Минские выходки, или Театр начинается с сундучка - afield.org.ua 


[Сила слабых] [Наши публикации] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [Уголок красоты] [В круге света] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [ФеминоУкраина] [Это Луганск...]
[Поле надежды — на главную] [Театральный роман (в статьях)]





МИНСКИЕ ВЫХОДКИ,

или ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С СУНДУЧКА



Минские выходки, или Театр начинается с сундучка

Международный фестиваль студенческих театров «Тэатральны куфар» в четвёртый раз прошёл в белорусской столице. В минскую осень съехались молодые театральные коллективы из Бельгии, Болгарии, Латвии, России, Швейцарии и Эстонии. Вместе с театрами принимающей стороны — Беларуси, с 1 по 6 октября они представляли свои спектакли неравнодушным к культуре минчанам и международному профессиональному жюри.

География жюри внушительна — это театральные деятели, педагоги и критики из Германии, Франции, Израиля, Великобритании, Италии, Турции и Беларуси. Эти шесть феерических дней надолго запомнятся молодым любителям театра.

Куфар в движении

Минские выходки, или Театр начинается с сундучка
Открытие фестиваля

Каждый год «Куфар» (по-белорусски — сундучок) одаривает новыми сокровищами. Это не только спектакли, это и мастер-классы театральных мэтров разных стран, и специальные акции, и бесценное профессиональное и духовное общение. В день открытия участники прошли по «звездной» дорожке, с долей юмора отсылающей нас к престижному фестивалю в Каннах, Берлинарию и другим. Новшеством этого года стал проект «Koufar-In-Motion» (Куфар в движении). Шесть дней участники создавали оригинальный импровизационный спектакль. Однако можно сказать, что «в движении» прошёл весь фестиваль, ведь спектакли проходили на трёх площадках — лицея БГУ, Дворца профсоюзов и малой сцены концертного зала «Минск», и зрителям приходилось буквально перебегать от одного места к другому.

Минские выходки, или Театр начинается с сундучка
Koufar-in-motion

Конечно, молодые и энергичные зрители — в основном студенты, как и актёры-участники — справлялись без труда с такими перемещениями. Особенно при желании смотреть все спектакли подряд, а их проходило по 3-4 в день. Словом, на время «куфаровских» дней сложился особый образ жизни, со своим ритмом, атмосферой и горячими поклонниками. Появились и традиции, сроком жизни в неделю — например, не отпускать актёров, пока не выйдут на поклон как минимум три раза. Нужно отметить, что со времени основания «Куфара» вход на все его спектакли свободный, в отличие от других театральных фестивалей Беларуси, что, конечно же, прибавляло ему популярности.

Вот такой случился праздник у минской студенческой молодёжи, не очень-то избалованной возможностями соприкосновения с искусством.

«Все персонажи там — бесы, там нет нормальных людей...»

«Традиции. Поиск. Эксперимент» — девиз фестиваля. Пожалуй, это прежде всего о блестящей постановке студенческого театра Тарту (Эстония). Оригинальная версия «Бесов» Достоевского прошла последней из четырёх спектаклей, поздно вечером и на эстонском языке, однако зал был полон, а театральный коллектив удостоился двух наград — «За современную интерпретацию русской классики» и специального приза от Белорусской государственной академии искусств.

Минские выходки, или Театр начинается с сундучка

Произведения русского классика давно интересуют режисёра Калева Куду. Однажды он уже ставил «Бесов» (в 1998 году). Вторая постановка — та, которую увидели минчане, включает всего шесть персонажей — пятеро статных молодых людей и врезавшаяся в память зрителей колоритная героиня — безумная Мария Лебядкина. Декорации минимальны — фортепиано и большой транспарант с изображением глаза. Монологи героев время от времени перебиваются игрой света, довольно-таки резкого в этом спектакле. Сцены сколачивания «пятёрки» выглядели зловеще — чего стоил хотя бы Верховенский, тянувший в зал руки в красных перчатках... Конечно, хотелось бы понимать, о чём говорят персонажи (кстати, на фестивале все спектакли гостей шли без перевода), тем не менее, увиденного достаточно, чтобы оценить основательность и профессионализм постановки.

«Бесы» эстонского театра — это история о мечтах, надеждах и трагедии. В отличие от фильма Анджея Вайды, где главным героем является Шатов, в спектакле К. Куду наиболее значимые персонажи — Кириллов и Ставрогин. Много внимания режиссёр уделил монологу Ставрогина, в котором он говорит о том, почему изнасиловал девочку Матрёшу — ему, имеющему всё, что можно пожелать, было скучно в этом мире. Режиссёр исследует причины катастроф, как в обществе, так и внутри человека: «Мне интересно, откуда это всё начинается, почему люди становятся бесами. Все персонажи там — бесы, там нет нормальных людей. И мне интересны мотивы, почему они такими становятся». Через негатив он ведёт зрителей к позитиву, заставляя задуматься, что есть жизнь, Бог, любовь. «Сейчас в обществе много такого, что убивает мозг. Супермаркеты, шопинг, бездумные зрелища — это тоже бесы».

Минские выходки, или Театр начинается с сундучка
Калев Куду

Мнение режиссёра о фестивале в Минске: «Он был хорошо организован. Я участвовал в нескольких фестивалях в Европе и одном — в Африке (Марокко), и, по моему наблюдению, студенческие фестивали лучше всего удаются в странах, где жизнь дешевле, ведь студенты — небогатые люди. Конечно, минские зрители предпочитают комедии, но и «тёмные» вещи, как я заметил, принимают хорошо, если они хорошо поставлены. Фестиваль — это не только соревнование, а, прежде всего, встречи молодых людей, новые контакты. Для меня лучшие спектакли — те, в которые привносится много экспериментов молодых актёров, ведь в студенческих театрах играет молодёжь, нонконформисты, которые любят и ненавидят, которые не принадлежат к так называемому среднему классу. Поэтому странно было видеть на студенческом фестивале спектакли, сделанные как в профессиональных театрах, но не профессионально по качеству. Я не видел спектакль москвичей, говорят, что хорош, но, опять-таки, это мюзикл, сделанный ради развлечения. Понравились пьесы на белорусском языке, а также болгарская постановка».

Победили свинки

Гран-при — он же приз зрительских симпатий, определяемый голосованием зрителей — завоевал спектакль «Свинские выходки». Эта трагикомедия представлена театром-студией «7 этаж» Белорусского государственного университета культуры и искусств.

Минские выходки, или Театр начинается с сундучка
«Свинские выходки»

В качестве декорации предстал хлев во всей красе, а главными героями были свиньи. В трагическом предчувствии, то называя друг друга свиньёй, то призывая быть человеком, то дерясь, то философствуя, два кабанчика проводят ещё один день своей короткой жизни. Диалоги хрюкающих героев вызывали попеременно бурный смех и слёзы. Вот входит сердобольная хозяйка покормить свиней. Уходя, она включает им приёмник, из которого льётся прекрасная музыка Шопена. Свиньи же обнаруживают, что еды сегодня меньше, чем обычно, значит, решают они, кого-то из них сегодня заколют. А ведь один мечтал стать знаменитым кабаном-артистом в цирке, другой — лётчиком-истребителем, и иногда — директором мясокомбината. Помечтать напоследок можно и о самочках в далёком доме за рекой... Но вот входит хозяин с петлёй в руке и произносит: «Пришла пора». Впрочем, они ещё встретятся — оставшемуся бедолаге явится друг в виде ангела с крылышками. А потом в хлев забредёт кабанчик, убежавший на волю — попросить еды, да так и останется. Он будет уговаривать свинью бежать на свободу, но это оказывается невозможным — там дождь, здесь тепло и еда. Легче свободолюбивого кабана не выпустить обратно из хлева... Но, при всей противоположности мировоззренческих позиций свиней, они отчаянно хотят жить, в отличие от опустившегося хозяина-алкоголика, совершенно не ценящего жизнь. В итоге кабанчики выпущены на волю, хозяйка вытаскивает мужа из петли, а свинки с крылышками парят над примирившйся парочкой.

Восторженные аплодисменты заслуженно достались молодым актёрам, рассказавшим пронзительную, злободневную притчу о жизни и свободе. Аншлаг был небывалый. В концертном зале «Минск», его малой сцене, не оставалось и стоячих мест. Кстати, минские студенты также получили приз «За лучший мужской ансамбль».

Автор пьесы Александр Богдан, режиссёр — Зинаида Пасютина.

Созвездие

Минские выходки, или Театр начинается с сундучка

Независимо от того, как распределились награды, каждый театральный коллектив нёс в себе некую изюминку, какое-то своё слово, свою весть.

Спектакль «Иллюзион» Театральной мастерской Андрея Курейчика (Лицей БГУ) — очень молодёжный по сути. Он повествует о шестерых разных молодых людях, их непростых отношениях. А объединило их желание создать цирковую труппу, в которой гвоздём программы был номер иллюзиониста. Всё перемешалось здесь — любовь и ненависть, надежды и их крушение, иллюзии и реальность, и шокирующим был неоднозначный финал... Постановка получила специальный приз «За оригинальное музыкальное решение».

«Счастливый неудачник» студенческого театра Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова победил в трёх номинациях — «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучшая сценография» и «Лучшая режиссура». Пьеса В. Шефнера поставлена в духе синтеза театральных жанров, в ней много музыки, песен, танцев. Она повествует о жизни обычного мальчишки-подростка 30-х годов XX века, живущего в Ленинграде. История о первой любви, дружбе, взрослении вызвала у зрителей самые разнообразные, порой ностальгические эмоции.

«Хороший доктор» болгарского театра «Spirovite» — совершенно вольная фантазия на тему пьес Чехова. Несмотря, опять-таки, на языковой барьер, эта комедия завоевала призы за лучшую женскую роль второго плана и лучшую мужскую роль, и очень запомнилась зрителям.

Минские выходки, или Театр начинается с сундучка

Театр «youTOO» из Швейцарии представил спектакль «Жизнь в воспроизведении», который был награждён специальным призом «За креативное использование современных медиа-средств». В нём оригинально переплетаются театр и кино, это спектакль о жестокости и бессердечии.

«Слепая звезда», абсурдистская драма по пьесе Николая Рудковского, по отзывам зрителей, стала одним из самых ярких впечатлений фестиваля. Она награждена специальны призом «За оригинальное воплощение собственной драматургии и творческий поиск». Этот спектакль подарил зрителям Народный студенческий драматический театр «На балконе» Белорусского государственного университета.

Спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева «Валентинов день» поставлен, как и всё на фестивале, необычно. В пьесе — три персонажа, в спектакле этих героев играют 14 актеров. История о любви получила специальный приз «За лучший женский ансамбль». Спектакль привёз театр-студия «Встреча» Кемеровского государственного университета (Россия).

Минские выходки, или Театр начинается с сундучка

Во время фестиваля впервые было проведено интернет-голосование на сайте. Его победителем стала постановка «Я люблю» народного литературного театра «Жывое слова» Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка.

В следующем году году «Тэатральны куфар» отметит 5-летний юбилей. Организаторы планируют пригласить на него участников-обладателей Гран-при прошлых лет. Ожидается ещё более яркое, насыщенное театральное действо — правда, что-либо более яркое трудно представить...

* * * *

Международный фестиваль студенческих театров «Тэатральны куфар» обязан своим рождением учредителям — Белорусскому государственному университету, управлению по делам культуры БГУ и народным студенческим драматическим театрам «На балконе» и «На филфаке». В 2004 году «Куфар» взбудоражил студенческую молодежь Минска. Тогда зарубежные коллективы приехали из трех стран — Англии, России и Швейцарии, а жюри состояло только из белорусских театральных деятелей. Тогда еще не было номинаций, и единственным призом был большой «Тэатральны куфар», врученный коллективу из Санкт-Петербурга. Главный приз, как и сейчас, вручали по итогам рейтингового голосования зрителей.

«Куфар-2005» принимал гостей из Швеции, Испании, Швейцарии, Литвы, России, Беларуси и далёкой Нигерии. Впервые появилось международное жюри. Председателем его стал бельгиец Робер Жерме, президент Международной ассоциации университетских театров, в которую с 2006 года входит и БГУ. Жюри представляли также ведущие деятели сцены, педагоги, режиссеры и критики из Швеции, России, Беларуси. В том году двое членов жюри представляли Украину — после чего она, к сожалению, не участвовала в фестивале. Помимо спектаклей, проводились мастер-классы.

Год назад «Куфар» окончательно покорил студенческую аудиторию, которая за неделю увидела 18 спектаклей коллективов из Греции, Словении, Ирана, Румынии, России, Чехии, Германии, Литвы, Финляндии и, конечно, Беларуси. В жюри вошли педагоги, режиссеры, критики из США, Эстонии, Литвы, Греции, Швейцарии, Германии, Финляндии, Великобритании и Беларуси. Члены жюри провели несколько мастер-классов. Спектакли проходили при неизменном аншлаге...


Светлана Дзюба

Опубликовано в журнале «Контрамарка», № 8(33), ноябрь 2007 г.

Фото с сайта фестиваля.




Sep 01 2012
Имя: Наталия Антонова   E-mail:   Отзыв:
Интересно написано. Узнала много нового для себя.




    ВСЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТАТЬИ НА ЭТОМ САЙТЕ:





[Поле надежды — на главную] [Театральный роман (в статьях)]
[Сила слабых] [Наши публикации] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [В круге света] [Уголок красоты] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [ФеминоУкраина] [Об авторах] [Это Луганск...]