Там, где взойдёт звезда Аделаида - afield.org.ua Касона, Алехандро Родригес Альварес, написал и поставил более 20 пьес. Этого испанского драматурга хорошо знают в бывшем Советском Союзе 


[Сила слабых] [ФеминоУкраина] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [В круге света] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [Это Луганск...]
[Поле надежды — на главную] [Наши публикации]
return_links(2); ?>


Светлана Дзюба

ТАМ, ГДЕ ВЗОЙДЁТ ЗВЕЗДА АДЕЛАИДА


— Он пишет слова «америка» и «европа» с маленькой буквы, а слово Женщина с большой! Что бы это могло означать?
— Три орфографические ошибки.
(из пьесы А.Касона)


Там, где взойдёт звезда Аделаида       ...Они жили в горах, в непостижимой дали от рода людского, и только звери и птицы лесные были им друзьями и собеседниками. Они жили... Пока не пришла беда: Она изменила Ему. И тогда Он обезумел (обезумел ли?) и поклялся до конца дней своих больше не видеть людей, а тем более женщин, и сына своего вырастить вдали от женщин и книг. Так они и коротали время вдвоём среди нетронутой природы, охотясь и ловя руками рыбу, беседуя с птицами на их языке. Но надо же человеку хоть иногда кого-нибудь называть по имени (впрочем, это уже из другой песни). Вот и глядел Он вечерами на звёзды, обращаясь к каждой из них: Алия, Асцелла, Альциона... И иногда, очень-очень тихо, словно пытаясь вместить в это слово всю неизмеримую боль своей души:
      — Аделаида...

      ...Это звезда, за которой шли долгие годы, шло целое поколение, выросшее на кухнях, среди лжеценностей и лицемерия. Вообще, звезда в песнях «Аквариума» — многозначный символ света, надежды, верной дороги. Песня эта — одна из самых удачных в творчестве группы. Но немногие знают, что, когда в 1985 году будущий режиссёр Лариса Лилянова ставила дипломный спектакль в Вологде, ей хотелось, чтобы в нём звучала хорошая песня. Она обратилась с просьбой к знакомому питерскому музыканту, и тот написал песню для спектакля. Этим музыкантом и был Борис Гребенщиков, а пьеса — «Третье слово» Касона.

                 Ветер, туман и снег.
                 Мы — одни в этом доме.
                 Не бойся стука в окно —
                 Это ко мне,
                 Это северный ветер,
                 Мы у него в ладонях...

      ...Касона, Алехандро Родригес Альварес, написал и поставил более 20 пьес. Этого испанского драматурга хорошо знают в бывшем Советском Союзе — хотя бы по пьесе «Деревья умирают стоя», которую часто ставили во многих городах. Алехандро родился в небольшом пастушьем селе Бесулья в северной Испании, в семье сельского учителя. От матери он перенял любовь к старинным стихам и романсам. Касона писал, что, если бы не стал драматургом, был бы, как дед, сдержанным и сильным кузнецом. Может быть, отсюда, из воспоминаний детства, и родилась сага о нетронутой природе и не испорченном цивилизацией человеке?

                 ...Но северный ветер — мой друг,
                 Он хранит всё, что скрыто.
                 Он сделает так,
                 Что небо станет свободным от туч
                 Там, где взойдет звезда Аделаида...

Там, где взойдёт звезда Аделаида       ...Молодая учительница Маргарита приезжает в богатую семью, живущую в горах, чтобы научить ребёнка этой семьи чтению, письму и хорошим манерам. Однако выясняется, что ребёнок каждый день ходит на охоту с ружьём и собаками, что до неё уже безрезультатно приглашались три учителя, и одного из них ребёнок сбросил с башни. И что ребёнку 34 года. «Дитя природы» зовут Пабло, и он совершенно не умеет вести себя в человеческом обществе. Что было делать молодой женщине, которую дикарь, кстати, при первом знакомстве укусил?
      Марга (так Пабло назвал её, потому что так короче её звать в горах на охоте) осталась, и мы видим, как с каждым днём между этими совершенно разными людьми пробуждается любовь. Они учатся друг у друга — прежде всего, различному пониманию жизни. И в конце спектакля мы видим, кто же здесь настоящий дикарь, — Пабло, быстро обучившийся наукам, но сумевший сохранить чистоту и искренность ребёнка, или человек «цивилизованного» общества, живущий среди лжеценностей и лицемерия, встречающий и провожающий всех «по одёжке».

                 ...Я помню движение губ,
                 Прикосновенье руками.
                 Я слышал, что время стирает всё.
                 Ты слышишь стук сердца —
                 Это коса нашла на камень...

      Пьесу «Третье слово» поставили около 20 русскоязычных театров, во многих она шла под названием «Дикарь». Но, может быть, следуя авторскому замыслу, более точным было бы название «Третья ВЕЩЬ». Ибо ВЕЩЬ, как понимает это Пабло, — нечто большее, чем то, что можно определить словом. В своей жизни ему удалось ощутить две такие ВЕЩИ — Жизнь и Смерть, и недаром Марга, потрясённая его рассказом об этих моментах, попросила: «Бог с ними, с Америкой и Европой, но Жизнь и Смерть пиши, пожалуйста, с большой буквы...» И нетрудно догадаться, что третья ВЕЩЬ — это Любовь.
      Пьеса Касона очень светлая. Можно испытать настоящий катарсис, можно плакать и смеяться, но никак не получится равнодушно скучать. Не зря её часто рекомендуют для просмотра всей семьёй.

                 ...И нет ни печали, ни зла,
                 Ни горечи, ни обиды.
                 Есть только северный ветер,
                 И он разбудит меня
                 Там, где взойдет звезда Аделаида.

Там, где взойдёт звезда Аделаида       И вот ещё о чём хочется сказать. «Третье слово» — это ещё и гимн Женщине, её силе и мудрости, её умению УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ. Легко ли сохранить достоинство и выдержку под градом оскорблений и несправедливых обвинений из уст любимого человека? Но Марга смогла в критический для их судьбы момент отличить вопль обиженного ребёнка-дикаря от голоса сердца. Уже теряя надежду, она собралась уйти, унося с собой всё лучшее, что было в их любви, — думается, она имела в виду не только будущего ребёнка... Но уходить не пришлось. Она победила, она поднялась над ситуацией, и вслед за ней поднялся Пабло.
      Ведь, если мужчина по-настоящему любит женщину, он простит ей всё, а то, что было до их встречи, вообще не имеет для него значения. Отец Пабло страдал до самой смерти, но так и не простил Аделаиду... А его сын-дикарь постигает эту важную ВЕЩЬ прямо сейчас, на глазах у зрителей.
      И об этом мудрая пьеса Касона напоминает нам, женщинам 21 века. Наступает время, когда женщина выходит на первый план жизни, и становятся особенно важны её женская сила, любовь, воля к сохранению жизни на нашей планете. И её ответственность за эту свою силу. Как пел тот же Борис Гребенщиков в другой песне:

                 Она может двигать собой в полный рост.
                 Она знает толк в полный рост.
                 Мама, что мы будем делать,
                 когда она двинет собой?..

Использован текст песни Б. Гребенщикова «Звезда Аделаида»

Опубликовано на сайте Поле надежды (Afield.org.ua) 7 марта 2007 г.




Mar 11 2008
Имя: Наталия Антонова   Город, страна: Россия
Отзыв:
Статья заставляет задуматься, сделать переоценку ценностей. И понять в жизни нечто новое.

Все произведения Светланы Дзюбы на этом сайте:



[Поле надежды — на главную] [Архив] [Наши публикации]
[Сила слабых] [ФеминоУкраина] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [В круге света] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [Это Луганск...]


return_links(); ?>