Пепел скифского очага - afield.org.ua Этот объект не пользуется особым вниманием туристов. Разноцветные комфортабельные автобусы стремительно проносятся внизу - скорей, скорей, к буклетным красотам Южного берега Крыма. А тут, на зелёном плато, пустынно, полынью пахнет. Окраина современного Симферополя, центр города куда более древнего - Неаполя Скифского. 


[Сила слабых] [ФеминоУкраина] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [В круге света] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [Это Луганск...]
[Поле надежды — на главную] [Наши публикации]
return_links(2); ?>


Рената Ларичева

ПЕПЕЛ СКИФСКОГО ОЧАГА


Пепел скифского очага      Этот объект не пользуется особым вниманием туристов. Разноцветные комфортабельные автобусы стремительно проносятся внизу — скорей, скорей, к буклетным красотам Южного берега Крыма. А тут, на зелёном плато, пустынно, полынью пахнет. Окраина современного Симферополя, центр города куда более древнего — Неаполя Скифского.
     Строчка из путеводителя вызывала недоумение:
     «Здание с фресками. Сохранились росписи в технике сграффито». Росписи — в скифском доме? Но ведь домом скифа была кибитка. Этакое нелепое на первый взгляд сооружение, похожее на печь на колесах. Правда, Геродот описывал кибитку вполне уважительно: «Называются они (скифы) кочевниками потому, что у них нет домов, а живут они в кибитках. Они кругом закрыты войлоком и устроены подобно домам; они непроницаемы ни для воды, ни для снега, ни для ветров». Зачем же росписи кочевникам и воинам? Всю жизнь — в походе. Грубая одежда, колчан с трёхпёрыми отравленными стрелами на плече, а из предметов искусства — разве что золотой набор на уздечке в «зверином» стиле, да бронзовая чаша, где смешивали вино с собственной кровью, скрепляя дружеские союзы. Их домом, городом, миром была степь. Когда славный персидский царь Дарий пожелал покорить диких скифов, они даже не стали сражаться с ним, а ответили насмешливо и спокойно: «У нас нет городов, нет засаженных деревьями полей, нам нечего опасаться, что они будут покорены или опустошены, нечего поэтому и торопиться вступить с вами в бой». Армии персов, вымотанной бесполезными переходами по бескрайним степям, пришлось вернуться ни с чем, так и не встретив противника.

Пепел скифского очага      Но всё-таки они были, скифские города. Вот он, Неаполь, столица поздне-скифского государства, возникший в III веке до нашей эры, погибший в III веке нашей. Цепь зелёных холмов. Белая, вбитая в траву тропа ведёт с увала на увал. Яблоня рядом с оборонительным валом. Даже развалин не сохранилось — так, остатки фундаментов, белые камни в траве, ямы, забитые мусором. Осматривать вроде бы нечего, но давайте вместе с Сергеем Колтуховым, научным сотрудником Крымского областного краеведческого музея, пройдём по этой белой тропе через спящий город.
     Плоский камень с дырой посередине — подпятник для ворот. Конечно, их охраняла стража, значит, вот этот маленький дом (фундамент из белых известняковых плит всего-то длиной в семь шагов) вполне мог быть караульным помещением. Невысокий крутой гребень — оборонительная стена, прежде весьма внушительная — высотой в десять, а толщиной в двенадцать метров. И тут же (не оступиться бы!) — тянется ряд зерновых ям — идеально правильной формы, стены тщательно обработаны. Ёмкость приличная — в каждую входило от двух до четырёх тонн. Здесь хранились государственные зерновые запасы — на случай осады, для торговли.
     Обычный сарай из известняковых плит, амбарный замок на дверях. А внутри — мавзолей скифских царей. Археологическая экспедиция, проводившая здесь раскопки в 1946 году, обнаружила оружие и предметы скифского быта, более тысячи золотых украшений. Сейчас разработан специальный проект консервации мавзолея. Древняя, грубая кладка стен будет реконструирована и поднята до прежней высоты, и стеклянный купол перекроет раскоп. Рядом будет построено здание музея.
     Но пойдём дальше. Груда камней у городской стены. Остатки постамента конной статуи скифского царя Скилура. Как определили это? «Началом раскопок Неаполя Скифского можно считать 1827 год», — горько шутят археологи. Дело в том, что именно в это время по царскому указу началось строительство Симферополя, и древний Неаполь было разрешено использовать как... городскую каменоломню. Случайно на возу у одного из крестьян заметили плиту с посвящением скифскому царю. Крестьянин указал место, где брал камень. Предполагают, что статуя была бронзовой. Что-то ещё увезли на возах? Знаменитому «дому с росписями» удивительно повезло: стены выломали, конечно (на строительный камень), но росписная штукатурка сохранилась — она обвалилась раньше, и до неё не добрались. Удалось собрать её и восстановить роспись. Множество сюжетов, выполненных в технике сграффито, геометрические узоры, типичные для скифского искусства, и — необычайно чёткое изображение стенобитного орудия.
     Так зачем всё-таки суровым скифам понадобились эти росписи, скульптуры и зачем кочевому племени нужен был город, который приходилось укреплять и защищать?

Пепел скифского очага      Это был очень любопытный период истории — IV век до нашей эры. Скифы жили на огромной территории — от Днепра до Азовского моря, в Крыму, на землях к югу от Дуная. Резко изменилась их жизнь — прежде воином был каждый скиф, даже женщины владели луком профессионально. Теперь же появились специальные воинские отряды. Раньше скифы объединялись только во время походов, теперь был заключён постоянный союз племён, и во главе его встал Атей. Он был храбр — в девяносто лет во главе скифов сражался против опытнейших войск Филиппа Македонского. Он был мудр — и греческие города-колонии в Причерноморье превратились из непримиримых врагов в союзников. Конечно, вечного мира добиться не удалось, но развивалась торговля, расцветали ремёсла. Уже не на поле боя встретились два народа, очень непохожих: скифы и греки. Что они сумели дать друг другу? Принято считать, что в роли «дающих» выступали только греки...
     Но скифы были на удивление талантливыми земледельцами — их поля давали урожай отборной пшеницы. Они были искусными ювелирами, золото любили искренне — не за то, что дорого, а за то, что красиво, и рисунки их украшений были по форме изысканны, по сюжету мудры. Своих коней они понимали так, будто сливались с ними в одно целое. Легенда о кентаврах — это о них, скифах. Они понимали природу и умели сливаться с ней.
Пепел скифского очага      Да, встретились два народа, очень разных, и появились скифские города с прекрасными статуями на площадях, искусными росписями. Это было не механическое заимствование, скорее — взаимопроникновение культур. И как символ этого — древний рисунок из Неаполиса: фигура скифа — в традиционной одежде, в традиционнейшей остроконечной шапке, но с лирой в руках. Могла бы возникнуть интереснейшая, совсем новая культура, соединившая в себе всё богатство и разнообразие культур-прародительниц.
     Они не успели. Город погиб от набега готов. Дома были разрушены, защитники казнены. Осталось самое прочное — пепел и черепки. Черепки тонких милетских ваз, обломки чернолаковой посуды, краснофигурной керамики. Почвенный слой здесь тонок — сантиметров двадцать, глубже — скала. Они как будто сами вылезают из земли, осколки пифосов, белые ручки от амфор, на которых бесконечно давно, полторы с лишним тысячи лет назад, кто-то выдавил пальцем полоски бороздки. Наверное, чтобы тяжёлая амфора не выскользнула из рук...
     И ещё пепел сохранился и зола. В городе был обычай — пепел из домашнего очага посвящался богине огня — Тобите, и ссыпать его следовало только в специально отведённых местах. Мудро и гигиенично (жители средневековых городов, такого обряда не знавшие, вываливали мусор на середину улицы). На священном месте постепенно вырастал огромный холм из пепла и золы. Сейчас мы стоим на одном из них. «Зольник № 2» — именуется он официально. Когда-то его считали курганом, раскапывали в поисках богатых захоронений. А находили один пепел.

     Пепел давно остывшего домашнего очага. Интересно, ярко ли он горел? Кто сидел перед ним, думал о чём?
     И не было ли среди них — одной, нелюбимой, которая так и не создала никогда своего семейного очага?..
     Но ведь не только пепел остался. Осталась память.

Опубликовано на сайте Поле надежды (Afield.org.ua) 20 февраля 2007 г.


Костюм скифов



Все произведения Ренаты Ларичевой, опубликованные на этом сайте:




[Поле надежды — на главную] [Архив] [Наши публикации]
[Сила слабых] [ФеминоУкраина] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [В круге света] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [Это Луганск...]


return_links(); ?>