта фестиваля.