[Сила слабых] [ФеминоУкраина] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [В круге света] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [Это Луганск...]
[Поле надежды — на главную] [Наши публикации]


Евгения Бильченко

Размышления о Смехе, смехе и плаче


Размышления о Смехе, смехе и плаче        Смех есть скрытый Плач. Вернее, существуют два вида смеха: Смех и смех, именно так, с большой и маленькой буквы. Обыкновенный Смех никогда не приведёт к слезам, потому что ему не о чем скорбеть: он полон, весел и сочен, как спелое яблоко. Именно благодаря своей полноте он царственно самодоволен, поэтому и начинается на большую букву, раздуваясь от собственной пышнотелости. Можно сказать, что он «духовно здоров». Так Смеются в кинотеатрах, за столом и в постели. Так Смеются крепкие дети на крепком морозе при виде деда Мороза.
       Присмотритесь к празднованию Нового года на детском утреннике. В шумной, пёстрой, Смеющейся толпе вы обязательно найдёте ребёнка, который стоит как бы вблизи всех — не слишком далеко, чтоб отчуждение его не было замеченным и не стало предметом общих насмешек, но и не слишком близко, чтобы обжечься об этот шум и об эту пестроту. Ребёнок, как правило, улыбается — улыбкой, вот-вот готовой заплакать.
       А теперь посмотрите на этого ребёнка дома, в кругу родных и близких ему людей, которых он не боится. Жалея его, они привели к нему своего Деда Мороза. Ребенок — смеётся. И в этом смехе — гораздо больше истинной радости бытия, света и кристальной чистоты, нежели в том, первичном, Смехе довольных жизнью и весёлых людей. Так смеются в храмах, за книгой или в любви. Смеются почти беззвучно, без смешка, без улыбки, познав до известного конца полноту страдания. Беззвучие смеха делает его смиренным и маленьким, а посему — наивысшим. Плачут после такого смеха тоже беззвучно, одной душой выпрастывая и выплескивая грудные залежи.
Размышления о Смехе, смехе и плаче        Наверное, эти два вида смеха — Смех и смех — и есть то, о чём говорят: «небесное» и «земное», «праведное» и «греховное», «духовное» и «телесное», «прекрасное» и «безобразное», «божественное» и «человеческое», «христианское» и «языческое»...
       Склонность смеяться так, а не иначе, в дальнейшем определяет судьбу. Дети, вылинявшие во взрослых, будут продолжать свой утренник. Те, в душе которых преобладает Смех, станут Хозяевами этой жизни, те, у которых преобладает смех, — её Аскетами. Так рождаются политики и священники. Причём в обоих случаях речь идёт о призвании, а не о положении, ибо натура — дело рук Господа, а статус — рукотворная фикция. Как много врождённых политиков по ошибке оказываются священниками, коим не сидится в сане, но как мало истинных священников — среди политиков! Я не думаю, что, когда Иисус говорил о Любви, Он, её уникальное и абсолютное воплощение, видел перед собой Инквизицию, Крестовые походы и рекламные слоганы.
       Однако есть ещё одна категория не вполне понятных людей, к которым принадлежат философы, художники и женщины. Они смеются обоими видами смеха одновременно. Объединяет их рождающееся из такого двойного смеха Творчество. Оно — источник их силы и причина их слабости, мотив для оригинальности и стимул к плагиату, грань между виной и невиновностью. В чистилище этой двойственности они попадают не потому, что так хотят, желают этого, а потому, что они так сотворены. Если бы их природа была иной, эти люди бы не творили: философы — истины, художники — красоты, женщины — жизни. Настоящее Творчество рождается в узком промежутке между светом и тьмой, улыбкой и слезами, и, в зависимости от того, куда оно будет двигаться — к свету или к тьме, Творчество это либо выживает, либо умирает. Если к тьме — Смеху, телу, хозяйствованию — умирает. Если к свету — смеху, душе, священнодействию, — обретает жизнь вечную. В общем, чтобы стать творцом, Смеющийся должен заплакать, а потом — стать смеющимся...
Размышления о Смехе, смехе и плаче        Ясное дело, что de facto чистых видов не существует. Каждый человек несет в себе смешинки этих трёх типов: Смешного, смешного и двойственного. В политике живёт праведник, в художнике  — богослов, в богослове — философ, в мужчине — женщина и так далее. Более всего переживают те, в ком эти грани представлены на равных. Разноцветный кристалл, безусловно, радует глаз, но всё же меркнет перед алмазом. Более всего мучаются те, кто, по природе своей принадлежа к людям смеха, выталкиваются жизнью — то ли по слабости своей, то ли по несовершенству самой жизни — в людей Смеха. Есть разница между переживанием и мукой: переживание — это настроение, мука — состояние. Переживание — поверхностно, мимолётно и возбудительно. Мука — глубинна, длительна и утешительна. Переживание — раздражение, мука — страсть, в первоначальном смысле страдания. Они танцуют в обнимку, почти разнополо, как либидо — с любовью, чтобы, наконец, закончиться. Переживание — прерывается — ничем, мука — завершается — просветлением.
       Я Смеюсь, чтобы скрыть что — смеюсь. Я плачу, потому что — смеюсь. И я смею надеяться, что смеюсь я всё же больше, чем Смеюсь, иначе: почему плачу?
       Блаженны Смеющиеся, ибо они станут смеющимися.
       Блаженны смеющиеся, ибо они заплачут.
       «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

6 мая 2008 г.

Опубликовано на сайте Поле надежды (Afield.org.ua) 12 августа 2009 г.





[Поле надежды — на главную] [Архив] [Наши публикации]
[Сила слабых] [ФеминоУкраина] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [В круге света] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [Это Луганск...]