Марк Некрасовский
ТАНГО СМЕРТИСколько их было? Дюжина? Семнадцать иль двадцать пять? Жизнь их войной отутюжена, И некому их считать. Каждый из них был маэстро, Гордость и слава страны. В состав одного оркестра Смертью они сведены... 1Гласили фашизма законы —Бог создал евреев зря. И повезли эшелоны Их в гетто и лагеря. Из Франции, Бельгии, Польши Везли их на смерть палачи. Жизнь в лагере длится не дольше, Чем время дойти до печи. Не знали убийцы сомнений, Приказы нельзя обсуждать. А пепел как удобрение Крестьянам легко так продать. Одежда, обувь, игрушки — Всему есть своя цена. На деньги делали пушки, Чтоб продолжалась война. А кожу на абажуры, То моды фашистской писк. Правда, для тонкой натуры Есть огромнейший риск. Может не выдержать разум Так трупы сжигать людей. И выход нашёлся сразу: Евреев сожжёт еврей. Дадим для таких отсрочку, Может и смерть подождать. А выполнят дело — точка. Прикажем их всех расстрелять. Жиды нам твердят о вкладе В мировую культуру. Нет личности в этом стаде, Знаем мы их натуру. Еврей по натуре шлюха. Продаст и родную мать. Скажем, и гениев духа Арийцев будут играть. И вот из всех эшелонов, Прибывших из разных мест, Для подтвержденья «законов» Собран был лучший оркестр. Играйте Вагнера, Баха, И шанс есть жизнь сохранить. Что побледнели от страха? Не бойтесь, будете жить. Каждый из них был маэстро, Гордость и слава страны, В состав одного оркестра Смертью они сведены... 2После вечерней поверкиВ бараке оркестр не спал, И каждый по личной мерке Всю свою жизнь проверял. Тишину разорвал скрипач, Тот, что был всех моложе. «Есть в сердце моём только плач: Что ты делаешь, Боже? Когда мы играли Баха, В печь уходил мой отец. И скрипка была, как плаха, И разве я не подлец? Жизнь продлевать на коленях — Это удел рабов. Нет во мне больше терпенья, Нет утешения слов. Завтра я скрипку брошу, Оркестра покину строй, Чтоб коменданта рожу Не радовал я игрой». — Музыка наше оружие! — Прервал его речь дирижер, — Вскроем врагов бездушие, Убийцам дадим отпор. Танго написано мною. У каждого выбор есть Струсить пред вражьей стеною Иль защитить свою честь. Подарим надежду жертвам, Расскажем о вечной любви. И пусть всех нас ждёт muerto*. Спас — он всегда на крови». 3А вечером после акцииОркестр комендант собрал И стал им читать нотации: «Жид по натуре нахал. Приказывал: Вагнер и Бах. Что же вам так неймётся, Думаете, на небесах Вам и это зачтётся? Вы можете исполнять Ваше жидовское танго, Но вам придётся узнать О принципе бумеранга. Сыграете, в крематорий Уйдёт от вас музыкант. По пеплу узнаем вскоре, Сколько же весит талант. А жизнь только раз даётся, И глупо зазря сгореть. Выбор у вас остаётся: Геройствовать или смерть. Мораль для тонущих — гири, И кто вас будет винить? Играйте «Полёт валькирий», Чтоб жизнь свою сохранить». Сказал и ушёл, оставив Стоять музыкантов строй. И каждый думал о праве Себя сохранить игрой. И каждый думал о близких, Сгоревших в огне печи, Об утреннем страшном риске, И не было сна в ночи. И не было сна, и каждый К утру для себя решил, Хоть жизнь даётся однажды — Предателю свет не мил. А утром пришли вагоны, И смертники строем шли. И танго сквозь все препоны Пело о вечной любви. О том, что ждёт их всех счастье. О том, что спасенье есть, Что скоро пройдёт ненастье, И радостной будет весть... Когда же покинул вагон Последний из прибывших, Тромбон положил на перрон Старик, что был всех тише. Он выбрал себе дорогу, Ведущую в крематорий, Как лестницу прямо к Богу, С которым он встретится вскоре. И завтра играли танго, И брошен был контрабас. (А принцип ваш бумеранга Коснётся, наци, и вас). И так день за днём, играя, Редел музыкантов строй, И словно ворота рая Оркестр открывал игрой. Последней играла скрипка, Как с Богом вела разговор. И музыканта улыбка Фашизму давала отпор. Пощёчиной бил талант, И, став, как бумага, белым, В скрипача сам комендант Свой разрядил парабеллум... * * * *Сколько их было? Дюжина?Семнадцать иль двадцать пять? Жизнь их войной отутюжена, И некому их считать. Мир их исчез в круговерти. Стёрт был с лица Земли. И танго любви и смерти Нот нигде не нашли. А что же от них осталось? Рассказ, а это не малость, О том, как живые мишени Погибли, не став на колени. Каждый из них был маэстро... * muerto — исп. — смерть. ПОЭМА О МУЖЕСТВЕ ОБРЕЧЁННЫХ Мирослава Радецкая Тема Освенцим, фашистских лагерей смерти с годами не теряет своего всемирного значения, раскрывается новые драматические грани её, подсказанные историей. Одна из них — восхищение силой слабых, не дрогнувших перед нацистской чумой. Движение сопротивления носило интернациональный характер, человечность бесстрашно противостояла звериной, циничной сути фашизма. Пример тому хотя бы победа духа и мастерства киевского «Динамо» над фашистской футбольной командой, стоившая победителям жизни. Время донесло до нас величественную в своей трагедийности историю концлагерного еврейского сборного оркестра, проявившего высочайший героизм — постоянное, неподвластное страху смерти сопротивление убийцам. Оно стало темой поэмы Марка Некрасовского. В основе Рельефно-зримо передаёт он как образ коллектив и собрание индивидуальностей. Из Франции, Бельгии, Польши. «Каждый из них был маэстро, Гордость и слава страны». И для поэта неважно: «Сколько их было? Дюжина? Семнадцать иль двадцать пять? Жизнь их войной отутюжена И некому их считать». Из эшелонов смертников, прибывших в лагерь из разных стран, создан еврейский оркестр. Его миссия — провожать хорошей «арийской» музыкой уходящих в печи крематория: фашистские палачи сентиментальны. Первым взбунтовался против участия в лицемерной игре молодой скрипач, уже проводивший в печь отца под музыку Баха. Но мудрый дирижёр, написавший «Танго смерти», понимая неизбежность её, предлагает оркестрантам превратить музыку в орудие протеста, даже приблизив время собственной гибели. Комендант лагеря предупредил музыкантов, что, если вместо «Полета валькирий» Вагнера, будут играть «Жидовское танго», один из оркестрантов немедленно отправится в крематорий. Фашист раскусил тактику несломленных жертв: «Выбор у вас остаётся: Геройствовать или смерть». Есть глубокая ирония в выборе палачами именно этой музыки Вагнера. В своей оперной музыке он использовал древнегерманскую мифологию, по которой души павших воинов в После бессонной ночи музыканты проявили величие человеческого духа, величие обречённых: для смертников «танго сквозь все препоны Пело о вечной любви...» (В сокращении.) |