[Сила слабых] [ФеминоУкраина] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [В круге света] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [Это Луганск...]
[Поле надежды — на главную] [Наши публикации]


Татьяна Зимбули

ЖИВОПИСНОЕ ПРИМИРЕНИЕ


Живописное примирение      Вчера мужу позвонила моя приятельница, с которой мы в ссоре уже полгода, и сказала, что у нас в городе открылась выставка Дали. До ссоры приятельница была моей подругой. Муж Дали не любит, и даже с моей бывшей подругой не пойдёт на выставку, а я — люблю, и, кажется, пойду даже с той, с которой...
     Я точно помню, из-за чего мы поссорились, хотя прошла целая половина года! И виноваты были: моё чрезмерное и не всегда уместное терпение, моя мягкость и не имеющая границ тактичность и, наконец, моя подруга, позволившая себе непозволительную грубость в отношении моей семьи.
     Сколько раз я давала себе слово не пускать на самотёк проявления фамильярности в разные адреса, то есть в адрес мужа, мой и других членов моего семейства! Сколько раз я клялась прекращать на корню пошлые шуточки, неприличные выражения, направленные по тем же адресам! Сколько сил я потратила на то, чтобы давать себе слова и клясться!
     Очень много раз.
     И вот однажды все разы сработали. Подруга в тот злополучный день, ничуть не заботясь о том, что может быть и так: «язык мой — враг мой», сказала (ляпнула, брякнула, сморозила, бросила) при посторонних совершеннейшую глупость, на которую нормальный человек не обратил бы внимания, а если бы и обратил, то, пропустил бы мимо ушей. Каково же было моё изумление, когда я, считающая себя абсолютно нормальным человеком, вдруг сорвалась (сработали разы!) и решительно возникла. Я (!) поссорилась со своей подругой.
     Муж тогда проявил высочайший дипломатизм и, наверное, поэтому вчера раздался вышеупомянутый звонок.
     — Может, всё-таки, сходим? — робко так, заискивающе, я попыталась выяснить твёрдость его принципов, ведь времена меняются, и кто знает, не изменился ли за последние минуты мой муж.
     — Я понимаю, ценю, уважаю, боготворю, восхищаюсь гениями различных эпох и направлений в живописи, но испанского гения эпохи сюрреализма господина Сальвадора Фелипе Хасинто Дали я не люблю. Это необъяснимо. Видимо, мы не совпадаем по гороскопу.
     Я подумала, это уже можно назвать «с ума сойти», или ещё рано? Постояла, нервно похихикала, тихо сказала:
     — Извини.
     — Ты не виновата. Иди одна.
     — Одна?! А с кем делиться острыми переживаниями и бурными восторгами?! Кому передать всю гамму страстей, охватывающих меня при виде его полотен?! Я не хочу, в конце концов, идти одна! — Я почти кричу. Вот почему столько восклицательных знаков!
     — Пойди с... — Муж называет имя моей бывшей подруги! Как он может?!
     — С ней?! Ты с ума сошёл?! — Нет, я же решила, «сходить» ещё рано.
     — Брось, дорогая моя, через пятьдесят лет о вашей стычке никто не вспомнит. А вот поход на выставку знаменитого каталонца вы не забудете никогда. И я тоже. Уж поверь мне, любителю живописи иных направлений.
     И больше на тему похода он мне разговаривать не разрешил. И правильно сделал! Не хватало ещё поссориться со своей второй половиной.
     Но ведь я тоже — половина. Его. Да, я понимаю, всё понимаю. По большому счёту, нельзя обижаться на то, что человек — муж — может не любить Дали, и то, что он может любить какую-то другую живопись. Но, в конце-то концов!.. если есть большой счёт, то можно обидеться немножко, по-маленькому. Так я и сделала.
     День открытия выставки начался с мелкого зимнего дождя. Никогда бы не подумала, что может быть альтернатива песне «Эти летние дожди»1. Даже земной климат меняется, а мужнины принципы нет! Значит, всё-таки человек сильнее природы?! Или только мой муж? Ах, как приятно осознавать, что рядом с тобой по жизни идёт такой сильный мужчина с принципами!
     — Звони... — Муж называет её имя, — и идите быстрее, есть вероятность, что будет очередь.
     О, чёрт! Принцип! Гордость! Дали! Быть выше этого! Идти одной?! С ней?! Боже мой, какие муки! Где же ты, волшебная сила искусства, влияющая на человеческие судьбы?!
     Медленно набираю номер.
     — Даша? — Пауза. — Здравствуй. Ты звонила вчера...
     — О! Привет! Твой не пойдёт, знаю, давай без него. Я звонила в кассы, забронировала два билета, на всякий случай, на завтра. Дороговато чуток, но это же Дали! Встречаемся у главного входа в полдень. И не опаздывай! Ты меня-то хоть помнишь? Шучу! Я буду в короткой дублёнке. — Никакой паузы и угрызений совести. — А ты? Не забудь, встречаемся у главного входа! В двенадцать!
     Шутница. Я осторожно положила трубку и глубоко задумалась. Мысли были такими глубокими, что я чуть не утонула в них.
     Резкий телефонный звонок выбил из головы все философские рассуждения.
     — ...
     — Даша?
     — Извини, подруга, к сожалению, я не смогу пойти. Потом всё объясню, я на вокзале, еду в Москву. Завтра у администратора спросишь два билета на твою и мою фамилию. Удачного погружения в мир сюрреализма!
     Она не лукавила. Работая спецкором в главной местной газете, никогда не знаешь, где будешь завтра.
     — Ты что, не пойдёшь? — Я не заметила, как подошёл муж, наклонил голову, как совёнок, и осторожно ткнул моё плечо указательным пальцем. — Из-за неё? Из-за меня?
     Нет предела человеческой растерянности!
     — Я... нет, я... Даша не сможет пойти, мы так и не встретимся, — я искренне огорчилась.
     Муж решил помочь моему «горю» — обещал пойти со мною. Я удивилась очень.
     — А я не буду смотреть, — сказал он.
     Думаю, у него будет утонченное развлечение: наблюдение за наблюдающим. Просто Фридрих Дюрренматт!2 Только без поручения, а добровольно и по любви. Ну, или из уважения и жалости.
     На выставке он смотре-е-ел! Но лучше бы сдержал своё слово. Муж хихикал (это у нас семейное) и говорил, что некоторые работы мог нарисовать и сам. Зато некоторые — точно бы не смог. Гениальный Дали не боялся совершенства.
     Выставлены были скульптуры, декоративные тарелочки с его картинками, картоны и фото. Картин не было. Ну и хорошо — ни одной из этих работ и фото я не видела до этого. Хотя Дали увлекаюсь давно.
     «Сюрреализм — это я!» — говорил он о себе. «Испанский живописец Сальвадор Дали — король сюрреализма» — говорим мы о нём.
     Я часто вижу цветные фантастические сны, нереальность которых завораживает, иногда даже пугает меня, но всегда очаровывает чем-то странным, неизвестным, непознанным моим человеческим мозгом. Моим женским мозгом. Работы Дали — продолжение моих необыкновенных снов, прикосновение к моим грёзам. Мужской мозг Дали, отражая глубокие ощущения, выходит за пределы здравого человеческого смысла, и уж тем более за пределы женской логики. Он гений, обладающий талантом совмещать несовместимое: фотографическую точность изображения с как будто бы детскими мазками, настоящее с ненастоящим. Он гений, потому что повергает меня то в восторженное состояние, когда смотрю на одни его картины, то, вызывая полное отвращение и ужас, глядя на другие.
     Кажется, я нашла ещё одну причину не очень большой любви мужа к живописи Дали! Это сны! Как я раньше не догадалась?! Мы видим разные сны и, наверное, мои и Дали — странно похожи, а у мужа — принципиально нет. Как всё гениальное просто!

Живописное примирение      Я торжественно переставляла ноги от одного шедевра к другому и без конца радовала свой глаз.
     — Тебе нравится?! — блестели мои глазки, рассматривая картоны из цикла «Смертные грехи». — Вот, смотри, «Гордость» и «Блуд», мне они особенно близки. На голове у Гордости — пустая скорлупа. Очень по-нашему. Согласись, Блуд здесь не похож на секс, а скорее на обжорство. Возможно, это выражение поиска второй половины души. Неправильный, но распространенный путь. А вот эти «Женщины с букетами цветов»? Ты понимаешь, почему вместо лиц у трех граций — букеты, а на ногах рыбьи и кошачьи хвосты (украшения, хвостики норки или горностая). Постой, здесь есть аннотация!
     Пока я читала, что рыбьи хвостики символизируют святость, а кошачьи — сексуальность, что женщины управляют этим сами, муж ненавязчиво вырвался из моих рук и отошёл в сторону.
     Наверняка Дали ему лучше виделся и воспринимался из дальней дали. Ах, какая чудная словесная абракадабра! Это от чувств-с.
     Думаю, он немного не прав, этот аннотатор: женщинами в основном управляет страх. Так что тут не до святости или сексуальности. Хотя, если бы не страх, то аннотация была бы истиной.
     Мужа нашла рядом с небольшой скульптурой «Лошадь, оседланная временем». Он долго рассматривал седло в виде мягких часов. Сейчас поделится впечатлением, тепло подумала я. Всё-таки не может такой художник оставить человека равнодушным. Нравится — не нравится, люблю — не люблю — это побочные и не глубокие мысли. Здесь другое! Человек стоит, молчит, смотрит, созерцает, ду-ма-ет! Сейчас его душу затронула эта маленькая лошадь. Я стояла за любимой спиной и боялась нарушить гармонию высоких отношений зрителя и художника...
     — А она вполне могла бы украшать книжную полку. Ну, что? На выход?
     — Ах, «на выход»?! Зачем тогда ты пошёл со мной?! Я... я... — Я чуть не задохнулась от возмущения, потому что ну совсем не ожидала такой никакой реакции. И ещё потому, что и сама так подумала, когда впервые увидела эту скульптуру.
     Парадокс. Иногда думаю, хорошо, что у нас с мужем разные взгляды на то или на это. Ведь так интереснее в жизни. Есть о чём поговорить, поспорить, поделиться этими самыми разными взглядами друг с другом. А иногда — так: хорошо, что одинаковые. Всё понимаем с полуслова, с полувзгляда, с полунамёка. Не нужно много говорить, лишний раз спорить, доказывать что-то друг другу.
     Однако здесь и сейчас захотелось вдруг, чтобы мысли не совпали, чтобы можно было поспорить, пообсуждать это творение гения, напротив которого так задумчиво стоял мой муж. А они — раз! — и совпали. Просто не по моему хотению вышло. И вообще. С подругой хотела помириться, а её отправили в командировку.
     «На выход!»
     — И не трогай меня! Пусти! Что ты, при людях, обнимаешься...
     — Я хочу ответить на твоё «зачем». Дали не только живописал, он ещё и умно писал. Я, между прочим, читал. В буквенном варианте его произведения мне больше нравятся. Я пришёл сюда с тобой затем или потому, что «Искусство — ужаснейшая болезнь, но жить без неё пока нельзя». Это он сказал. А потом есть ещё одно его высказывание, очень близкое мне: «Моя живопись — это жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни чувства». Теперь можно тебя потрогать?
     — Мо-о-о-жно!
     Мы целовались на выходе.

1 «Эти летние дожди». Автор музыки М. Минков. Автор слов С. Кирсанов.
2 Фридрих Дюрренматт, швейцарский драматург, прозаик и публицист. «Поручение, или О наблюдении за наблюдающим за наблюдателями». Повесть в двадцати четырёх предложениях.

Опубликовано на сайте Поле надежды (Afield.org.ua) 26 февраля 2008 г.



Mar 02 2008
Имя: Светлана Дзюба   Город, страна: Украина
Отзыв:
Как читатель, я не согласна со словами автора о том, что "Мужской мозг Дали, отражая глубокие ощущения, выходит за пределы здравого человеческого смысла, и уж тем более за пределы женской логики" и "Женщинами в основном управляет страх". А вы как думаете?


Mar 04 2008
Имя: Наташа   Город, страна:
Отзыв:
Мне кажется, что это распространенный мужской взгляд на женщину, что "женщинами в основном управляет страх"

НАПИШИТЕ ОТЗЫВ:
Имя: *
Откуда:
Отзыв: *




Все произведения Татьяны Зимбули на этом сайте:



[Поле надежды — на главную] [Архив] [Наши публикации]
[Сила слабых] [ФеминоУкраина] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [В круге света] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [Это Луганск...]